Скачать:

Предварительный просмотр:

Влияние повседневных условий жизни на поведение ребенка.

Учитель МБОУ СОШ № 5 г. Курчатова Снигур Н.В.

Часто можно слышать от родителей такие слова: «Дома мы с ребенком занимались, он умел уже считать до 100, читал. Думали, что хорошо будет учиться. А когда пошел в школу, у него начались проблемы, школьную программу усваивает плохо, приносит плохие отметки. Учитель не нашел подхода к моему ребенку»

Давайте разберемся в этом, верны ли выводы родителей, поэтапно рассмотрев такую ситуацию. Утром мама с сыном Сашей заходят в класс. Мама, поздоровавшись с учителем (ребенок при этом молчит), раздевает его, относит вещи в раздевалку. Ученик тем временем начинает доставать из портфеля школьные принадлежности. Мама, вернувшись, говорит: «Давай я сама все достану» - и, сделав это, сказав, чтобы старался, уходит.

Через некоторое время дети, с которыми мамы распрощались еще на пороге школы, уже умеют сами поздороваться, быстро раздеться, достать все необходимое. А наш Саша, долго провозившись с одеждой, по пути пообщавшись с другими детьми, начинает готовиться к уроку. Достав кое-как необходимое и горкой оставив на столе, побежал в коридор поиграть с детьми. Звонок застает его врасплох. Все уже сели, начали слушать учителя, а Саша раскладывает вещи. Когда дети выполняют уже задание учителя, Саша, не слушавший объяснение учителя, не знает, что делать и как, смотрит к соседу, пытаясь присоединиться к другим. А в это время дети перешли к следующему этапу урока…

Вот теперь вам понятно, почему Саша не усвоил урок? Позднее родители Саши могут услышать от учителя: «Саша не здоровается, несобран, не умеет планировать свои действия, невнимателен, не слышит слов учителя, не усваивает программу»

На перемене Саше очень хочется отдохнуть, подвигаться. И он бежит по коридору, догоняя другого Сашу. Забежав в класс, обгоняя друг друга, дети устраивают свалку. Шкафы качаются, грозя свалиться на детей. Учитель, до этого долго и терпеливо объяснявший детям, почему нельзя в школе бегать, толкаться, кричать и т.д. применяет последнюю меру – наказание: ставит непослушных в угол. Это вызывает глубокую обиду в душе ребенка. Ведь дома его не наказывают, все позволяют. А тут!

После занятий мама, забирая ребенка, говорит учителю: «До свидания». (Ребенок опять уходит молча.) Спрашивает, что было в школе, и ребенок жалуется. Мама очень возмущена, ругает учителя и жалеет ребенка. Сама при этом несет его портфель. Дома сына раздевает, ласкает, кормит, отпускает гулять. Вечером вся семья в сборе, смотрят допоздна телевизор. Боевик был очень интересный, закончился к 12 часам.

Утром мама будит Сашу, и только с четвертой попытки он встает, вялый, не выспавшийся, капризный. В школе мама подходит к учителю, чтобы разобраться в ее предвзятом отношении к Саше. Звонок застает учителя врасплох, к уроку подготовиться он не успел, дети были оставлены без внимания. Урок задерживается из-за неорганизованного начала.

В следующий раз бабушка пришла за внуком на продленку. Но Саша не наигрался, и бабушка уходит. Приходит спустя полчаса, но у Саши разгар игры. Бабушка садится и ждет еще полчаса. Наигравшись, ребенок соглашается идти домой, поставив условие: «А ты по дороге купишь мне жвачку?»

На следующий день на уроках Саша вспомнил, что в портфеле у него лежит вчерашняя жвачка, и решил ее пожевать. Долго искал ее в портфеле, долго разворачивал, показывая соседу, какая она красивая и вкусная. А дети тем временем выполняли очередное задание. Учитель перед этим много дней потративший на объяснение, почему нельзя на уроках отвлекаться, молча забирает жвачку. Ребенок обижен…

Вот пример повседневной жизни ребенка. Влияет ли это на поведение ребенка, на успехи в учении? Часто нам приходиться наблюдать, как дети, общаясь друг с другом, сквернословят. Откуда это? Ведь им только 7 лет. Из повседневной жизни. Вряд ли ребенок будет повторять эти слова, если дома он их не слышит, если ему еще раньше (в 2-3 года) дали понять, что есть хорошие и плохие слова. Что плохие слова произносить нельзя. Если дали понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. А всегда ли мы видим, в какие игры дети играют? Если все это не остается без внимания родителей, то ребенок не будет жесток с друзьями, не будет жаден, не будет толкать взрослого, который стоит на пути, где ему надо пробежать.

В последнее время часто наблюдаем, что взрослый для ребенка не авторитет. Взрослого можно толкнуть (даже если это учитель), на него можно не обращать внимания, если он что-то говорит. Откуда это? Повседневное общение с детьми – это огромная школа воспитания. Как только ребенок начинает понимать слово, параллельно с приучением к хорошим поступкам его надо знакомить с нравственными представлениями. Уже в 3-4 года ребенок должен твердо знать, что быть чистым, аккуратным, слушаться старших, помогать им, поделиться с другими, не обижать других – это хорошо. Малышей нужно учить заботиться об окружающих: встретить маму, помочь выложить из сумки покупки, подать папе газету и т.д.

Многие ошибки в воспитании – результат неразумной, слепой родительской любви. «Все лучшее – детям» - прекрасный принцип. Однако дети не должны видеть, что они – предмет особых забот, что им отдается лучший кусок и т.д. Ребенок еще задолго до школы привыкнет только требовать, ничего не отдавая взамен. Хорошо, если родители приучают детей к физическим усилиям, трудолюбию, настойчивости, требуют от них проявления инициативы, умения считаться с интересами товарищей, учат не трогать без разрешения чужих вещей.  Тогда в школе не будет таких диалогов:

- Саша, возьми ручку правильно.

- А я так привык!

-Саша, сядь за партой прямо.

-А я не хочу так сидеть!

У первоклассников уже должна быть сформирована привычка подчинять свое поведение определенным правилам: прервать игру, когда их позовут взрослые, отказаться от предложенной кем-то вещи, если мама не одобряет этого, тихо сидеть, чтобы не мешать взрослым разговаривать, не перебивать их и т.д. Понимание требований взрослых к их поведению позволяет детям в течение некоторого времени заниматься чем-то, в общем неинтересным, сосредоточиться на поручении, подчинить свое поведение принятым правилам.

Вот почему важно, чтобы ребенок имел доступные его возрасту обязанности, нес за их выполнение ответственность. Важно, чтобы эти поручения были постоянными и чтобы родители не спешили делать за ребенка то, что он забыл или просто не захотел сделать.

По теме:

В результате деятельности человека нарушились взаимосвязи между объектами природы. Спиленное дерево, непотушенный огонь привели не только к гибели растений, но и нанесли вред животным, для котор.