Возрастные особенности детей дошкольного возраста

«Детство – этап подготовки к будущей жизни». Если общество определяет своё отношение к детству исключительно как ко времени «подготовки», то отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребёнком. Между тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающие дошкольные и школьные годы, совсем не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка. первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие. служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.

В первые семь лет ребёнок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир. Кризисы развития возникают у детей примерно в одни и те же возрастные периоды. Психологи выделяют три кризисные точки: год, 3 года и 7 лет. Существует педагогическая возрастная периодизация: ранний возраст (от рождения до 2 лет), младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет), средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).

Эти периоды жизни ограничены друг от друга; каждый предшествующий создаёт условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно «переставлены» во времени. Согласно взглядам А.В. Запорожца, полноценный переход к новому этапу психического развития возможен лишь тогда, когда полностью «прожит», завершен предшествующий, исчерпаны его потенции.

Почему же психологи делят детство на этапы «от кризиса до кризиса»? В чем смысл такого деления? Каждый из периодов, последовательно сменяющих друг друга, выделяется по своей ведущей деятельности. Их на протяжении первых семи лет выделяют три – это общение, предметная деятельность и игра. Когда говорят «ведущая деятельность», это не означает, что поведение ребенка сводится к чему-то одному.

У детей раннего возраста наблюдается потребность в постоянном, непосредственном, эмоциональном контакте со взрослым. И соответственно этому ведущей деятельностью в младенческом возрасте является общение. Эмоциональное общение ребенка со взрослым возникает еще до того, как ребенок овладевает самыми простыми действиями с предметами. Младенец еще не понимает обращенных к нему слов, но откликается на эти слова, радуется появлению, приближению, улыбке взрослого. Педагоги и психологи настаивают на важности непосредственного общения взрослого с ребенком в первые месяцы – в этом общении вся жизнь ребенка, здесь ключ к его развитию.

Но постепенно у ребенка вырастает потребность не в простом эмоциональном контакте со взрослым, а в совместном действии с ним. Интерес, обращенный к взрослому, переносится и на предметы. А ведущей деятельностью после года становится предметная деятельность. Но самостоятельно малыш не может постичь мир вещей. Взрослый передает ребенку человеческий опыт действий с предметами. Сделать это можно с помощью языка. Так развитие речи порождается необходимостью общаться со взрослым. А само развитие речи делает возможным вообще все дальнейшее психическое развитие.

Следующий шаг в развитии психики ребенка – переход к ролевой игре. Она – выражение новой ступени потребности ребенка во взрослом – малышу уже мало просто общаться со взрослым, ему мало и действовать вместе с ним. Он хочет быть «как взрослый», жить общей жизнью со взрослым. Но ведь он не может быть взрослым на самом деле – поэтому начинает играть во взрослого, выполнять его роль. Ролевая игра как ведущая деятельность сохраняет своё значение вплоть до школьного возраста.

Потребности и интересы ребенка всегда связаны со взрослыми. Эта связь приобретает лишь новые формы в ходе развития. Развивается, усложняется потребность ребенка во взрослом – происходит смена ведущей деятельности. Надо заметить, что само по себе усвоение ребенком новых действий не обязательно приводит к появлению нового вида деятельности. Так, довольно рано можно научить малыша действиям с игрушками. Но из этого знания не возникает ролевая игра. Она появится, если у ребенка сложится интерес к взрослой жизни, возникнет стремление стать «взрослым», в доступной форме выполнять функции взрослого человека.

В ведущих видах деятельности ребенка складываются наиболее важные для каждого возраста действия, психические качества, свойства личности. Каждый вид деятельности по-своему сказывается на психическом развитии ребенка. Так, игра очень важна для развития мышления и воображения детей. В игре усваиваются правила поведения, она способствует становлению взаимоотношений ребенка с другими детьми. В тоже время игра более или менее «безразлична» к развитию восприятия. В этом смысле рисование и конструирование – неоценимый инструмент развития детского восприятия.

Пятый год жизни приносит новые успехи. Намного разнообразнее становятся сюжеты детских игр, рисунки, постройки. Появляется и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел. Начинает складываться «детское общество» - система взаимоотношений между детьми, их взаимных привязанностей, симпатий и антипатий. От особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками, от положения в группе зависит его эмоциональное самочувствие, желание посещать детское учреждение. Восприятие ребенком окружающего мира приобретает значительную расчлененность. Он уже способен овладеть умением воспринимать предметы, последовательно выделяя их отдельные части, устанавливая соотношения между ними. На многие возникающие у него вопросы ребенок теперь пытается ответить сам, нередко прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного.

На 6-м году жизни происходит существенный сдвиг в уровне произвольного управления своим поведением, в обобщенности мышления, в эмоциональной сфере. Ребенок становится менее зависим от влияния непосредственных побуждений, возникающих под влиянием конкретный ситуации. Вопросы детей становятся более содержательными, направленными на выяснение причин явлений. У детей складываются обобщенные формы наглядно-образного мышления. Ребенок становится способным представить себе не только отдельные конкретные предметы, но и общие свойства предметов, их простые взаимозависимости. На этой основе дети усваивают обобщенные знания, если они даются не в виде отвлеченных словесных рассуждений, а при помощи различного рода схем и моделей, наглядно демонстрирующих существенные свойства явлений, их связи и отношения. Взаимоотношения ребенка с другими детьми приобретают большую устойчивость: становятся типичными случаи, когда 2-3 ребенка питают друг к другу симпатию и постоянно играют вместе.

Седьмой год жизни завершает дошкольное детство и подводит ребенка к порогу школы. При правильно поставленном воспитании на протяжении этого года оформляется психологическая готовность к школьному обучению, являющаяся результатом всего предшествующего развития. У ребенка появляется желание стать школьником, вырабатывается отношение к учению, как к серьезной деятельности, которую следует отличать от игры. В условиях предоставления детям достаточной самостоятельности, постановки перед ними постепенно усложняющихся, посильных задач, приучения к планированию своих действий к концу дошкольного возраста резко возрастает произвольность поведения. Дети овладевают умением управлять своим вниманием, преднамеренно запоминать материал, прибегая для этого к повторениям; у них формируются первоначальные элементы учебной деятельности: интерес не только к результату, но и к способу выполнения различных заданий, желание научиться их выполнять, умение оценивать успешность собственных действий (самооценка), выявлять и исправлять допущенные ошибки (самоконтроль). Следует, однако, помнить, что все эти черты у 6-ти летних детей только начинают формироваться, они еще несовершенны и неустойчивы.

Мышление становится значительно более организованным. Дети с успехом овладевают систематизированными представлениями, позволяющими обобщить полученный раньше опыт, усваивают некоторые элементы научного знания о разных областях действительности (о физических явлениях, животных и растениях, явлениях общественной жизни, о количественных отношениях и др.) По мере усвоения этих представлений увеличиваются возможности самостоятельного мышления детей, рассуждать и делать правильные выводы.

Богаче и разнообразнее становится эмоциональная жизнь детей. У старших дошкольников возникают уже довольно сложные нравственные чувства, связанные с оценкой поступков, как своих собственных, так и других людей, а также чувства эстетические, вызванные красотой окружающей действительности или художественного произведения, изображающего эту действительность. Объединения дошкольников становятся более устойчивыми и могут приобрести некоторые черты, характерные для детского коллектива, объединенного общими интересами и начинающими формироваться ценностными установками. В совместной деятельности дети приобретают известный опыт взаимоотношений, навыки поведения в коллективе, которые очень важны для будущего школьника.

Всё сказанное выше о возрастных ступенях психического развития, характеризует лишь наиболее общие и типичные его проявления. А педагог имеет дело с группой, в которую входит много детей, существенно различающихся между собой по темпам развития, по складывающимся чертам характера и особенностям отдельных психических процессов.

На любой возрастной ступени ребёнок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком – это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Другие интересные документы: