Поэтические произведения в работе с дошкольниками.

Уважаемые коллеги! Часто воспитателям предлагают выступить на педсовете или собрании по какой - либо теме. Предлагаю Вам свой материал по теме Поэтические произведения. Возможно кому то пригодится мой материал в работе.

«Читайте детям стихи,

пусть ухо их приучится к гармонии русского слова,

сердце преисполнится чувством изящного,

пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

В. Белинский.

В дошкольном возрасте необходимо вести работу, направленную на воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения.

Заучивание поэтических произведений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Значение поэзии в жизни ребёнка.

Маленький ребёнок знакомится с поэтическими произведениями уже в

раннем возрасте, он еще лежит в коляске, а родители читают ему

народные потешки, прибаутки, мелодичные колыбельные песенки, детские стишки. Когда младенец подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт знакомства с поэзией,

облегчит ему сознательный подход к процессу заучивания.

Такое «семейное» общение играет большую роль в подготовке ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений.

Процесс заучивания стихотворений для дошкольников имеет огромную

пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести

внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный

уровень. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.

Подбор стихотворений для заучивания.

Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Ребёнок младшего дошкольного возраста - быстро запоминает короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старшем дошкольном возрасте

дети запоминают большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами

и метафорами.

Подбирать поэтические произведения необходимо с учётом

психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В младшем дошкольном возрасте требования к подбору стихотворных произведений следующие:

1) простота и четкость ритма;

2) краткость самого стиха и отдельных строк;

3) простота и ясность знакомых детям образов;

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко

выраженной действенности.

Мышление ребенка в возрасте 3 - 4 лет отличается образностью, им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его

содержание.

Для заучивания можно использовать коротенькие потешки и

стихи (например, А. Барто «Игрушки» «Кораблик»; и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм

пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, З. Александрова «Ёлочка» А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и др.) .

В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты.

Возраст 4-5 лет является благоприятным периодом для заучивания стихотворений. Именно в этот возрастной период начинает особенно быстро развиваться память. И, если до четырех лет педагоги не ставят перед

ребенком задачи запомнить произведение целиком, а лишь, что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить ребёнка запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть — тем больший объем памяти сформируется у него для

дальнейшего обучения.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять

инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются

достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи

(А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; С. Есенин «Белая береза» и др.) .

В подготовительной группе стихотворные тексты усложняются, для заучивания можно предложить детям басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Дети очень активно и эмоционально слушают их и рассказывают, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, нужно провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л. А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова.

Одно такое объяснение можно найти в книге Н. А. Стародубовой «Теория и методика развития речи дошкольников».

Кроме психологического и возрастного критерия подбора поэтических произведений, существует метод подбора стихов по психологическому и эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко запоминалось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Активным детям лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, спокойным детям - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергетику). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Особого внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

Методики и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений.

Существует много способов и методик заучивания стихов, но исходить

нужно из основных особенностей заучивания стихотворений

дошкольниками.

Для методики заучивания стихов очень существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Но помимо этого, очень важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего мне это нужно). Это могут быть различные игры: «Артисты», «Порадуй друга», чтение стихов на утреннике для родителей; выступление перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и

лучше запомнить текст, важно довести до сознания детей смысл

произведения, заранее готовить их к восприятию.

Существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов

и качество художественного исполнения их взрослыми.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит

от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет

для педагога известную сложность. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. Также не следует требовать полного запоминания стихотворения за один раз.

Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

Алексеева М. М. и Яшина Б. И. в своем пособии «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» предлагают для заучивания

с детьми - метод использования иллюстраций к фрагментам стиха. Их метод основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно.

Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

В своей работе я использую со второй младшей группы методику запоминания стихотворений с помощью мнемотехники. Мои методические разработки – мнемотаблицы и мнемокубики, помогают детям запоминать поэтические произведения гораздо быстрее и легче.

Обязательно нужно рассмотреть с детьми картинки к стихотворению,

ответить на вопросы детей. Затем прочитать стихотворение еще раз. Так, у детей сформируется цельное восприятие произведения.

А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения.

Мотивировать детей на то, что с помощью картинок мы будем это произведение учить наизусть.

Поэтические произведения (художественная, мировая, фольклорная поэзия) является важным источником развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи.

Материал подготовила – воспитатель ГБДОУ № 142 Невского района

города Санкт - Петербурга, СТЕПАНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

Фото - автора.

Список использованной литературы:

1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Методика работы с худ. литературой в детском саду // Алексеева М. М. Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М. 1998.

2. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М. 2008

3. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. - М. 2010

4. Ушакова О. С. Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. 2004.