Показатели развития детей первого года жизни Фрухт Э.Л.

10 дней

    удерживаем в поле зрения движущийся предмет - ступенчатое следование вздрагивает и мигает при резком звуке

20 дней

    удерживание в поле зрения лицо взрослого или неподвижный предмет успокаивается при сильном звуке, перестает плакать

1 месяц

    возникает перавя мимолетная улыбка в ответ на обращения взрослого плавно прослеживает за движущимся предметом или отклоняющимся лицом взрослого прислушивается а голосу взрослого или звуку игрушки издает отдельные звуки в ответ на эмоциональное общение взрослого пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе

2 месяца

    быстро отвечает улыбкой на эмоциональное общение длительно смотрит на лицо взрослого или привлекший внимани предмет длительно следит за движущися взрослным или игрушкой поворачивает голову в сторону голоса взрослого делает "ищущие" повороты головы при длительном звуке повоторно произносит отдельные звуки поднимает и длительно удерживает голову, лежа на животе

3 месяца

    проявляет "комплекс оживления" в ответ на эмоциональное общение громко смеется в ответ на эмоциональное и речевое обращение длительно смотртит, находясь в вертикальном положении на ручках взрослого, на лицо говорящего с ним человека или показываемую игрушку гулит лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью

4 месяца

    часто и легко возникаем "комплекс оживления" громко смеется в ответ на эмоциональное и речевое обращение узнает мать, радуется поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии подолку певуче лепечет рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки

5 месяцев

    отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого узнает голос матери и близкого человека различает строгую и ласковую интонации обращенной речи переворачивается со спины на живот ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки четко берет игрушку из рук взрослого удерживает в руке игрушку

6 месяцев

    по-разному реагирует на свое и чужое имя извлекает различные звуки из игрушек и предметов - бросает, стучит, нажимает на различные игрушки и предметы произносит отдельные слоги - начало лепета переворачивается с живота на спину передвигается, переставляя руки или немного подползая свободно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает из одной руки в другую в зависимости от свойств предметов и игрушек учится их захватывать пальчиками

7 месяцев

    находит невидимый источник звука в окружающем пространстве на некотором расстоянии от себя на вопрос "где?" ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же звуки хорошо ползает - много, быстро, в разных направлениях игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее

8 месяцев

    на вопрос "где?" находит несколько предметов на постоянных местах по слову взрослого выполняет разученные ранее действия под потешки "Ладушки", "Дай ручку" и др. громко, четко и повторно произносит различные слоги лепета сам садится и ложится придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается игрушками занимается долго и разнообразно действует ими подражает действиям взрослого с игрушкой (толкает, стучит, вынимает)

9 месяцев

    выполняет плясовые движения по плясовую мелодию на вопрос "где?" находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения знает свое имя, оборачивается на зов подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств - катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.

10 месяцев

    по просьбе "дай" находит знакомые предметы среди других и дает их при заигрывании с ним ("догоню-догоню", "сорока-ворона" и др.) выполняет разученные действия и движения подражает взрослому, повторяем за ним слоги, которых нет у него в лепете входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.

11 месяцев

    по словетсной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами: водит куклу, кормит собачку и др. по просьбе взрослого находит и дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др. произносит первые слова-обозначения стоит самостоятельно делает первые самостоятельные шаги овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень и др.

12 месяцев

    различает предметы по форме - отличает кубик от кирпичика узнает на фотографии знакомого взрослого понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей выполняет отдельные поручения: "найди", "отдай", "принеси" понимает слово "нельзя" - прекращает действие по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками легко подражает новым слогам лепета произносит 6-10 облегченных слов ходит самостоятельно, без опоры самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит и др. переносит действия, разученные с одним предметом на другой: водит, кормит, баюкает и др.