Питание детей первого года жизни

Кормление малышей до года бывает трех видов: естественное, искусственное и смешанное. Естественное – это когда объем грудного молока в общем приеме пищи составляет от 80 до 100 %. Искусственное – если малыш в основном питается смесями, а грудное молоко сосет как лакомство или лекарство, или его нет вовсе. При смешанном питании ребенку просто недостаточно молока матери, поэтому он дополняет его количество искусственными смесями, где-то от 20 до 50 % рациона.

Вскармливание грудным молоком - это не просто дар природы, это обязательное условие питания малыша. Весь набор ферментов, витаминов, вся защита организма, то есть естественный иммунитет – вот что такое грудное молоко. О его чудодейственных свойствах ходят легенды: считается, что кормление ребенка до года закладывает фундамент здоровья на всю его жизнь. Сопротивляемость болезням, нормальный обмен веществ, защита от вредного воздействия окружающей среды – вот что такое грудное молоко. Некоторые матери даже сыпь и ранки ребенка лечат именно им, закапывают в нос от насморка.

Подготовка матери к лактации – очень важный момент. Питание следует делать разнообразным и богатым – особенно в двух-трехчасовой перерыв между кормлениями ребенка, когда молоко должно «прибывать». Это сопровождается своеобразным покалыванием, онемением грудных желез и небольшим выделением капель молока.

Кроме питания, существуют простые способы обеспечить «прилив» перед кормлением – это чай с молоком, можно принимать также отвар крапивы.

Уход за грудью – также немаловажного условие грудного вскармливания. После каждого кормления необходимо сцеживаться и споласкивать соски теплой водой. Процесс сцеживания немаловажен – если им пренебрегать, то молоко, во-первых, будет прибывать в гораздо меньшем количестве, а во-вторых, возможно развитие неприятной болезни – мастита, т.е. воспаления молочной железы. Мастит возможен не только при недостаточном, но и при слишком неосторожном сцеживании (надо аккуратно захватывать область соска, и не более), а также при переохлаждении.

Кормление малыша грудным молоком матери означает, что их питание тоже тесно связано как единое целое. Нельзя принимать лекарства, есть острую и сладкую пищу, которая вызывает у малыша аллергические реакции. Если грудное молоко слишком густое – у ребенка начинаются кишечные колики и запоры, и надо обязательно давать ему пить побольше кипяченой воды.

Конечно, очень часто молодая мать вынуждена быстро прерывать декретный отпуск, возвращаться к работе, и грудное вскармливание мешает ее привычному образу жизни – как это, на целый год превратиться в «молочный комбинат»? И все-таки это не самая большая жертва, которую каждая мать с легкостью приносит на благо здоровья своего ребенка.

Календарь развития ребенка: 1 год

Вот уже год, как маленький человечек ступил в этот мир, и вы не представляете, как могли раньше жить без него. Всего за двенадцать месяцев ваш ребеночек проделал огромный путь - от беспомощного «головастика» до вполне сознательного существа со своим характером, привычками, которые непонятно когда успели сформироваться, и желаниями. Заканчивается младенчество и начинается детство. И в ваших силах сделать детство счастливым.

Обычно к году у малыша вылезает двенадцать зубов. Безусловно, это не железное правило, и не нужно паниковать, если у вашего чада их больше или меньше. Убедитесь только, что его организм получает достаточно кальция, фосфора и витамина D. Все остальное природа сама подкорректирует.

В преддверии года в жизни малыша происходят кардинальные изменения. Перемены - это хорошо, ведь жизнь находится в постоянной динамике. Главное, чтобы они не были слишком резкими и травмирующими. В годовалом возрасте часть мам, которые еще продолжают кормить ребенка, начинает задумываться о том, чтобы завершить грудное вскармливание: детский организм достаточно окреп, чтобы получать все необходимые микроэлементы из взрослой пищи. Как правило, окончательный переход на традиционный стол происходит безболезненно. Единственное, не рекомендуют отнимать ребенка от груди в жаркое время года, или если он болен.

В возрасте около 1 года сокращается время, необходимое малышу для сна. Многие переходят на одноразовый дневной отдых. Убедитесь, что ваш ребенок достаточно спит: количество и качество сна исключительно важны для нормального развития.

Годовалый возраст- время не только активного психологического развития и все возрастающего стремления к познанию и исследованию, но и появления первых психологических кризисов. Малыш начинает осознавать себя отдельным от мамы существом, открывает для себя собственное «я». Кроме того, психологически он уже знает и понимает больше, чем может физически.

Иногда освоение какого-то нового навыка приводит не к радости, а к сбоям в поведении. Ребенок может стать раздражительным и капризным. Иногда даже может закатывать истерики. Детские психологи утверждают, что на этом этапе истерики позволительны и единственный способ помочь ребенку успокоиться - это добрые слова, ласка и нежность. Возьмите малыша на руки, покачайте его, поговорите с ним, а когда он придет в себя, попробуйте вместе с ним сделать то, что ему хочется, если он еще об этом не забыл. Ругать и повышать голос абсолютно бесполезно. Единственное, чего вы добьетесь - это усугубление истерики. И развитие невроза. Ребенок еще слишком маленький, а его психика еще слишком слабая, чтобы успокоиться самостоятельно. Навыки и умения в один год

- Вставать и немного ходить самостоятельно; - Бегать, но пока за ручку. Кто-то пока еще просто не умеет переставлять ножки быстро, а кто-то просто боится - так или иначе, понадобится подстраховка; - Произносить отдельные простые слова; - Самостоятельно пить из чашки и немного кушать ложкой - правда, очень медленно и пачкая все вокруг себя; - Проситься на горшок; - Называть членов семьи и других хорошо знакомых людей по имени; - Играть в простые сюжетные игры и все больше использовать предметы по назначению. Теперь, если вы дадите малышу, например, мисочку и ложку, он не просто бросит все на пол, а сообразит, что ложечкой едят из мисочки, и постарается изобразить это действие.

Примерно в возрасте года начинается собственно процесс воспитания. Дорогие родители, старайтесь быть гибкими. В девяноста случаях из ста с ребенком можно договориться и, поверьте, это намного лучше, чем просто грубо переламывать его волю. Конечно, он в конце концов уступит, ведь он еще маленький и слабенький. Вы добьетесь сиюминутного эффекта, но одновременно спровоцируете вспышку злобного упрямства. В будущем это может привести к несговорчивости и агрессии. Будьте взрослее, вы же все-таки взрослые.

Не ленитесь объяснять ребенку, почему вы настаиваете на своем. И если уж запрещаете что-то делать, так запрещайте это всегда, без исключений, а не только в том случае, если у вас плохое настроение. Чем меньше будет запретов, тем лучше: тем более раскрепощенным и самостоятельным будет ваше дитя. Вы уже можете ввести в лексикон слово «нельзя», и малыш прекрасно его поймет, но не злоупотребляйте этим словом. Нельзя бить собаку ногами, потому что ей больно. А вот обои со стены сдирать, конечно, нежелательно, но все-таки, согласитесь, катастрофы не произойдет, если ребенок оторвет клочок, чтобы посмотреть, что там внутри.

Родители могут получить огромное удовольствие, наблюдая за тем, как ребенок демонстрирует окружающим свои первые шутки: может, например, протянуть игрушку, но не дать ее в руку, а с хитрым выражением лица спрятать за спину. Малыш дразнит людей – таковы первые проявления его формирующегося чувства юмора. То ли еще будет!

Начиная с года, можно менять режим малыша, но надо помнить, что в этом возрасте дети очень активны, но сил у них еще не так много, поэтому от игр и передвижений они достаточно быстро устают. В детской обязательно должен быть свежий воздух, а гулять с малышом надо два раза в день по полтора-два часа, давая ему возможность потопать по лужам, попинать ногами мелкие камни и сухие листья: осязательные ощущения по-прежнему занимают ребенка.

Ребенок свободно передвигается по дому, забирается на лестницу – родители могут показать ему, как спускаться оттуда. В ванной малыш, брызгаясь, с удовольствием бьет по воде руками и ногами, опускает голову под воду, плавает. Еще ребенок любит низко наклониться, упереться головой в пол и смотреть, как реагируют на это окружающие, а если рядом с ним кто-то танцует или делает зарядку, малыш будет пробовать подражать ему.

Одной из любимых игрушек может стать мяч – малышу по-прежнему нравится бросать игрушки и получать их обратно от родителей, но сейчас ему интересно, куда они при этом катятся. Поэтому не удивляйтесь, если ребенок, несколько раз бросив мячик вам, неожиданно бросает его в стену: посмотрите лучше, с каким любопытством он будет следить за тем, куда двинется мяч. Еще малышу нравится собирать разобранное – он с удовольствием складывает в коробочку бусины и кубики и пытается приладить на место головку цветка, которую только что оторвал.

Считать ребенок, конечно, еще не умеет, но слово «два» может запомнить. Если вы разложите на полу разные парные вещи – варежки, носки, туфли – и будете их собирать, приговаривая: «два носочка», «две варежки», он вскоре поймет, о чем идет речь, и тоже будет складывать пары по вашей просьбе. Предлагайте ребенку подражать вам – ему это очень нравится. Можно просто помахать рукой и посмотреть, как это сделает он, а через некоторое время покажите малышу что-то полезное – как, например, стряхнуть губкой крошки со стола после еды.

Малыш может вытереть свой столик, но пачкает его он тоже очень охотно – размазывает кашу, разливает молоко, чтобы почувствовать их фактуру. Его очень интересуют новые звуки – ребенок может и стучать одним предметом о другие, и проводить эксперименты с собственным голосом, подолгу что-то ворча и бурча себе под нос, но периодически меняя тембр и высоту голоса.

У годовалых детей неодинаковый запас слов – у кого-то два-три, у кого-то он доходит и до двадцати. Чтобы развить понимание речи, используйте два способа – неожиданное появление новой игрушки и немедленное ее называние: «А вот слоник!», и обогащение опыта малыша: когда он видит – например, во время прогулки – новый предмет, животное или человека, называйте его. Но помните при этом, что ребенок может устать от большого количества новых впечатлений, и ни в коем случае не соревнуйтесь с другими родителями, чей малыш говорит лучше, чем ваш.

Как воспитывать ребенка в 12 месяцев. Родителям следует обратить внимание на кризис одного года, который связан с тем, что ребенок начал говорить. Если организм младенца регулировался собственными биоритмами, то теперь главной становится языковая система, то, что велят взрослые.

Во время такой перестройки ребенок на какое-то время остается вообще без внутреннего руководства, и это приводит к тому, что родителям кажется, что он совсем прекратил развиваться и даже стал младше своего возраста: он начинает плохо спать, много плакать, на все обижаться, хуже есть, отказывается купаться, не слушается и требует повышенного внимания. На этом этапе важно поддержать ребенка, не давить на него и не наказывать, заставляя, например, есть или ругая за плач; этот кризис скоро пройдет..