Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни

Цель. формирование правовой культуры воспитанников по разрешению сложных жизненных ситуаций.

Задачи.
  • Продолжать развивать у воспитанников компетенции: "Анализ деятельности", "Планирование деятельности", "Разрешение конфликта", "Работа в команде".
  • Воспитывать терпимое, безоценочное отношение к другому собеседнику, позитивное отношение к себе и другому.
  • Закреплять умения правильно вести диалог, обогащать словарный запас.
Материалы и оборудование.
  • карточки "Описание ситуаций".
  • карточки "Причины ситуации".
  • карточки "Действия участников игры".
  • оборудование для упражнения "Бусинка".
  • бланки наглядной рефлексии "Мухомор".
  • листы бумаги, ручки.

Ход игры

I. Организационная часть

Слово педагога:

Здравствуйте! Меня зовут Наталия Вадимовна. Я приехала из г. Череповца, где работаю воспитателем на группе мальчиков в детском доме №1. Сегодня вашему вниманию я хочу предложить интерактивную игру "Порядок начинается с меня", в ходе которой будут решаться следующие задачи:
  1. Продолжать развивать у воспитанников компетенции: "Анализ деятельности", "Планирование деятельности", "Разрешение конфликта", "Работа в команде".
  2. Воспитывать терпимое, безоценочное отношение к другому собеседнику, позитивное отношение к себе и другому.
  3. Закреплять умения правильно вести диалог, обогащать словарный запас.

Уважаемые участники игры! Я предлагаю вам принять на себя роль юношей и девушек в возрасте 15-17 лет.

Поскольку мы с вами не знакомы, то перед тем как перейти к основной части игры, я предлагаю упражнение "Бусинка". Подойдите, пожалуйста, ко мне и встаньте как вам удобно.

В руках у меня тесьма с бусинами. Каждый из вас, по порядку, берёт в руки одну из бусинок и произносит своё имя, затем на одну букву своего имени называет то качество, которое вас характеризует, а дальше пожелание всем участникам игры. Разрешите, начну я.

Меня зовут Наталия Вадимовна, терпеливая.

А желаю я всем участникам игры удачи и надёжных настоящих друзей. (Ответы молодых людей).

Вывод: ну вот мы с вами познакомились и можем приступить к дальнейшей совместной работе.

II. Основная часть

Слово педагога:

Разделитесь, пожалуйста, на две группы и займите места за столами.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которые вполне возможно может попасть выпускник детского дома.

Задание: каждой команде необходимо внимательно прочитать ситуацию. Осмыслить её и попытаться, во-первых, определить причины или события- факты, которые привели к создавшейся ситуации, а затем проработать пути выхода, чтобы не попасть в данную ситуацию, не быть обманутым, не попасть впросак, или выйти из неё с наименьшими потерями, то есть наметить свои действия по разрешению проблемы.

Ситуация № 3.

Антон лежал в своей комнате на диване и смотрел телевизор. Вдруг он заметил, что на потолке появилось пятно, которое становилось всё больше и больше, и, наконец, с потолка даже закапала вода. Антон в негодовании сорвался с места и побежал к соседям на верхний этаж. Начал барабанить в дверь, кричать. Дверь ему открыли, и Антон, не разбираясь ни в чём, начал выкрикивать обидные и нецензурные слова, размахивать руками. Разразился скандал.

Ситуация № 2.

Наконец - то Ольга и Надежда могут посещать ночные дискотеки. Они теперь живут не в детском доме, а у себя в комнате, дома. Девчонки быстро собрались и в хорошем настроении отправились в "Карусель", по дороге прикупив в магазине коктейль - алкогольный напиток.

Было просто здорово; музыка, танцы, много знакомств. Ольга забыла про сумку, в которой лежал паспорт. Вернувшись домой, девушки сразу легли отдыхать, а утром Ольга обнаружила, что паспорта в сумке нет.

Ситуация № 1.

Осенним вечером Саша решил прогуляться. Выйдя из подъезда, он увидел Андрея, тоже бывшего воспитанника детского дома. Поздоровались. Молодые люди были практически незнакомы, поэтому Саша не ждал, что состоится какая-нибудь беседа или разговор. Но неожиданно Андрей предложил:

- Пойдем, прошвырнёмся!?

Саше всё равно нечем было заняться, да и гулять было не с кем, и он согласился.

Далее Андрей продолжил:

- Пойдём, забежим в одну квартирку, мне надо пакет передать, может, ещё и денег заработаем. Ты не торопишься?

Саша безразлично кивнул, что ему всё равно, и равнодушно взял протянутый ему пакет.

Когда молодые люди поднялись к предполагаемой квартире, к ним неожиданно подскочило двое мужчин, быстро представившись работниками наркоконтроля. Они изъяли у Саши пакет, сказав, что там наркотики. Саша был в ужасе. Его посадили в машину и предложили взамен на то, чтобы "замять" дело, выложить определённую сумму денег. Таких денег у Саши не было, поэтому ему ничего не оставалось, как продать одну из своих комнат.

Команды получают карточки и бланки для работы.