Развитие речи детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни.

Автор: Колычева Тамара Ивановна. воспитатель, муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 219", общеразвивающего вида Индустриального района г. Барнаула.

Идея опыта: Стимуляция активной речи детей, за счет обогащения словарного запаса и расширения зоны общения со взрослыми.

Актуальность.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Условия возникновения опыта :

Опыт формировался в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 219" в группе, которую посещают дети раннего возраста.

Опыт базируется:

  • на исследованиях А.И. Максаковой, Е.И. Струниной (наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу).
  • на теоретические исследования и показатели оптимального хода развития речи детей от 1 до 3 лет разработанные Н.М. Аксариной и Н.Ф. Ладыгиной

В течение многих лет я работаю с детьми раннего возраста. Наблюдая за играми детей, задавая им вопросы, я составила представление об уровне сформированности их речи (опираюсь на показатели оптимального хода развития речи детей от 1 до 3 лет, разработанные Н.М. Аксариной и Н.Ф. Ладыгиной.) обратила внимание, что темпы овладения детьми речью неодинаковы. Речь большинства детей этого возраста характеризуется общей, смягченностью, недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Результаты наблюдений показали, что, стандартным показателям развития речи в данном возрасте соответствует приблизительно 45% детей, у 10% показатель превышает установ-ленный стандарт. У остальных наблюдается явная задержка речевого развития. А некоторые дети вообще практически не говорят. Выяснив такие факты, я на первом этапе поставила перед собой следующие цели и задачи.

Цель. Поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития детей раннего возраста в системе работы по ознакомлению их с окружающим миром и развитию речи.

  • Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной проблеме.
  • Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.
  • Поиск и апробация методов и приемов работы с детьми.

Свою работу я начала с изучения методической литературы. Наиболее интересными мне показались следующие пособия:

  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М. Мозаика-Синтез, 2000 _
  • Белая К. Занятия с малышами в детском саду. М. Линка-Пресс,2002
  • Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.,Мозаика-Синтез, 2000
  • Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж, 2006
  • Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. М. Владос, 2001

После отбора необходимого содержания из дошкольных методик я составила перспективный план занятий с детьми, опираясь на комплексные занятия Т.М. Бондаренко (т.к. ДОУ работает по программе "Детство"). На таких занятиях конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения.

Каждое занятие я стараюсь сделать игровым, максимально приблизив тему к

знакомой ребенку обстановке. Например, на занятии по теме: "У кого какая

мама", я предлагаю малышам построить детский сад

для маленьких животных. Поем песенку "Строим дом". Мамы-животные (коза,

кошка и т. п.) приводят в детский сад своих детенышей, а затем, после

выполнения нескольких заданий, забирают их домой. На таком занятии ребята не

только учатся узнавать и называть детенышей животных, но и еще раз убеждаются

в том, что всех детей мамы заберут вечером домой. Это создает им дополнительно

психологический комфорт.

При разработке плана я ориентировалась на то, что для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.

Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий. Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком. в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Поэтому на следующем этапе я поставила перед собой следующие задачи:

  • целенаправленное формирование речи;
  • повышение уровня речевого развития;
  • стимуляция коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками;
  • подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников

Передо мною встал вопрос: Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи выбрать для работы с детьми раннего возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализировала возрастные особенности детей раннего возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:

во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие формы совместной деятельности:

  • наблюдение и элементарный труд в природе;
  • сценарии активизирующего общения;
  • разговор с самим с собой;
  • параллельный разговор;
  • провокация или искусственная непонимание ребенка;
  • игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  • слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
  • инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
  • игры на развитие мелкой моторики рук;
  • дидактические игры и упражнения;
  • бытовые и игровые ситуации;
  • элементарное экспериментирование.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают - ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками ("Сорока-сорока"), и прибаутки ("Ладушки-ладушки"). В игре "Ладушки" я использую имена всех детей: ". маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два". При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического "поглаживания", когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

Для развития словаря также использую приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваю: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Один из приёмов активизации речи ребёнка - мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями. "Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!".

Для достижения хороших результатов по развитию речи детей я постаралась создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого использовала совместные с детьми игры, рассматривание вместе сними книг, ежедневное чтение сказок и потешек. Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказали родители моих воспитанников. Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяла сотрудникам дошкольного учреждения, хорошо относилась к воспитателям.

Я каждый день рассказывала родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали. Хорошо то, что родители знают по имени всех детей группы, в которой воспитывается их ребенок. Это делает обстановку в группе более домашней и, конечно, дает родителям новые темы для разговоров с их ребятишками.

Результативность

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети предыдущих выпусков к концу года легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Можно отметить, что дети, которые пришли в детский сад только три месяца назад охотно играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.