Информационно-аналитические материалы по Пермской области для подготовки ежегодного доклада "О положении детей в Российской Федерации" (2001 год)

Изменение уровня жизни семей с детьми

Показателем, определяющим уровень жизни семей с детьми, прежде всего, является среднемесячный денежный доход на душу населения.

В 2000-2001 годах наблюдался рост реальных доходов соответственно на 8,8% и 1,7%. Однако, за счет их значительного снижения в 1999 году (на 15,7%) в целом за три года реальные доходы снизились на 6,7 процента.

В основном, в семьях с детьми родители находятся в трудоспособном возрасте. Основным источником доходов для трудоспособного населения является оплата труда. В таких семьях прирост реальных доходов в среднем за три года составил 2,7%. Средняя заработная плата на предприятиях области в 2001 году составила 3469 рублей, увеличившись к уровню 1998 года в 3 раза. Таким образом, в среднем уровень жизни детей в области несколько улучшился.

В 2001 году достаточно высокий уровень жизни отмечался в семьях, где члены семьи работали в топливной отрасли (12121 руб.), цветной металлургии (5617 руб.), электроэнергетике (5146 руб.), химической и нефтехимической промышленности (4845 руб.), в отраслях: финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение (9282 руб.), в материально-техническом снабжении (6340 руб.).

Самый низкий уровень заработной платы (в 2 раза ниже средне областного) сложился у работающих в сельском и лесном хозяйствах (соответственно 1556 рублей и 1796 рублей).

В то же время в 2001 году ситуация в отраслях с низким уровнем заработной платы в области имела тенденцию к некоторому улучшению. Высокий прирост заработной платы, опережающий среднеобластной темп, наблюдался в большинстве отраслей бюджетной сферы (здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание), которым соответствующими указами губернатора области от 23.10.2001 № 2, от 24.05.2001 № 126, от 07.12.2001 № 263 были повышены заработная плата и тарифные ставки с 1 января 2001 г. на 20%, с 1 июля 2001 г. - в 1,4 раза, с 1 декабря 2001 г. - на 30% (с учетом надбавок).

Увеличение объемов производства в сельском хозяйстве области позволило повысить уровень заработной платы работникам агропромышленного комплекса. В результате в большинстве сельских районов рост реальной заработной платы опередил средне областной уровень.

Опережающее увеличение темпов роста доходов в низко доходных группах населения области в т.г. несколько уменьшило дифференциацию в величине денежных доходов между отдельными группами населения. Так, разница в доходах 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения сократилась.

В 2001 году с принятием Закона Пермской области от 08.06.2001 № 1532-246 "О потребительской корзине в Пермской области" расширился перечень товаров, входящих в потребительскую корзину, тем самым, увеличив ее стоимость на 30%. Но при этом удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (уровень бедности), в связи с ростом реальных доходов населения в последние два года, снизился с 21% в 1998 г. до 20% в 2001 г.

Число получателей детского пособия в 2001 году уменьшилось в 1,4 раза по сравнению с 2000 годом в связи с изменением с 1 января 2001 г. порядка финансирования расходов на выплату ежемесячного пособия.

28 декабря 2001 г. принят Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в соответствии с которым размеры названных пособий, выплачиваемых из средств Фонда социального страхования, увеличились в 2,5-3 раза. В частности, пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, увеличились в 3 раза-со 100 руб. до 300 руб. (с р/к 15-345 руб.), единовременное пособие на рождение ребенка-также в 3 раза-с 1500 руб. до 4500 руб. (5175 руб.), единовременное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет-в 2,5 раза-с 200 руб. до 500 руб. (575руб.).

Но выплата нового размера пособия окажет влияние на изменение ситуации в семьях с детьми лишь в 2002 году

По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермской области, 50,5 тыс.детей по состоянию на 01.01.2002 являются получателями трудовой пенсии по случаю потери кормильца (СПК); 3,3 тыс. из них-дети- круглые сироты.

Число детей, потерявших одного или обоих родителей, растет. Только за период с 1999-2001 гг. число детей, получающих пенсии по СПК, увеличилось с 48,8 тыс.чел. до 50,6 тыс.чел. Снижение числа пенсионеров по СПК по состоянию на 01.01.2001 связано с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 2000 г. № 14-21, в соответствии с которым повысился размер компенсационной выплаты у отдельных категорий получателей социальных пенсий. Для части пенсионеров по СПК стал более выгодным переход с трудовой пенсии на социальную.

Средний размер пенсий ребенка, получающего пенсию по СПК, на 01.01.2002 составлял 659,22 руб. и увеличился с 1999-2001 гг. в 1,6 раза, а прожиточный минимум на 1 ребенка за этот же период вырос почти вдвое. Эта категория в нынешних условиях является одной из наименее защищенных.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 1 января 2002 г. сумма базовой и страховой частей пенсии по СПК не может быть меньше 660 руб. в месяц, а с 1 февраля 2002 г. (с учетом индексации) - не менее 702,9 руб.

Таким образом, за последние два года динамика уровня жизни населения Пермской области, в том числе и семей с детьми изменилась в положительном направлении. Повысились реальные доходы населения, заработная плата, что повлекло за собой снижение дифференциации уровней доходов между отдельными семьями и снижение уровня бедности.

Вместе с тем анализ изменения уровня жизни семей с детьми в Пермской области доказывает необходимость принятия комплекса мер, ориентированных на оказание помощи малоимущим семьям; внимания и поддержки многодетным и неполным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, семьям беженцев и вынужденных переселенцев, семьям с детьми, проживающим в сельской местности.

Необходимы активизация защитной политики на рынке труда в интересах трудящихся с семейными обязанностями (с учетом иждивенцев), а также анализ процессов, происходящих в семье с детьми, выработка на основе полученных данных стратегии проводимой работы, взаимодействие государственных органов и общественных организаций в интересах семьи.