Система работы по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни

К сенсорным способностям обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют как бы фундамент умственного развития ребенка, как известно, восприятие – первая ступень познания мира, на основе его строятся память, мышление, воображение. По мнению Б.Г.Ананьева «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека», требуют от работника высокой сенсорной культуры. Профессор Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.

Задачи работы с детьми в 1-й младшей группе.
  1. Создать условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности в группе, в раздевалке, в умывальной.
  2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта детей.
  3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

Система работы с детьми и семьей

Мои малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, мы старались организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого мы создали необходимую обстановку в группе. которая в значительной степени влияет на развитие мозга в раннем возрасте. Своей яркостью, новизной, необычностью наша «среда обитания» побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. Очень много потребовалось сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.

Важнейшими принципами решения намеченных задач являются планомерность и систематичность организации обучения детей. это мы осуществляли через систему занятий по развитию действий с предметами, разработанную Л.Н.Павловой в пособии «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3-х лет» (М. «Мозаика-Синтез», 2003 г).

Однако, учитывая специфику работы с детьми с 2-х до 3-х лет, необходимо постоянное повторение задач занятий в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей. Для этого нами составлен перспективный план работы с детьми, который определяет использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.

Особое внимание для развития зрительного восприятия мы обращали на эстетическую сторону дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляла детям радость, способствовала накоплению сенсорных представлений. При проведении игр и в подбое предметной среды формировались не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой либо предмет мы побуждали детей проводить ряд целенаправленных действий по его обследованию: дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру. т.е. использовали сенсорно-моторные движения. Развивалась рука и при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов. Именно пальчиковые игры и игры по развитию мелкой моторики рук, работа с мозаикой, рисование красками планировались нами каждую неделю.

В повседневной жизни для самостоятельной деятельности предлагали детям игры на закрепление цвета: «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».

В дидактической игре «Помоги рыбкам» просили помочь мамам-рыбкам найти своих детишек: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показывали, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка».

В другой игре «Собери капельки в стакан», раскладывала перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просили собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладывали в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали свои умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые». Постоянно использовали разнообразный дидактический материал. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игру сюжетного содержания «Помоги козляткам спрятаться от волка». цель которой – научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой набор рамок – домиков из красного, синего, желтого, зеленого цветов. На домиках приклеены окошечки с козлятками. Перед детьми ставилась задача: закрыть окошечко дверцей тождественного цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали дверцу по цветовому признаку, спешили закрыть ею окошечко козленочка от волка, Для других детей задания в дидактических играх усложнялись. так в игре «Сыр и мыши» нужно было подобрать по цвету хвостики мышек и тарелочку (мышка с зеленым хвостиком кушает сыр на зеленой тарелочке).

Наши дети также полюбили подвижную игру «Собери колечки». Сначала разбрасывали колечки двух цветов (красные и желтые), дети подбегали, ловили их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.

В «Домике карандашиков» детям нравились игры на сортировку к арандашей, счетных палочек. Интересны задания, которые дети могут выполнять на минифланелеграфе. Например, выложить дорожку-ниточку ( ленточку, шнурок), по которой пройдет матрешка в красном ( синем, белом и т.д.) платье. Побуждали детей к действиям с различными фигурами. Фигуры раскладывала, поясняя свои действия: «Сделаю дорожку. Возьму зеленый квадратик, к нему положу еще такой же, потом еще. Вот какая получилась прямая длинная дорожка зеленого цвета. По ней побежит зайчик. Вот он». Привлекали детей к обыгрыванию действий. «Возьми зайчика и покажи, как он побежит по зеленой дорожке. Прыг скок». Старались дать возможность поиграть с зайчиком, провести его по дорожке каждому ребенку, приговаривая: «Вот как зайчик бежит по зеленой дорожке». Дети выполняли и другие задания: «Разложи красные шарики друг за другом на дорожке»; «построй из желтых квадратиков башенку» и т.д. Очень нравилось малышам оставлять отпечатки своих пальчиков на листах бумаги, которые мы затем обыгрывали, дополняя рисунок, получая образ и даже придумывая сказку вместе с ребенком.

Уборка строительного материала тоже становилась замечательной игрой. Детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету.

Очень активно наши дети играли в игры «Большая и маленькая игрушка», «Одень кукол» (куклы разного размера и соответственная одежда для них), «Соберем грибы» (большие, средние и маленькие), «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера), «Собери пирамидку», «Построй башенку».

Работая над развитием осязательных ощущений детей. мы ставили перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов. Например, мягкий, как киска. Используя методику Монтессори. изготовили игру «Дощечки» для развития тактильной памяти. Большую роль в изготовлении этой игры внесли родители. По просьбе воспитателей подбирали дома разнообразные ткани и материал для дощечек. На презентацию игры были приглашены самые активные мамы-участники.

Так же мы старались подбирать игры, цель которых – открыть для малышей особый мир звуков. сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. В этих играх малыши учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей.

Игра «Кто что услышит?». Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук. Дети с удовольствием играли в эти игры.

Игра «Узнай по звуку предмет». Для этой игры использовали различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, ложка и т.д.). Дети сидели спиной, а мы за ширмой производили шумы и звуки различными предметами. Дети догадывались, чем был произведен звук.

Игра «Тихо-громко» развивали умение менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Для этого подбирали игрушки разных размеров (большую и маленькую собачек, кошечки и др. игрушки, звук которых можно имитировать). Показывали детям двух собачек и проговаривали голосом разной тональности.

Для развития слухового ощущения использовали аудиокассеты с записью детских песенок и загадок. Технические средства повысили интерес детей, сделали процесс обучения более занимательным.

Мы развивали сенсорное представление в центре воды и песка . где предлагали следующие игры: «Найди шарик», «Найди кубик». Дети самостоятельно прятали предметы и с радостью искали их. Также играли в центре воды и песка с большими и маленькими игрушками, а иногда даже проводились с детьми игры с тазами разного цвета. Воду наливали в тазы разного цвета. Ребятки пускали в зеленый тазик больших рыбок, а в красный тазик маленьких. Дети сравнивали на ощупь песок, пшено, рис, фасоль, горох. Они замечали, что все (камешки) разного размера, играя с песком дети пересыпали его, делали из него постройки.

Играя с крахмалом дети чувствовали как он скрипит говорили, что он похож на снежок.

Решая задачи сенсорного воспитания, мы значительно расширяли пассивный словарь детей, активизировали их речевой запас и одновременно решали задачи социально-эмоционального развития, не мешать друг другу, играть вместе.

Хороши варианты использования режимных моментов для обонятельных ощущений детей, когда малыши моют руки, они чувствуют запах мыла. У одних пахнут руки земляничным мылом, а у других по-другому, детским мылом. Перед обедом просили ребят, закрыв глазки, понюхать чем пахнет. Во время карантина дети носили кулончики с чесноком или луком. нюхали его и запоминали.

Использовали прогулки для расширения обонятельных ощущений. Осенью, когда жгли сухие листья, нюхали запах костра, зимой – морозный воздух, весной – вдыхали аромат весны, летом – свежесть дождя. Предлагали детям игры «Угадай по запаху», «Найди по запаху». Привлечение внимания детей к запахам значительно обогащает сенсорный опыт, позволяет открывать новые признаки в восприятии окружающего, расширяют представление о мире.

В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных. доступных чувственному восприятию детей. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, обращали внимание на шум ветра, в осенний период на окраску и форму листьев, прощальные крики птиц, шум дождя, запах сухих и сырых листьев, шуршание их, размер камушков и ракушек. В зимний период рассматривали снежинки, предлагали почувствовать ощущения от их прикосновения. Проводили опыты со льдом, снегом и водой, узнавали свойства снега (липкий, не липкий, сырой, рассыпчатый, хрустит). А зимой вместе с детьми и родителями строили снежный городок. В раскрашивании использовали основные цвета спектра, передавали

различные образы животных через их величину и форму. Мы старались, чтобы дети научились чувствовать красоту родной природы и воспринимать мир во всей его красоте и его многообразии.

Для обогащения чувственного опыта детей осязательных, обонятельных и вкусовых ощущений мы привлекали и членов семей наших воспитанников. В осенний период родители приносили в группу яблоки. Яблоки были разного размера, цвета, и даже вкуса (антоновка – кислое, звездочка – сладкое). Яблоки были шершавые, гладкие, душистые, кислые, сладкие, красные, желтые, зеленые. На родительском собрании по теме «Давайте познакомимся» совместно с детьми было проведено чаепитие. Родители принимали активное участие в его организации. По предложению воспитателей были принесены блюда из яблок (пирог, варенье, яблоки печеные, сушеные).

Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса. Очень много пособий дидактических игр, тренажеров мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. Смастерив какую-либо игру, мамы сами проводили презентацию для детей, участвовали в играх. Брали дидактический материал домой.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по организации сенсорного воспитания с детьми 3-го года жизни способствовала решению поставленных задач: были созданы условия в детском саду, разработан перспективный план по схеме для решения задач сенсорного развития детей, обогащения слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта.

Организация разнообразных занятий (действия с предметами, лепка, рисование)