Школьная жизнь детей разных народов в прошлом

Суббота, 31 Октября 2015 г. 10:44 + в цитатник

Знакомая ситуация? Ребёнок жалуется на школьную жизнь, и ты уж хотела, как твоя мама или бабушка в свое время, рассказать как в ваши времена сложно жилось школьникам. Как вы ходили в школу за пять километров и ещё несли на утренний сбор металлолом. Но вдруг ты задумалась и поняла, что ты-то как раз из того поколения, которое босиком по тайге на математику не бегало.

Придётся, конечно, рассказывать про бабушку, что поделать. Или про то, как мучились школьники всех времён и народов до него, неблагодарного дитятки. А его школа – чуть ли не венец эволюции в плане удобства.

Древние инки

Начинать поражать ребёнка, так с индейцев, правда?

Школы в империи инков посещали только мальчики из знатных семей. Обучались они, как и нынешние дети, большому количеству предметов: ткачеству, вышивке, поэзии, математике, узловому письму, философии, астрологии, религиозным церемониям и военной стратегии. Поэзия включала в себя не только знание и сложение стихов, но и изучение родной грамматики. На математике учились делать вычисления с помощью специального приспособления – юпаны, “работающей” по системе Фибоначчи, другими словами – совсем не так же просто, как счёты. На юпане же считали количество необходимых слогов в стихах и позиции и количество узелков при записях на кипу – конструкциях из верёвочек, заменяющих книги и тетради.

Любой, кто одолел узелковое письмо, потом смеялся над испанскими цифрами и буквами – слишком, мол, просто. Так что можно представить, каково приходилось индейским школьникам на уроках “чистописания” и “арифметики”. И это ещё не считая того, что, вместо того, чтобы учиться делать сайты, они часами ткали и вышивали себе плащи.

Древние греки

У древних греков, если не брать Спарту в её суровые времена, в школы тоже ходили только мальчики, правда, необязательно знатные – лишь бы не рабы и родители могли оплатить обучение.

В школу и назад мальчика водил специальный раб под названием “педагог”. Обычно пожилой или инвалид, потому что здорового раба и для других работ приспособить можно было. Часто также именно раб-педагог обучал ребёнка чтению, ещё до школы. Надо сказать, что, хотя теперь педагоги рабами не являются, но частенько себя ими чувствуют – вот так мало меняется мир.

Программа в школе зависела от города и века, всё-таки античный мир не один век просуществовал. В целом можно сказать, что там изучали родную греческую литературу, объединённую с математикой философию и краснобайство-риторику (умение вести дискуссии и проводить публичные выступления). Кроме того, часть времени в школе мальчики проводили абсолютно голые – часы, посвящённые физкультуре. Считалось, что борьба и бег голышом воспитывает в них подлинный суровый греческий дух.

Легко ли приходилось школьникам в Греции в постижении наук, будет ясно, если мы вспомним, что числа они записывали буквами, и буква могла обозначать хоть 6, хоть 21 – никакой разбивки по десяткам и никакого, кстати, нуля. Так что при всяких более-менее сложных вычислениях приходилось переходить на двенадцатеричное вавилонское счисление вместе с их же записью чисел клинышками, а потом переписывать результат нормальным греческим алфавитом.

Древние египтяне

Большую часть населения Древнего Египта составляли крестьяне и ремесленники. Образование получали дети – и мальчики, и девочки – менее, чем в 1% семей. Школу же посещали только мальчики, начиная с семи-девяти лет – будущие писцы, т.е. мелкие чиновники, и жрецы. Причём до двенадцати лет они туда ходили голые и хайрастые – считались слишком мелкими, чтобы тратить на них одежду и усилия парикмахеров.

Учебный день длился весь световой день, учебный год не предполагал каникул. В качестве мотивации использовалось два средства – удары бичом при провинностях и написанные в назидательном тоне книги для юношества, по которым учились читать и писать. В программу входило изучение иероглифов в трёх видах написания, каллиграфия, чтение разного рода назидательных и нравственно-верных текстов и красноречие – только, в отличие от греков, египтяне считали более важным красиво составлять предложения “на бумаге”, нежели толкать речи устно и прилюдно. Кроме того, изучалось составление и ведение документации. В общем, базовое школьное образование было полностью гуманитарным.

В некоторых школах, повыше статусом, изучали также математику (включая геометрию), географию, астрономию, иностранные языки и основы медицины.

Письменность у египтян была весьма специфическая. Один иероглиф мог обозначать и слово, и звук, и слог, и категорию слова. В общем, научиться читать и писать было непросто. Если вспомнить о постоянных побоях, неудивительно, что школьникам учиться вообще не нравилось. Педагоги сокрушались, что мальчики-подростки норовят улизнуть гулять по улицам, плясать и петь под флейты в компании красивых девочек.

Девочки из образованных семей тоже обычно изучали только грамоту, нужную для бытовых записей или личных писем. Даже если девочка в будущем становилась писцом (это было непопулярно, но в определённые исторические периоды встречалось), овладевать профессией ей дозволялось только дома. Наверное, мальчики в этом отношении девочкам очень завидовали: никакого тебе бича из кожи бегемота, никакой зубрёжки от рассвета до заката…

Викторианская Англия

Когда речь шла о странах древнего мира, упоминания бичей и посещения уроков голышом ещё смотрелись не очень странно. Но в викторианской Англии образовательный процесс внешне был похож на сегодняшний: парты, доска, сочинения и контрольные. И всё же у школьников была совсем другая жизнь.

В бесплатной школе можно было научиться только грамоте, арифметике и чистописанию. Правда, ещё были уроки труда: девочки учились домоводству, мальчики – какой-нибудь несложной профессии. Если у них было на это время, ведь дети из бедных семей часто начинали работать в 8-10 лет. Ну и, конечно, в школах повсеместно практиковали телесные наказания.

По качеству образования современная школа гораздо ближе к закрытым школам-пансионам, где учились дети из хоть сколько-то финансово благополучных семей. Да-да, если ребёнку не грозили голод и двенадцатичасовой рабочий день за копейки, то была большая вероятность, что его вышлют из семьи, прочь от папы с мамой, и он будет видеть родителей только на каникулах и в дни посещений. Это считалось не только нормальным, но даже положительным, дисциплинирующим и воспитывающим настоящий английский дух явлением.

Поскольку настоящий английский дух был вообще сильно завязан на дисциплину, то в пансионах также практиковались телесные наказания. Девочек заставляли невероятно туго шнуровать корсет – тоже дисциплины ради. И мальчиков, и девочек закаляли, суровость закалки зависела от школы, но в среднем поощрялось умывание холодной водой и вообще демонстрация презрения к холоду.

В течение всего восемнадцатого и почти всего девятнадцатого века сознательные родители и педагоги придерживались трёх правил в отношении детей: не перекармливать, не перекутывать и вовремя пороть. Детей кормили намного хуже и одевали заметно легче, чем взрослых. Считалось, что это помогает бороться с врождённой детской строптивостью. И верно – мало кому из детей голод и холод оставлял силы на действительно крупные шалости. Во многих викторианских (и не только) пансионах трёх главных правил воспитания придерживались до самого двадцатого века. Ну и, конечно, девочки тогда учились отдельно от мальчиков, так что после школы девушки и юноши друг друга не понимали, боялись и вообще считали за инопланетян.

Так что нынешняя школьная жизнь – рай земной! Не порют, кормят, и маму с папой каждый день видишь.

А впрочем, почему бы и не надеяться, что завтра в школе будет ещё лучше, чем сегодня? И не поныть немного о том, что скоро будет казаться ужасами прошедших эпох.

Текст: Лилит Мазикина