Проект "Школа за здоровый образ жизни"

Актуальность проблемы

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.

Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной [19] и получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др. Мы заинтересовались этой проблемой и решили провести собственное социологическое исследование.

В одном из социологических опросов, проводимых на общешкольном родительском собрании, на вопрос:

“Что, по Вашему мнению, важнее всего для счастливой жизни ребенка?” 89,4% родителей отметили крепкое здоровье.

Более половины опрошенных родителей считают, что для счастливой жизни необходимы, в первую очередь, здоровье, семья, хорошее образование, материальное благополучие и интересная работа. Причем “здоровье” здесь выступает абсолютным лидером.

Аналогичное исследование в подростковой среде позволило выявить, что современным школьникам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей. В то же время для большинства опрошенных безусловно важными жизненными ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье.

Какова же реальная картина здоровья детей в нашей школе?

Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документацией по различным направлениям.

Соотношение количества практически здоровых детей и детей с различными отклонениями в здоровье

Рисунок 1- соотношение количества практически здоровых детей и детей с различными отклонениями в здоровье

Анализ данных, приведенных на рис. 1, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в здоровье уменьшилось. Но число больных детей среди учащихся 9-11 классов увеличилось (из-за перегрузки, физических, экологических изменений). Было обследовано логопедической службой школы 204 учащихся начальной школы. Выявлено с нарушением устной и письменной речи 30 учащихся, что составило 15% на начало этого года. Из них в 1-х классах 9 человек. 2-4 классах 21 человек. Среди первоклассников 5 детей с диагнозом (не резко выраженное общее недоразвитие речи), 6 человек с нарушением произношения. Нарушение чтения и письма выявлено у 19 человек. С учетом структуры речевого дефекта были сформированы 6 логопедических групп. Каждая группа занималась по особому перспективному плану и по расписанию. По итогам учебного года выпущено с улучшением устной и письменной речи 10 человек (33 %), оставлено для продолжения работы 20 человек (67 %).

За прошедшие два года простудные заболевания и обращаемость детей в медицинский кабинет плавно снижается. Это достигнуто в результате совместных усилий педагогического коллектива школы, медицинских работников, родителей и детей по сохранению и укреплению здоровья.

Хотя профилактическая работа в школе и ведется в системе, но к концу обучения все же наблюдается увеличение количества детей с пониженным зрением, нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием, хроническими заболеваниями ЖКТ.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации проекта

“Школа за здоровый образ жизни”

Цель проекта: воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства, основы эффективного получения достойного образования, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной деятельности.

Задачи:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью;
  • адаптация выпускников к жизни в обществе;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Нормативно правовая база проекта

В основу проекта легли реализуемые на территории Губкинского городского округа комплексные целевые программы “Дети Губкинской земли” (подпрограмма “Здоровое поколение”, “Одаренные дети”), “Охрана и укрепление здоровья здоровых”, “Развитие физической культуры и спорта”, “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту”, социальный проект “Мой город без наркотиков”.

Рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья (слайд 6 ) с учетом возрастных особенностей, биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья может меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека лежит в основе нашего проекта “Школа – территория здоровья”.

Процесс обучения и формирования здорового образа жизни в нашей школе осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям [15]:

  • формирование валеологической грамотности;
  • внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения;
  • организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время.

Анализируя современное состояние проблемы формирования валеологических знаний, умений, навыков, следует отметить, что изучение основ здорового образа жизни в различных регионах нашей страны и за рубежом ведется по самым разным программам, разработанным с учетом региональных, возрастных, социально-экономических условий, а также на основе мировоззренческих позиций авторов [2, 4, 5, 7, 10, 11, 14].

Но, к сожалению, до сих пор эта проблема остается приоритетной для ученых и исследователей, мы же начинаем задумываться о здоровье тогда, когда оно практически потеряно. Для повышения уровня знаний о здоровье детей и родителей социальным педагогом и психологом, совместно с медицинскими работниками организована работа школы для детей и родителей “Я и мое Здоровье”, включающая два направления: "Основы здоровья и здоровый образ жизни", "Физическое здоровье".

"Основы здоровья и здоровый образ жизни"