Консультация на тему:

В.А. Сухомлинский считал,

что многое зависит от того, кто вел

ребенка за руку в детский сад,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира, - это

Скачать:

Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни

В.А. Сухомлинский считал,

что многое зависит от того, кто вел

ребенка за руку в детский сад,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира, - это

определяет, каким человеком станет

сегодняшний малыш. Ориентиром

для ребенка является взрослый,

в данном случае воспитатель.

Мы начали учить детей с самого простого - самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, убирать игрушки, дружно играть, расставлять стулья, выполнять несложные поручения взрослых. Активно воздействует на маленьких детей пример взрослых, которым они стараются подражать. Поэтому, приучая детей убирать за собой вещи, игрушки, воспитатель может начинать уборку, сопровождая все действия словами: «Давайте игрушки уберем на место» или же: «Женя уберет куклу, Слава уберет машину, а Федя посадит мишку на стул». Тогда все дети включаются в работу и коллективно наводят порядок в игровых уголках.

Дети постепенно приучились убирать за собой. Сейчас они не разбрасывают игрушки. Прежде чем взять другую игрушку, убирают ту, с которой играли раньше. Поощряя активных детей, воспитатель предлагает им выполнить то или иное поручение: «Принесите, пожалуйста, книжку - я вам почитаю». Или же просит детей помочь младшему воспитателю накрыть на стол.

Ребенок проявляет большой интерес ко всему новому, учится пользоваться вещами, предметами. Так, если ему не

давать возможности самостоятельно пользоваться посудой (бояться, что разобьет), то он становится пассивным. По поручению взрослых дети с желанием стали раскладывать салфетки, носить тарелки, уносить пустые чашки, расставлять стулья. Таким образом они научились накрывать на столы, убирать за собой, за другими и самостоятельно одеваться после сна.

Однако мы работали не только с инициативными детьми, но и с пассивными, подбадривая, поощряя: «Какой молодец Вова, посмотрите, дети, как он красиво сложил карандаши в коробку». Такие слова создают основу для формирования у детей трудовых навыков. Ребенку очень нужна похвала в кругу сверстников: «Молодец! Умница! Как ты хорошо и красиво поставил! Вот какой помощник!» Эти слова воздействуют на ребенка положительно, он чувствует себя среди сверстников достойным и уверенным.

Трудно научить двухлетних детей одеваться и раздеваться. Во время одевания воспитатель показывает, как надевать колготки, шорты, футболку, платье, зашнуровывать обувь. В процессе раздевания рассказывает, что сначала надо снимать и как складывать.

С каждым ребенком следует повторять приемы раздевания и складывания одежды, напоминать, что за оказанные услуги дети должны благодарить не только воспитателя, но и сверстников и просить о помощи вежливо: «Помогите, пожалуйста; наденьте, пожалуйста». Одновременно дети учатся общаться друг с другом и взрослыми.

Детям трудно дается застегивание пуговиц. Чтобы помочь, мы учили их тренироваться на кукольных платьях, проявляя выдержку и терпение. Чтобы правильно научить шнуровать обувь, родители сделали из оргалита сапожки, ботинки, сарафаны со шнурками. Дети учились попадать шнурком в проделанные дырки.

Малыши двух лет не умеют правильно умываться, набирать в ладони воду. Воспитатель показывает им, как перед умыванием заворачивать рукава, открывать кран, чтобы вода лилась тоненькой струйкой, намыливать руки, смывать пену, стряхивать воду с рук, насухо вытирать их: «Руки сделаем лодочкой, наберем воды и помоем ротик, лицо». Обращаясь к детям, можно использовать потешки типа: «Водичка, водичка, умой мое личико». Для закрепления знаний, навыков по самообслуживанию проводим специальные занятия «Искупаем куклу Таню», «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Чудесный мешочек» (с посудой или одеждой для игр «Чего не стало?», «Найди такой же» и т.д.).

Уже в конце года дети стали самостоятельно играть в «дочки-матери», «дом», «больницу», «парикмахерскую», «теремок», «поезд» и т.д. Имитировали несложные элементы действий в играх, объединялись по нескольку человек.

Конечно, есть и такие дети, которые не умеют играть дружно, на них приходится обращать особое внимание(объяснять, приводить примеры, придумывать ситуации, в результате которых они учатся вести себя хорошо).

Наблюдая за детьми, мы обнаружили интересные моменты. Если к детям обращаешься с вопросом: «Кто бросил игрушку?», они отвечают: «Это не я!» В такой ситуации приходится фантазировать, оживлять предметы: «Ох, какая хорошая книга лежит на полу! Никто не видит, что ее обидели. Она плачет, хочет, чтоб ее положили на полку». Тут же дети начинают предлагать свои услуги: «Я уберу!», «Я пожалею!»

Чтобы детям привить положительные навыки, надо создать в группе доверительную, комфортную атмосферу: в воспитателе они должны видеть близкого и заботливого человека.

Если кого-то обидят, то прошу обидчика: «Анечка, пожалей Женю, погладь ее по головке и обними». Сначала сочувствие проявляется по предложению взрослого. Но систематическая работа приводит к тому, что дети сами начинают понимать, у кого надо просить прощения и за что.

Чтобы занятия приносили пользу, взрослые должны создавать условия для развития ребенка, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность.

В работе помогает музыка. Она организует детей. Услышав знакомую мелодию, они торопятся на зарядку и с песней продолжают заниматься. Умелая организация предупреждает столкновения между детьми, учит их согласовывать свои действия с окружающими.

У детей третьего года жизни навыки формируются не сразу и при незначительном изменении привычных условий быстро исчезают. Работу по воспитанию самостоятельности ребенка необходимо вести не только в детском саду, но и в семье. С родителями следует проводить групповые собрания, беседы, консультации, приглашать на занятия. Родители, приходя в детский сад, рассказывают интересные моменты из жизни семьи. Зная индивидуальные особенности детей, мы ведем последовательную, систематическую работу и постепенно с помощью родителей приучаем их к самостоятельному выполнению установленных норм и правил поведения. Теперь мы уверены, что дети двух лет могут проявлять самостоятельность в играх и в повседневной жизни. Однако, для того чтобы занятия приносили пользу, взрослые должны создавать условия для развития ребенка, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность.

Мы убеждены, что только единство требований, правильный выбор методов работы и активное сотрудничество с родителями могут обеспечить успех в воспитании у детей самостоятельности, формирование навыков самообслуживания, культуры поведения и культуры общения.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю материал по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста который был опробован на приктике в детском саду.

Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви.

особенности развития речи у детей третьего года жизни

статья об особенностях развития речи у детей третьего года жизни.

Статья на Бакушенские пед. чтения "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру".

Самостоятельная деятельность детей третьего года жизни

Игра – основной вид деятельности детей. Для нас, воспитателей. организация самостоятельной игровой деятельности является сложной задачей. Так как нужно не только тактично направлять его игру, н.

Доклад к педагогическому совету.

Воспитание звуковой культуры речи является одним из важных направлений в работе по развитию речи. Основная цель - научить ребенка правильно произносить звуки родного языка и правильно пользоваться гол.

ЦЕЛЬ: воспитывать навыки самообслуживания у детей, используя малые фольклорные формы (песенки, потешки, пестушки). Развивать память, наблюдательность, навыки связной речи детей.ЗАДАЧА: разучивая малые.