Главные вкладки

Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение, так как в этот ответственный период жизни человека — период детства формируется его физическое и психическое здоровье, заклады­ваются основы нравственной личности.

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так назы­ваемым критическим периодам в жизни ребенка. Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных про­цессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные про­цессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перена­пряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги час­то сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невниматель­ность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следу­ющие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.).

В период дошкольного детства происходят «глубинные» перест­ройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной часто­той детских инфекций и представляют серьезную опасность для здо­ровья ребенка.

Кроме того, данный возрастной период — это возможность фор­мирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто бо­леющих и предрасположенных к тем или иным хроническим забо­леваниям детей.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной забо­те и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают,  что для этого  надо делать. Объясним им, и они  будут беречься».

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улуч­шить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и до­школьном образовательном учреждении.

Задача педагогов — своевре­менно распознать отклонения в здоровье дошкольников, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей отклонения в развитии, появление невротических состояний и неврозов. А для этого необходимы определенные психологические знания.

Отрадно, что в последние годы в нашей стране к положению детей приковано при­стальное внимание. В соответствии с требова­ниями Конвенции ООН о правах ребенка принят ряд законодательных актов, действует президентская программа "Дети России", Ука­зом Президента РФ № 942 от 14 августа 1996 г. был утвержден Национальный план дейст­вий в интересах детей до 2000 г. и положено начало формированию государственной соци­альной политики, в субъектах Российской Фе­дерации принимаются свои законы и разраба­тываются детские социальные программы, со­здаются специальные государственные органы и социальные учреждения, призванные зани­маться адресной помощью детям, начата под­готовка социальных работников, психологов и педагогов. И тем не менее положение детей вызывает обоснованную тревогу, его иначе как кризис­ным, не назовешь.

Еще в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), постановлении Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспита­ния и подготовке детей к обучению в школе» (1984) ставились задачи воспитания подрастающего поколения: «Необходимо улучшить организацию воспитания и образования детей дошкольного возрас­та. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведении, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину».

Затем, решая проблему о здоровье дошкольников,  было издано Постановление Правительства РФ от 28.08.1997 N 1117 "Об утверждении типового положения об оздоровительном учреждении санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении"

В дошкольных учреждениях много делается для воспитания в коллективе здоровых, всесторонне развитых детей. Здесь они полу­чают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль над развитием и здоровьем, теплое, сердечное отношение обслуживающего персонала, обеспечивающее положительную эмо­циональную настроенность ребенка к оздоровительным и воспита­тельным воздействиям.

Система   общественного   дошкольного   воспитания   предусмат­ривает подготовку детей к обучению в школе, формирование нравственной   личности,   воспитание  любви   к   труду,   к  людям   труда, начальных представлений о будущей профессии, обучение трудовым навыкам, соответствующим возрасту ребенка.

Медицинское обслуживание детей в дошкольных учреждениях включает очень важные разделы работы: диспансеризацию  (контроль  над  развитием и здоровьем детей), организацию соответствующих профилактических и оздоровительных воздействий, контроль за условиями, необходимыми для нормального развития и здоровья ребенка.

Основные из них — здоровый образ жизни семьи, обеспечение возрастного режима и рационального питания, нормального физического инервно-психического развития, ги­гиеническое воспитание и обучение детей. На создание этих условий направлены все усилия работников дошкольных учреждений. Однако в настоящее время не достаточно ни теоретических, ни практических исследований по вопросу формирования здорового образа дошкольников.

Среди авторов, занимающихся проблемой формирования представлений о здоровом образе жизни в дошкольном возрасте, можно отметить таких, как Вайнер Э.Н. Егоров Б.Б. Змановский Ю.Ф. Козин Э.М. Кудрявцев В.Т. Татарникова Л.П. и др.