Болезни в первый год жизни

Все мы хотим видеть своих малышей здоровыми и веселыми, но, к сожалению, иногда дети болеют. И болеют даже самые маленькие – дети первого года жизни.

Все мы хотим видеть своих малышей здоровыми и веселыми, но, к сожалению, иногда дети болеют. И болеют даже самые маленькие – дети первого года жизни.

На первом месяце жизни наиболее часто у малышей наблюдаются так называемые болезни адаптации – потеря первоначальной массы тела, желтуха, аллергический дерматит, изменения со стороны кишечника, почек и некоторые другие. Эти состояния часто не требуют лечения и проходят самостоятельно.

Не застрахованы новорожденные и дети постарше от инфекционных заболеваний. первыми признаками которых могут быть отказ от еды, беспокойство, расстройство сна. Наиболее часто среди инфекций встречаются острые респираторные заболевания. При этом у малыша могут отмечаться насморк, кашель, подъем температуры.

Второе место по частоте среди инфекционных заболеваний занимают инфекции мочевыводящих путей. такие как цистит – воспаление мочевого пузыря и пиелонефрит – воспаление чашечно-лоханочной системы почек. В данных случаях диагноз можно поставить только после тщательного обследования. При назначении адекватной терапии инфекционные заболевания чаще протекают остро, не оставляя следа и не оказывая негативного влияния на рост и развитие малыша в дальнейшем. А вот некоторые заболевания неинфекционной природы могут доставлять много неприятностей ребенку и его родителям в течение длительного времени.

Большой процент детей на первом году жизни страдают аллергическими заболеваниями. Этому способствует целый ряд особенностей организма ребенка – строение кожи, характер функционирования иммунной, гормональной и пищеварительной систем, вид вскармливания и другие факторы. Нельзя также не отметить и наследственную предрасположенность к аллергии. Характер аллергии на первом году, как правило, пищевой. Наиболее часто аллергические проявления появляются у ребенка в конце первого - начале второго месяца жизни. Это может быть аллергическая сыпь, участки шелушения, мокнущие участки. На волосистой части головы часто отмечается так называемая молочная корочка. Течение заболевания волнообразное: улучшение сменяется обострением. Учитывая то, что клиническая картина аллергии многообразна, необходимо помнить, что и лечение в каждом конкретном случае должно подбираться врачом индивидуально. Но в целом прогноз при аллергических заболеваниях у детей первого года жизни благоприятный. Со временем многие малыши просто “перерастают” аллергию.

Целый ряд заболеваний разного происхождения можно объединить в группу “дефицитогенных”. К ним относится прежде всего рахит. Это заболевание связанно с дефицитом витамина Д в организме ребенка. В норме витамин Д образуется в коже под влиянием ультрафиолета и необходим для правильного формирования костной ткани. При развитии рахита кости ребенка становятся мягкими, искривляются, нарушается рост и моторное развитие ребенка. Для профилактики рахита в период с ноября по апрель, когда в нашей полосе недостаточно солнца, всем детям назначают препараты, содержащие витамин Д. При недостатке железа в пище ребенка развиваются железодефицитные состояния, например, анемия. Железодефицитная анемия чаще развивается у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Связано это с тем, что железо, содержащееся в грудном молоке, усваивается лучше, чем то, что находится в заменителях молока.

Многих родителей беспокоят неврологические проблемы малыша – нарушение мышечного тонуса, повышение внутричерепного давления, замедление моторного развития. Коррекцию данных состояний должен проводить детский невропатолог.

Конечно, болезни первого года жизни не ограничиваются перечисленными. Поэтому очень важно, чтобы малыша с первых дней наблюдал врач-педиатр. Своевременный и квалифицированный совет во многих случаях может предотвратить развитие серьезных осложнений. Нельзя забывать и о том, что даже здоровый ребенок на первом году жизни обязательно должен пройти обследование – анализы крови и мочи, ультразвуковое обследование головного мозга, тазобедренных суставов, брюшной полости. И конечно, малыша регулярно должны осматривать специалисты – невропатолог, хирург-ортопед, отоларинголог, окулист. Консилиум врачей определит сроки вакцинации, массажа, лечебной гимнастики, начала закаливающих процедур и плавания. Не доверяйте советам непрофессионалов и не занимайтесь лечением по своему усмотрению, ведь в ваших руках самое дорогое – здоровье вашего малыша.

Революция в домашнем хозяйстве может защитить детей от астмы. Основными факторами, провоцирующими заболевание у тех, кто к нему предрасположен, врачи считают домашних животных, газовые плиты и сигаретный дым.

Выражаясь медицинским языком, пупочная грыжа – это следствие дефекта передней брюшной стенки, вызванного слабостью пупочного кольца. В дальнейшем, при правильном развитии ребенка, нормализации деятельности кишечника, достаточной двигательной активности, может наступить самоизлечение пупочной грыжи.

Из поездок по странам мы привозим не только массу впечатлений об истории страны, ее культуре, памятниках и достопримечательностях, но и зарисовки «как там живут».

Как только малыш научился ползать или ходить, он понял, что он может абсолютно всё. Он стал похож на папу и маму, он так же может помыть пол, вытащить бельё из стиральной машинки, пусть даже пока ещё грязное, протереть тряпочкой компьютер, забить гвоздик или накрасить губы.

Сегодня СМИ пестрят рекламой модных и востребованных центров раннего развития малышей уже с 1 года жизни. Методики отечественных и зарубежных педагогов, таких как Никитины, Зайцев, Монтессори обещают сказочные результаты.

Удивительно, что Советское правительство в далеком 1927 году еще не решив архиважных задач стоящих перед государством: индустриализация страны, создание колхозов и совхозов принимает решение строить планетарий.

Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка. В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения. Aнализ поведения детей раннего возраста показывает - ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства. Предметом общения как деятельности является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения. Развитие потребности в общении.Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.

Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми. С помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или о состоянии дискомфорта. Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит. Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых. Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых. Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него “комплекс оживления” (радостное поведение, выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением, и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.

Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало. Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей. К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми. Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка). Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка.

17.4pt">Сопоставление основных условий, в которых происходит усвоение детьми первых слов в житейских ситуациях привело к выводу о существовании типичной ситуации, наиболее эффективной для развития речи, когда происходит индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка. С помощью нехитрых способов взрослый привлекает внимание ребенка к предмету, для чего показывает на предмет, проделывает с ним те или иные манипуляции, протягивает ребенку, сам погружается в рассматривание предмета и т. д. При этом взрослый произносит слово, обозначающее предмет, и неоднократно это слово повторяет. Таким образом, ребенок усваивает два основных элемента задачи: объект и его словесное обозначение в связи друг с другом. Кроме того, взрослый создает практическую необходимость для ребенка усвоить эту связь и научиться актуализировать ее. С этой целью взрослый либо просит ребенка назвать указываемый предмет, либо сам называет его и ждет, отыщет ли ребенок нужный объект среди группы других. Успешное действие ребенка вознаграждается выдачей ему предмета для игры, в которую иногда включается и взрослый. Какая потребность лежит в основе решения ребенком речевой коммуникативной задачи? Может быть, это потребность в овладении предметом для получения от него новых впечатлений или для активного манипулирования с ним? Тогда успешность обучения должна зависеть от привлекательности предмета, от его желательности для ребенка. Или же главную роль играет потребность ребенка в общении со взрослым, для которого манипуляции с предметом составляют только предлог и повод? Тогда успешность обучения должна зависеть от отношений ребенка с тем взрослым, который учит его говорить, от содержания коммуникативных связей между партнерами. Исходя из позиции, рассмотренной нами выше, мы выбрали вторую альтернативу и предположили, что усвоение детьми пассивной речи и произнесение ими первых активных слов в решающей степени зависит от общения между взрослым и ребенком.

Необходимо выделить в коммуникативном факторе три стороны, каждая из которых представляет собой результат устоявшихся за многие месяцы контактов ребенка с окружающими взрослыми:

Многие исследователи раннего детства указывают на задержки в речевом развитии ребенка, растущего в условиях госпитализма или значительную часть времени проводящего в детском учреждении, где большое внимание уделяют физическому уходу за детьми, где много игрушек и много обслуживающих ребенка говорящих взрослых, но ребенку недостает близких, личностных контактов.

Эмоциональные связи у детей со взрослыми впервые возникают вскоре после рождения и к 2 месяцам складываются в сложную деятельность, в которой обмен партнеров выражениями взаимного удовольствия и интереса составляет основное содержание и суть. После перехода детей на уровень более высокой формы ситуативно-делового общения значение эмоциональных контактов не уменьшается. Оно, скорее, даже возрастает, так как расположение ребенка и взрослого друг к другу включает теперь оценку также и практических умений, способностей к интересной совместной деятельности.

Можно предположить, что в присутствии человека, к которому ребенок испытывает расположение и привязанность, дети будут чувствовать себя более непринужденно, станут свободно ориентироваться в окружающем, сумеют своевременно переключать внимание с одних элементов ситуации на другие и потому скорее смогут связать между собой вид предмета и его название так, как того требует выдвигаемая взрослым задача. Далее, опыт близких отношений со взрослым помогает ребенку быстрее выделить коммуникативную речевую задачу, найти средства для ее решения. Дети смелее смотрят в лицо близкого взрослого, скорее обнаруживают движение губ человека при артикулировании им слова и быстрее перенимают это движение путем рассматривания и ощупывания рукой. Эмоциональный контакт со взрослыми оказывает большое влияние на формирование у детей зрительно-слуховых связей, роль которых имеет большое значение на этапе возникновения речи. Таким образом, естественно предположить, что эмоциональные контакты со взрослым могут оказывать стимулирующее влияние на становление вербальной функции благодаря тому, что вызывают у ребенка желание говорить, как говорит взрослый.

Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то,