Семья на пороге школьной жизни ребенка

(Подготовительная к школе группа)

Конспект - практикума для родителей

Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Подготовка

Педагоги готовят задания для родителей.

Задание 1:

На карточках написано:

Определите степень волнения сына или дочери в связи с приближающимся школьным обучением.

На столах лежат цветные полоски: черная означает сильное волнение, синяя - умеренное; красная - радость, уверенность.

Выберите полоску и обоснуйте (по желанию) свой выбор.

Задание 2:

На демонстрационном стенде написано:

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

2. Развитый интеллект.

3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

4. Выносливость и работоспособность.

5. Умение считать и читать.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание.

8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по степени значимости.

Задание 3:

На карточках написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Напишите свои предположения.

-Вот пойдешь в шкалу, там тебе.

-Ты, наверное, будешь двоечником?

(МОГУТ вызывать чувство тревоги, неверия В свои силы, утрату желания идти в школу.)

-Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!

(Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.)

-Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!

(Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя за висит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки. «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза.)

-ТЫ обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?

(Не предъявляйте ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

-Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте.

(У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др.)

Ход практикума

Ведущий начинает встречу с вопроса: «В чем каждый из присутствующих видит проблему дискуссии на данную тему? » После высказываний родителей предлагает им выполнить задание 1.

Ведущий. Выберите полоску и обоснуйте (по желанию) свой выбор.

Обращает внимание родителей на демонстрационный стенд, предлагает выполнить задание 2.

Для выполнения задания желательно пригласить и нескольких родителей, дети которых уже учатся в школе. По итогам выполненного задания проводится короткий диспут с участием педагогов детского сада и учителей школы.

Ведущий. Часто школьные учителя, психологи, обеспокоенные трудностями адаптации ребенка к школе, говорят о «психогенной школьной дезадаптации», которая может выражаться в школьных страхах, неврозах и др.

Послушайте небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика (см. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 93). «Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый - он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу - вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью. К пятеркам сын уже и не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят - всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя. Заговорим с ним о школе - тускнеет. »

К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. (

Предлагает папам и мамам выполнить задание 3.)

Я прочитаю стихи. Подумайте, о каких личностных качествах, необходиых для успешного обучения ребенка в школе, в них говорится

Корзина малины

Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной.

Дорога становится длинной-предлинной!

А если в корзине пылает малина,

Еще тяжелее бывает корзина.

Бежит, извиваясь, лесная дорожка.

С корзиной малины шагает Сережка.

Приду я - и маме отдам всю малину.

И скажет мне мама: «Бери половину! »

Зачем же мне всю-то корзину лести?

Свою половину я съем по пути! »

И правильно! Вмиг полегчала корзина!

Малины осталось - как раз половина!

Вот. - скажет мне мама, -какой молодчина!

Принес полкорзины! Тебе - половина! »

Дорожка петляет. Сережка шагает.

Малина в корзине опять убывает.

Полполполкорзины делю пополам,

А все остальное я маме отдам.

Дорожка петляет уже вдоль села.

Полполполполполполовина пошла!

Еще пополам бы! Да жалко: в корзинке

Полполполовинки последней малинки.

(В. Суслов)

Вопросы к родителям.

• Нужно ли ребенку учиться удерживать в памяти цель действий?

• Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву?

Резюме. Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, т. е. ребенок должен самому себе ответить на вопрос: «Ради чего я буду это делать? — и решить, как ему поступить: как хочется или как нужно. Если дошкольник понимает, какую пользу его действия принесут другому человеку; ему легче преодолеть ситуативность поведения.