Потребности ребенка в первые 2 месяца (стадия абсолютной зависимости)

Все жизненно важные (витальные) потребности ребенка первых месяцев жизни можно разбить на четыре комплексные составляющие. Всё, что, по большому счету, младенцу нужно от мамы, это:

  1. Часто прикладываться к материнской груди и проводить у груди столько времени, сколько требуется.
  1. Своевременно получать от мамы помощь в отправлении естественных нужд и в сохранении чистоты тела.
  1. Большую часть времени находиться у матери на руках либо в непосредственной близости от неё, приобретая гарантию безопасности, согреваясь, получая эмоциональное тепло и поддержку.
  1. Получать гарантию надежности мамы.

Удовлетворяя эти потребности, мама будет растить во всех смыслах здорового, жизнерадостного ребенка.

Обратим внимание, что по мере роста ребенка эти потребности (в случае, если они были своевременно удовлетворены) становятся для него всё менее актуальными.

К году ребенок прикладывается к груди значительно реже по сравнению с первыми месяцами; большую часть естественных нужд он справляет самостоятельно; значительную часть времени днем он уже проводит отдельно от мамы; после полугода, имея уже значительный кредит доверия к маме, малыш не нуждается в её постоянной поддержке.

Комплексная потребность в прикладывании к груди и в употреблении материнского молока

Речь идет именно о такой многосоставной потребности, а не о потребности в еде и питье, как у подросшего ребенка или взрослого.

Ребенок первых месяцев прикладывается к груди и для того чтобы поесть-попить, и для того, чтобы успокоиться, и для того, чтобы настроиться на сон, и для общения с мамой. Младенец сосет, когда ему хочется есть, когда ему страшно, одиноко, когда ему больно или холодно. Кроме того, маленький ребенок совсем не может ждать. Ему нужно, чтобы грудь появлялась сразу, как ему стало это необходимо.

Так как прикладывание к груди выполняет сразу несколько функций и происходит часто, физиология грудничка на это настроена. Его пищеварительная система работает и развивается нормально только в том случае, если он практически постоянно потребляет молоко мамы небольшими порциями.

Об этом говорят:

  1. биологические особенности человека как вида;
  2. результаты исследования состава женского молока;
  3. та скорость, с которой усваивается молоко;
  4. особенности работы желудочно-кишечного тракта младенца;
  5. условия полноценной лактации;
  6. постоянное и непрерывное поступление питательных веществ как одно из условий полноценного развития мозга.

Только прикладывание к материнской груди (а не сосание пустышки или даже молока из бутылочки) может полностью и без негативных побочных эффектов удовлетворить потребность младенца в успокоении. Молоко мамы – еще и хорошее снотворное.

Питательные вещества, витамины и минералы в полной мере и в нужных пропорциях ребенок может получить только из грудного молока. Да и само грудное молоко для ребенка первых лет жизни – это нечто большее, чем еда для взрослого человека.

У организма младенца существуют следующие потребности:

  • в иммунной защите из-за неразвитости собственной иммунной системы;
  • в определенных ферментах из-за неразвитости пищеварительной системы;
  • в определенных гормонах из-за неразвитости гормональной системы;
  • в определенных компонентах, необходимых для дозревания всех функциональных систем (иммунной, дыхательной, пищеварительной, сердечнососудистой, эндокринной);
  • в определенных компонентах, необходимых для дозревания нервной системы и мозга;
  • в определенных веществах, помогающих развиваться зрению, способствующих росту ворсинок кишечника и формированию крепких тканей и костей.

Эти потребности могут быть удовлетворены только благодаря уникальному составу материнского молока, искусственно воссоздать который невозможно хотя бы потому, что состав конкретного молока учитывает нужды конкретного ребенка. Отсутствие грудного вскармливания и употребление ребенком заменителей молока лишь позволит организму существовать, но не сможет полностью заменить то, что вложено природой в функции грудного молока.

Комплексная потребность получить помощь в отправлении естественных нужд и в сохранении чистоты тела.

Ребенок с рождения способен контролировать отправление естественных надобностей, это не требует доказательств, так как является легко наблюдаемым фактом. Природа, создавая младенца, не рассчитывала на то, что он и его мама не смогут сохранять чистоту тела из-за неспособности ребенка сдерживать свои позывы.

Однако младенец не способен справиться с процессом отправления самостоятельно, что тоже легко можно проверить. Ребенок подает матери сигналы о том, что ему нужна в этом помощь, матери нужно лишь научиться эти сигналы распознавать. Подав сигнал, ребенок может какое-то время ждать, пока мама не поможет. Помощь ребенку в отправлении естественных надобностей получила наименование «высаживание».

Отсутствие отклика мамы на просьбу малыша зачастую приводит к его беспокойству, плачу и «проблемам с животиком». Для поддержания тела маленького ребенка в полной чистоте мама также проводит гигиенические процедуры, учитывая при этом психологическую потребность малыша в безопасности.

Потребность большую часть времени находиться у матери на руках либо в непосредственной близости от неё

Находиться на руках у мамы или рядом с ней младенцу необходимо для того, чтобы:

  • чувствовать постоянную защиту, иметь гарантию безопасности в бодрствующем состоянии и во время сна;
  • иметь возможность приложиться к груди в случае активизации сосательного рефлекса либо появления чувства голода, а также для снятия психического или физического напряжения;
  • сообщить о потребности в отправлении естественных нужд и быстро получить помощь;
  • поддерживать тепло своего тела;
  • получать мамину ласку.

Для младенца первых месяцев нахождение в непосредственной близости от мамы – биологическая норма. Многочисленные научные исследования последних десятилетий приводят к следующим выводам. Практически постоянный телесный контакт ребенка с матерью до начала периода ползания – условие полноценного развития мозга, нервной системы, иммунитета, становления нормального гормонального фона и эмоционального здоровья в будущем.

В этом разделе мы остановимся подробнее на потребности в защите и безопасности.

Это потребность психологическая и при этом базовая, витальная.

Живой организм не сможет оставаться полностью здоровым (по крайней мере, психически), если потребность в ощущении безопасности будет систематически оставаться неудовлетворенной.

Если же живое существо постоянно в течение длительного времени лишать чувства безопасности (то есть создавать у него чувство нависшей угрозы), оно просто умрет, психически или даже физически.

Младенец рождается и долгое время остается абсолютно беспомощным. Природой в нем заложено ожидание, что его безопасность будет обеспечивать мать (или человек, заботящийся о нем). Соответственно, чувство безопасности в нем рождает непосредственная близость к матери, и никак иначе.

У маленького ребенка нет сознания в полном смысле этого слова, мозг его только развивается. Младенец не может осознать, что кроватка и коляска – места безопасные. Он не способен пока понять, что мама где-то рядом и защищает его от опасности издалека. Он не может усвоить, что лежа ночью в одиночестве, он находится в собственном доме, и поэтому ему бояться нечего.

Особенно это касается новорожденного, который видит только то, что находится от него не дальше 20 сантиметров.

Ожидания младенца жестко запрограммированы: нет телесного контакта с мамой – нет защиты. Младенцы, потребность которых в телесном контакте не удовлетворяется или удовлетворяется не полностью (например, младенцы, спящие отдельно от матери), могут по-разному реагировать на это.

Одни очень долго не могут смириться с отсутствием мамы, тревожатся, много плачут, с трудом отходят ко сну. Другие с первых дней жизни проявляют удивительное спокойствие, спокойно засыпают одни, спят глубоко и подолгу и, наоборот, не могут заснуть рядом с мамой. Третьи беспокоятся лишь поначалу, а затем смиряются и спят, не просыпаясь, всю ночь.

И повышенная плаксивость, и удивительное спокойствие – это распространенные реакции на стресс. Плач малыша из-за неудовлетворенной потребности крайне вреден.

Улыбка младенца ( в отличие от улыбки подросшего ребенка) также далеко не всегда является свидетельством душевного благополучия.

Зачастую эти дети имеют одну или несколько из перечисленных психосоматических проблем:

  • так называемые «колики» или «проблемы с животиком» ;
  • неврологические проблемы;
  • плохой набор веса;
  • частые простудные заболевания;
  • повышенную тревожность;
  • полный или частичный отказ от груди;
  • нежелание находиться на руках у матери лицом к ней.

Обратим внимание, что пребывание в телесном контакте с мамой практически круглые сутки малышу важно лишь в первые полтора-два месяца. Позже, имея уже некоторый «кредит доверия» со стороны ребенка, мама начинает все чаще и на всё большие промежутки времени откладывать его в течение дня.

К полугоду малыш обычно большую часть времени бодрствования проводит отдельно от мамы, но, конечно, в поле её зрения.

Удовлетворение потребности грудничка находиться рядом с матерью предполагает совместный сон, использование эргономичной переноски или других приспособлений. Обратим также внимание, что в полной мере ощущение защищенности у младенца мама сможет создать только в том случае, если первые два месяца будет давать его на руки только тем людям, которых он уже знает.

Базовое доверие малыша к миру, которое затем становится почвой для формирования таких качеств личности, как уверенность в себе, самостоятельность, смелость, честность и ответственность, формируется именно в первый год жизни. А самый важный период на этом году – период до того времени, как ребенок начнет переворачиваться (4-5 месяцев)– недаром получил название «ручной период».

Потребность в постоянной поддержке и гарантии надежности мамы

Ребенок рождается полностью зависимым от мамы и ожидает от нее уверенного поведения и спокойствия в любой ситуации. Внутренние метания мамы, сомнения и тревожность плохо влияют на состояние малыша, провоцируя его беспокойство, сбои в процессах жизнедеятельности вплоть до физических заболеваний. Поддерживающее поведение проявляется в быстром удовлетворении потребности малыша, оперативной реакции на зов и плач ребенка.

Важно:

Ждать ребенок не может так как в утробе нет такого опыта, нет промежутка времени между появлением потребности и её удовлетворением, поэтому, пока малыш не привыкнет к новым условиям, любое ожидание для него – стресс.

Почему ребенок в возрасте 2 месяцев так часто сосет:

  1. В утробе питательные вещества поступали к нему практически постоянно. Организм не может быть к столь разительной перемене – потреблению пищи редко и по режиму.
  2. Желудок ребенка не может растянуться частом кормлении, а ночью отдыхать не должен, потому то он фактически не участвует в переваривании молока. Молоко проходит через него транзитом, находится в нем 15-20 мин, а затем попадает в кишечник, где само себя переваривает и всасывается стенками кишечника.
  3. Биологические особенности человека как вида

Частые кормления заложены самой природой.

В дикой природе есть виды так называемых прерывистых контактов, когда матери животных вынуждены находиться длительное время далеко от своих новорожденных детенышей и виды продолжительного контакта, когда матери никуда не отлучаются первое время. Так вот, у первых молоко содержит очень высокие показатели жиров и калорий, поэтому их потомство может процветать и при редких кормлениях.

Человеческое молоко имеет низкое содержание жиров, следовательно кормить детей надо чаще. Именно тогда достигается высокое содержание жиров в грудном молоке.

Условия полноценной лактации

Частые кормления также нужны для поддержания высокого уровня гормонов молокоотделения - пролактина и окситоцина, которые начинают выделяться с момента, когда ребенок начал сосать грудь.

Во время частых кормлений продолжается вызревание молочной железы, так как увеличиваются количество рецепторов и их чувствительность к пролактину внутри груди. Когда уровень пролактина уменьшается после первых месяцев кормления, молочные железы могут продолжать выделять достаточное количество молока даже при меньшей гормональной стимуляции.

Ограничивая продолжительность и частоту кормлений, вы ограничиваете рост ребенка и способность к выделению молока!

Автор: Анастасия Добровольская

психолог, преподаватель психологии и философии МГУ

Специально для информационного портала Мир во мне