Любовь в романе Тургенева Отцы и дети

Сочинение по литературе:

Любовь в романе Тургенева Отцы и дети

Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" - роман актуальный для своего времени.

Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-ые годы 19 века.

Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени.

Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности.

В "Отцах и детях" Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви.

Любовная тема очень широко развернута в романе. Она является мерилом жизненности героев. Это чувство проверяет их "на прочность", обнажает истинную сущность человека. По мнению Тургенева, любовь в жизни играет колоссальную роль. Это чувство составляет смысл жизни, без него жизнь бессмысленна. Способность героев испытывать любовь - это для писателя одно из основных качеств в человеке и в его героях.

Основная любовная линия романа связана с образами Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. Нигилист Базаров отрицал любовь как отношение душ. Он искренне считал, что любовь - выдумки романтиков. Между людьми существует лишь привычка, взаимная симпатия и отношения тел. На мой взгляд, такое отношение главного героя к любви связано с его отношением к женщинам. Всю свою жизнь Евгений Васильевич считал, что женщина - существо второго порядка. Она создана для развлечения мужчин. И хотя герой проповедовал, наряду с другими, и идеи женского феминизма, мне кажется, что все же он не воспринимал женщин всерьез.

Таким образом, жизнь Базарова была подчинена рассудку, рационализму. Но все в его жизни изменилось в один миг. Чтобы испытать своего героя и показать всю абсурдность его убеждений, Тургенев ставит на жизненном пути героя преграду - любовь. Базаров, убежденный в силе своей натуры, в своем отличие от других, вдруг. влюбился. Влюбился страстно и неистово, как страстна и неистова была его натура: "Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей. "

Как видим, любовь Базарова противоречива. Она смешана со злобой на себя: влюбился, как дурак, как простой человечишка! Но герой ничего не может с собой поделать. Свое чувство к Одинцовой он пронесет до конца жизни и перед смертным одром захочет увидеть дорогую ему Анну Сергеевну: "Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте. Послушайте. ведь я вас не поцеловал тогда. Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет. "

Интересно, как ведет себя при последней встрече с Базаровым его возлюбленная - Анна Сергеевна Одинцова. Она боится заразиться от Евгения Васильевича, и только чувство приличия заставляет ее подойти к нему ближе. Что же, эта женщина не любила Базарова? А ведь могло показаться, что именно она первая начала выказывать знаки внимания герою. Да, действительно, это так. Но сначала Одинцова заинтересовалась Базаровым как интересным и умным человеком. Затем, почувствовав к нему больше, чем просто симпатию, Анна Сергеевна испугалась. Она не захотела променять свое спокойствие и авторитет в обществе на сильные, но неведомые ей чувства. Сердцем Одинцова понимает, что хочет любви, но ее холодный и бесстрастный ум останавливает героиню. Поэтому Одинцова так несчастна. В эпилоге мы узнаем, что эта героиня вновь вышла замуж, но опять по расчету, а не по любви. Что ж, Одинцова сделала свой выбор в жизни.

Несчастен в любви и антипод, а во многом, двойник Базарова - Павел Петрович Кирсанов. Вся его жизнь пошла прахом из-за несчастной, роковой любви, которую Кирсанов так и не может забыть. Безответная страсть иссушила героя, превратила его в мертвеца, заполняющего свою жизнь "принсипами" и догматами.

Другой тип отношений представляет в романе пара Аркадий - Катя. Аркадий, как "ученик Базарова" и "нигилист", должен был бы тоже отрицать любовь. Но его натура и воспитание берут свое. Аркадий - простой человек, видящий свой идеал в семье, детях, хозяйстве. Он немного мягкотел, легко поддается влиянию. Из-под одной твердой руки (Базарова) Аркадий опадает в другие (Катя). Но герой счастлив, впрочем, как и его супруга. Прекрасна сцена их объяснения в любви. Тургенев хочет нам сказать: вот моменты, ради которых стоит жить. И горе тем, кто их никогда не испытывал: "Он схватил ее большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: "Катя, Катя. ", а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек".

Счастлив в семейной жизни и отец Аркадия, Николай Петрович. Он обожал свою первую жену, а после ее смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка - простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство - их сын Митенька.

Тургенев рисует в своем романе не только несчастливых в любви мужчин, но и женщин. Если мужчина без любви "засыхает", уходит в общественную деятельность или науку, то женщина становится несчастной и смешной. Она проживает свою жизнь зря, не выполняя природного предназначения. Пример тому - образ феминистки Кукшиной в романе. Эту некрасивую и нелепую женщину бросил муж. Она "блистает" своими прогрессивными взглядами, а на самом деле ищет любви, которой ей так не хватает.

Любовная тема - одна из ведущих тем романа И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Все герои писателя испытывают это чувство в той или иной степени, так, как могут или умеют.

Именно любовь становится для них тем мерилом, которое выявляет истинную сущность героев, придает им смысл жизни или делает несчастными.