Умственная отсталость у детей

Психические проблемы. Умственная отсталость у детей. Приблизительно 3% детей не имеют соответствующих возрасту нормальных когнитивных способностей. Их обычно называют «умственно отсталыми» или «детьми с задержкой развития». Это определение относится ко всем детям, чье развитие в соответствии со стандартным интеллектуальным индексом (IQ) составляет менее 70 (результат от 80 до 130 определяет нормальный интеллект, а 100 – соответствует среднему уровню).

Умственная отсталость у детей определяется как «выраженное снижение уровня всех психических функций», сопровождающееся «дефицитом приспособительного поведения». Другими словами, умственная отсталость – это неспособность ребенка познавать, проявлять самостоятельность и социальную компетентность в соответствующей возрастной группе.

Развитие умственно отсталых детей протекает значительнее медленнее, чем у сверстников, во многих областях, особенно в отношении интереса к окружающему миру и способности к реагированию на внешние события. У таких детей позже появляется умение улыбаться, протягивать ручки по направлению к тому, что они видят или слышат, хватать игрушки и играть с ними, с отставанием развиваются все виды реакций в целом.

Большое число умственно отсталых детей страдают от разнообразных проблем – врожденных заболеваний сердца, эпилептических припадков, нарушений слуха. Продолжительность их жизни редко превышает средний возраст отчасти из-за того, что они не получают медицинского лечения.

Этапы раннего детского развития

Хотя каждый ребенок развивается различными темпами, он всегда проходит через перечисленные ниже этапы. Если показатели развития ребенка не достигают средних значений данного этапа развития, то это сигнал о наличии трудностей у ребенка.

0 – 4 месяца

• Выказывает интерес к окружению и особое внимание к лицам, осуществляющим уход и за ним.

• Реагирует на свет и звук, особенно при общении с другими.

• Улыбается, когда к нему обращаются, или реагирует на определенное выражение лица, гулит.

• Получает удовольствие, когда его нежно и ласково успокаивают и поглаживают.

• Следит глазами за движущимся предметом или человеком, поворачивает головку по направлению к источнику звука.

• Может схватывать и удерживать небольшие предметы.

• Может удерживать головку, когда сидит на коленях.

• Спит ночью более 4 часов.

5 – 8 месяцев

• Начинает обучаться тому, как функционируют некоторые вещи; реагирует на обращение.

• Общается с ухаживающим за ним человеком: улыбается, протягивает ручки.

• Реагирует на простейшие игры, например «ку-ку».

• Протягивает ручки к игрушкам и другим интересующим его предметам.

• Проявляет осторожный интерес при появлении незнакомых людей.

• Способен достаточно длительно концентрировать внимание на игрушках и посторонних людях.

• Начинает исследовать собственное окружение и взаимодействовать с ним.

• Умеет взять в руки и удерживать маленький предмет.

• Умеет пить из чашки или стакана, которые держат в руках взрослые.

• Произносит определенные звуки и повторяет их.

• Умеет сидеть без поддержки и играть в этом положении.

• Умеет ползать или карабкаться.

• Умеет подниматься, держась за решетку кроватки.

9 – 12 месяцев

• Начинает взаимодействовать с окружающим его миром комплексно: протягивает игрушки родителям, начинает ходить при поддержке, катать мячик, использовать жестов для того, чтобы его поняли.

• Использует определенную модель поведения для того, чтобы приблизиться к родителям и забраться к ним на колени.

• Реагирует на интонацию речи родителей.

• Достаточно длительно концентрирует внимание на игре.

• Умеет подражать простым жестам – махать рукой при прощании, обозначать знак «да» или «нет» кивком.

• Использует зрение и руки для изучения новых объектов.

• Умеет подбрасывать или бросать мяч.

• Рассматривает с посторонней помощью простые картинки в книгах.

• Умеет класть в рот маленький кусочек пищи.

• Умеет ходить, держась за мебель.

• Понимает простые слова и указания.

• Применяет определенные звуки для определенных объектов.

13 – 18 месяцев

• Проявляет осознанные намерения и способы исследования ситуации во время взаимодействия и игр.

• Объясняет свои желания и чувства с помощью жестов и слов.

• Использует предложения из одного – двух слов и понимает простые фразы.

• Устанавливает равновесие между потребностью в независимости и близости (например, уходит на противоположный конец комнаты, чтобы поиграть, и возвращается назад к одному из близких для того, чтобы приласкаться).

• Предпринимает попытки настоять на своем; умеет выразить недовольство голосом без плача, кусания и битья руками.

• Использует в играх представления и роли («варит в кастрюльке», «ездит в игрушечной машине»); играет самостоятельно.

• Узнает на картинках знакомые объекты, умеет составлять простейшую мозаику, нарисовать круг.

• Умеет бегать, подпрыгивать, стоять на одной ножке.

19 мес. – до 3 – 3,5 лет

• Играет в сложные игры на воображение, связь мотивов близости, питания или ухода с необходимостью самоутверждения, исследования и агрессии.

• Знает, что реально, а что нет.

• Следует правилам.

• Понимает взаимосвязь между поведением, мыслями, чувствами и их последствиями.

• Взаимодействует со взрослыми и товарищами по играм в социально приемлемой форме.

• Умеет рисовать достаточно сложные рисунки, например, изобразить женщину с определенными чертами лица.

• Умеет взбираться и спускаться по лестнице.

• Умеет целенаправленно бросать большой мяч и ловить его.

• Составляет сложные предложения, содержащие логически связанные друг с другом слова.

• Начинает спрашивать «почему?», хотя это необязательно сопровождается интересом к ответам.

Классификация умственной отсталости

Умственная отсталость у детей – это неспецифичное заболевание, которое либо имеется, либо отсутствует у ребенка и представляет многоуровневое психопатологическое состояние, проявляющееся в значительном изменении поведения и способностей. Для определения степени умственной отсталости используется большое число классификационных систем. Такого рода классификация служит необходимым инструментом для подбора специальных учебных и медицинских учреждений. Родители, учителя и врачи должны следить за тем, чтобы ни одна классификационная система не препятствовала наиболее полному развитию остаточного потенциала ребенка.

В большинстве случаев используются четыре категории умственной отсталости – от легкой до глубокой степени. Около 85% умственно отсталых детей относятся к легкой степени с интеллектуальным индексом (IQ) от 50 до 70. Хотя эти дети и нуждаются в особом обучении, они способны, даже если занятия начинаются в подростковом возрасте, обучиться чтению и счету. При соответствующей поддержке и помощи, в конце концов, они в значительной мере могут добиться независимости и вести самостоятельную жизнь. Дети со средней (умеренной) степенью умственной отсталости (интеллектуальный индекс от 35 до 49) способны научиться обслуживать себя и в определенной мере работать в защищенных и облегченных условиях. Дети с тяжелой степенью умственной отсталости (IQ от 20 до 34) способны путем тренировки овладеть элементарными навыками гигиены. Однако в моторной и речевой областях они испытываю большие трудности и, как правило, не могут приобрести какие-либо профессиональные навыки. Дети с глубокой умственной отсталостью (IQ ниже 20) не могут выразить словами свое состояние и положение, не могут пользоваться туалетом. В течение всей своей жизни они нуждаются в уходе и обслуживании.

Другие системы классификации основаны на способности детей достигнуть определенного образовательного уровня. «Способными к обучению» детьми считаются те, чей интеллектуальный индекс обычно составляет от 50 до 75. Их школьные успехи достигают уровня 3-6 классов. Способность к обучению ребенка с IQ от 30 до 50 достигает уровня 2 класса и, как правило, ограничивается этими результатами.

Распознавание умственной отсталости

Отставание в развитии в большинстве случаев обнаруживается сразу после рождения или несколько позже. Определенные врожденные формы умственной отсталости, включая так называемый синдром Дауна, устанавливаются при пренатальном обследовании. Дети с синдромом Дауна и некоторыми другими формами умственной отсталости своей внешностью отличаются от нормы и обнаруживают явные врожденные дефекты, что облегчает раннюю диагностику.

Если даже вполне нормальный ребенок медленно развивается, у многих врачей возникают вопросы, требующие диагностических усилий для исключения легкой степени умственной отсталости. На втором или третьем году жизни и до достижения школьного возраста психическая отсталость устанавливается с помощью психологических и физиологических тестов. Иногда обследование выявляет другие причины замедленного развития, например снижение слуха, вследствие чего затрудняется возможность коммуникаций и обучения.

Важно упомянуть, что предельный уровень умственной отсталости ниже 70 IQ выбран произвольно. Имеются дети с IQ ниже 70, которые в состоянии вести продуктивную и независимую жизнь. На самом деле некоторые исследования показывают, что дети из бедных слоев населения или другой культурной среды, чьи тестовые данные показывают уровень IQ ниже 70, в действительности после выравнивании или улучшения средовых условий показывают значительно более высокие интеллектуальные показатели. И наоборот, имеются дети, чей интеллектуальный индекс выше 70, однако, их школьные успехи не соответствуют возрастному уровню. Поэтому при диагностике умственной отсталости следует учитывать не только показатели поведения и успеваемости, но также культурную среду и социально-экономические данные.

Причины заболевания

Для умственной отсталости определены сотни известных причин и факторов риска. Это могут быть хромосомные аномалии (такие, как синдром Дауна), генетические заболевания, родовые травмы, малый вес при рождении и экстремальная незрелость плода, гормональные расстройства, пренатальная инфекция (например, корь в первой трети беременности), пренатальная недостаточность питания и потребление матерью наркотиков или алкоголя. После родов причиной умственной отсталости может быть психическая и физическая изоляция ребенка, тяжелая недостаточность питания, поражение мозга вследствие несчастного случая (например, падения или почти полного утопления), отравления свинцом и инфекции (менингит). В большинстве случаев истинные причины умственной отсталости остаются неизвестными.

Синдром Дауна

Часто встречающейся формой умственной отсталости является синдром Дауна – хромосомное расстройство, которое встречается, примерно, у одного из 700 новорожденных. В большинстве случаев психическое развитие у этих детей протекает нормально до 6 месяцев, а затем прекращается или даже регрессирует. Наряду со снижением психических показателей у большинства детей имеет место выраженная диспластичность лица и тела, что включает в себя слабость мышечного тонуса, маленький плоский череп, широкие щеки, выступающий вперед язык и азиатской формы глаза (что в прошлом давало повод для обозначения данного вида умственной отсталости как монголоидизм). В общей сложности насчитывается около сотни психических недостатков, связанных с синдромом Дауна, некоторые из которых редко встречаются и трудноотличимы от остальных.

Этапы раннего детского развития

Вы узнали, что ваш ребенок – умственно отсталый. К чему готовиться?

• Имейте в виду, что ваш ребенок, несмотря на умственную отсталость, личность, со своими надеждами, мечтами, правами и достоинством.

• В случае если ваши друзья стараются избегать встреч или кажутся неуверенными или смущенными, знайте, что большинство людей просто не знает, как реагировать на известие о болезни вашего ребенка и чем вам помочь. Вы должны понять, что некоторым людям трудно выразить свое сочувствие и участливость по отношению к другим.

• Установите контакт с организациями самопомощи и помощи больным. Попытайтесь познакомиться с другими родителями умственно отсталых детей, узнайте о том, как они оценивают ситуацию и обменяйтесь с ними своими переживаниями.

• Признайтесь себе в ваших чувствах вины, гнева, печали и разочарования. Эти чувства естественны. Не испытывайте стыда за себя и своего ребенка, для того, чтобы помочь ему, вы должны осмыслить и переработать свое разочарование.

• Несмотря на то что ваш ребенок имеет отличающиеся от нормы запросы и потребности и требует индивидуального подхода, не игнорируйте жизненных интересов супруга и других членов семьи. Это затруднит их участие в разрешении ваших проблем.

• Вы должны предвидеть, что ваше ближайшее окружение может не только проявлять готовность к пониманию ваших чувств и проблем, но и противостоять им. Преодоление этой жизненной ситуации является трудной проблемой.

Причины

Причиной этого заболевания могут быть хромосомные аберрации. Лица с трисомией 21 имеют 47 хромосом в каждой клетке вместо 46 хромосом в норме. Они рождаются с дополнительной 21 хромосомой. Эта форма синдрома Дауна встречается чаще всего (около 95% всех случаев) и не передается генетически. Некоторые дети с этим синдромом хотя и имеют дополнительную 21 хромосому, но она расплавляется другими хромосомами, так что, несмотря на это, остается 46 хромосом. Это определяется как врожденная транслокация при определенной форме синдрома Дауна. Родители некоторых детей с этой формой синдрома могут при специальном исследовании установить, кто из них носитель гена этого заболевания, что может дать информацию о возможных последствиях, если они захотят иметь еще одного ребенка. Дети, чье состояние обусловлено мозаицизмом (около 1% случаев) имеют различные клетки, некоторые из которых нормальные, а некоторые с дополнительной 21 хромосомой. Они обычно имеют менее выраженную патологию и более жизнеспособны. Что касается других генетических причин, то до сих пор не изучено, какую роль они играют в хромосомных отклонениях. Некоторые исследования показывают, что для этого синдрома имеет значение поздний возраст матери (около 2/3 всех детей с синдромом Дауна родились от матерей старше 35 лет), а также то обстоятельство, что она подвергалась повышенному рентгеновскому облучению или проживала в местности, загрязненной токсическими веществами.

Темп развития

Как и при других формах умственной отсталости, дети с синдромом Дауна развиваются с большой задержкой по сравнению с возрастной нормой. В первые несколько месяцев своей жизни дети с этим расстройством более спокойны и менее возбудимы, чем их здоровые сверстники. Причиной этого является снижение мышечного тонуса и недоразвитость координации. Большинство детей с синдромом Дауна лишь на втором году жизни начинают реагировать на окружение. Они улыбаются ухаживающим за ними лицам, лепечут и учатся сидеть без поддержки, не умея в то же время ползать и карабкаться. В последующие годы развиваются мышечная координация, речь и другие способности, однако, темпы развития остаются значительно более медленными, чем у других детей. По достижении двух лет многие дети с синдромом Дауна в состоянии сказать лишь одно – два слова. Проблема мышечной координации отражается также и на речевых возможностях: дети с синдромом Дауна часто с большим трудом ворочают языком и координируют движения губ и челюсти, необходимых для речи. В возрасте пяти лет они обычно в состоянии назвать несколько объектов и произнести короткие предложения с множеством артикуляционных и грамматических ошибок. Родители могут способствовать речевому развитию, если они регулярно говорят со своими детьми и активно помогают развитию у них артикуляционных способностей, упражняя их в определенных социальных ситуациях.

Лечение

Хотя умственно отсталые дети редко достигают уровня развития их сверстников, необходимо стараться, чтобы они максимально использовали свой потенциал. Чем раньше установлен диагноз, тем раньше родственники и дети могут начать программу стимулирующего развития. При этом родители и воспитатели не должны высказывать негативных чувств. Доброжелательность к ребенку ускорит его развитие.

Лечение носит преимущественно поощрительный характер и его цель – помощь детям в достижении ими возможной максимальной активности и самостоятельно- ста. В США таких детей объединяют в группы, где они занимаются в окружении близких и привычных для них людей. Такие учреждения объединяют задачи воспитания и образования.

Врачи должны сделать достаточно трудный прогноз о том, какую степень продвижения может дать тот или иной ребенок. Несмотря на то что умственно отсталые дети при соответствующем воздействии могут повысить свой интеллектуальный индекс, они никогда не могут достичь уровня IQ нормальных детей. И все же они в состоянии делать успехи в учебе, а в некоторых случаях у них отмечается явное улучшение.

Родителям предлагается много тренировочных и поддерживающих программ для детей. Способы необходимого лечебного вмешательства зависят от квалифицированной экспертной оценки расстройства их развития и потребностей каждого конкретного ребенка. Обучение речи, навыкам опрятности, умению одеваться и самостоятельно принимать пищу необходимо во всех случаях. Обязательно проводится консультирование родителей. Необходима также координация работы врачей, которые занимаются лечением соматических затруднений и расстройств, и психотерапевтов, компетентных в решении психических и поведенческих проблем.

Этапы раннего детского развития

Любите меня!

Элементарным и существенным первым шагом для оказания помощи детям, отстающим в развитии – это необходимость дарить им любовь и внимание. Люди с психическим и соматическим отставанием подвергаются общественной дискриминации, что затрудняет возможности их развития. Их отсталость не защищает их от болезненного понимания того, что они отличаются от других, и тогда они испытывают неприятные чувства. Сознание того, что они любимы и желанны, помогает ускорению развития детей и вызывает у них позитивный внутренний образ самого себя, что необходимо для выполнения трудных требований, которые предъявляет им жизнь.

Помощь при психических проблемах и трудностях поведения

Нет ни одной психической и поведенческой проблемы, свойственной исключительно лишь детям с умственной отсталостью. Вместе с тем у каждого ребенка с умственной отсталостью имеются свои личные трудности и проблемы. К примеру, у него возникают поведенческие проблемы, умственно отсталые дети часто становятся беспокойными и неусидчивыми из-за неспособности к продолжительной концентрации внимания, их поведение нарушается, что особенно отражается во время занятий дома или в образовательном учреждении.

Такие дети обладают низкой устойчивостью по отношению к стрессовым факторам, что часто сочетается с недостаточностью контроля за своими побуждениями и желаниями. Известно, что больному ребенку требуется значительно большего времени для того, чтобы успокоиться после волнения и возбуждения, чем ребенку с нормальными когнитивными способностями.

Изменения рутинного порядка, замечания в отношении правил приема пищи или обращения с предметами при отсутствии тормозящих моментов в психике могут легко вызвать реакцию раздражения вплоть до разрушительных действий или самоповреждений. Справиться с такого рода поведением даже у нормальных детей достаточно трудно. Общение с умеренно отсталыми особенно затруднительно в связи с тем, что им требуется особенно много усилий для того, чтобы контролировать свое поведение. Во врезке на стр. 338 показаны способы оказания родительской помощи. Психотерапевты пользуются для этого приемами поведенческой психотерапии, с помощью которых дети могут обучиться новым образцам поведения и контролировать свое состояние. Это особенно важно для детей с умственной отсталостью.

Уже в очень юном возрасте у умственно отсталых детей часто страдает чувство собственного достоинства. Дети с легкими расстройствами развития часто знают, что они отличаются от других. Они узнают об этом, сравнивая себя со своими братьями или сестрами или на основании суждений и комментариев лиц из их окружения – членов семьи, соседских детей, учителей и других авторитетных взрослых. Следствие этого то, что умственно отсталые дети чувствуют себя несчастливыми, страдают от депрессии. Это также может привести к социальному регрессу или агрессивному поведению. Такие расстройства, даже при их сильной выраженности, требуют психотерапевтической помощи с применением игровой техники, которая применяется и при лечении детей с нормальным развитием.

Семейные проблемы

Те, кто помогают детям с умственной отсталостью, могут добиться успехов и получить большое удовлетворение, однако это требует большого терпения и сотрудничества всех членов семьи. Родители часто реагируют на то, что их ребенок болен, чувством вины, печалью и гневом. Некоторым из них тяжело чувствовать свою связь с ребенком. Другие братья или сестры могут испытывать чувство стыда, вины, раздражения или досады из-за того, что умственно отсталый ребенок требует особого внимания и отличается от других детей. Семья, в которой есть умственно отсталый ребенок, может получить пользу от совета или поддержки другой семьи, находящейся в том же положении.

Психотерапия семей с умственно отсталыми детьми содержит ряд разъясняющих компонентов. Родители обучаются тому, как оценивать состояние развития их детей и, опираясь на эти знания, оказать помощь своим детям в развитии и учебе.