"Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Глава 2. Практическая часть. Реализация программы "Будь здоров" в условиях ДОУ.

2.1. Цель и задачи программы

Дошкольный возраст - самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы я убедилась в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.

На основании вышесказанного мною была разработана программа " Будь здоров!", которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.( Приложение N1.)

В программу включены разделы:

  • " Я. ",
  • " Физкульт – ура!",
  • " Внимание. ",
  • " Опасность!",
  • " Мой – до – дыр!".

Программа составлена с учетом документов:

  • программы развития и воспитания детей в детском саду "Детство" под ред. Логинов В.И. "Детство". "Программа развития и воспитания детей в детском саду". Цель: валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения. (19)
  • программы "Здоровье" Л.Г.Татарниковой. Цель: ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций. (29)
  • региональной программы физического и валеологического развития детей дошкольного возраста " Азбука здоровья" Т.Э.Токаевой, Цель: с помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывать у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья. (30)
  • программы "Школа здорового человека Г.И.Кулика, Н.Н.Сергиенко. Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья. (17)
  • программы "Я и мое тело" С.Е.Шукшина. Цель: через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей дошкольного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов. (32)
  • программы "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Р.Стеркиной, Н.Авдеевой, О.Князевой. Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни. (1)
  • программы " Разговор о правильном питании" М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой. Цель в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию. познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты. (7)
  • "Игровой массаж" - методики спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки. Цель: профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояния дошкольников. (31)
  • нестандартной оздоровительно-развивающей программы "Игроплакстика", разработанной авторским коллективом ДОУ N 383 Приволжского района г.Казани. Цель: развитие возможностей, заложенных в детях от природы. [23]

Целью моей программы является следующее. Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);
  • помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
  • научить " слушать" и "слышать" свой организм;
  • осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  • формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  • привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  • развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
  • ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
  • научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  • ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
  • формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;

В программе отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правила личной гигиены, строение организма, правила поведения в различных ситуациях.

Для каждой возрастной группы поставлены свои задачи.

Младшая группа:

" Я. ". Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.

" Физкульт – ура!".знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).

" Внимание!". Рассказать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.

" Опасность!". Рассказать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило "нельзя".

" Мой-до-дыр!" Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Средняя группа:

" Я. ". Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.

Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме.

" Физкульт – ура!". Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.

С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. "Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным". "Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть".

Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.

" Внимание!". Рассказать о Правилах дорожного движения.

" Опасность!". Рассказать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицо на морозе — разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги — переоденься в сухое.

" Мой-до-дыр!". Рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана.

Спокойно садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить "спасибо".

Провести беседу о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.

Старшая группа:

" Я. ". Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения) Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. "У меня есть замечательный помощник — скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, легкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями".

Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила:

— помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями;

  • помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, сон с открытой форточкой;
  • помоги работе желудка и кишечника, пережевывай "33 раза" каждый кусочек пищи;

— помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою умную голову, совершай добрые поступки.

" Физкульт – ура!". Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.

" Внимание!". На улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).

" Опасность!". Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны — 01.

" Мой-до-дыр!". Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить, за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и ' действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол причесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды.

Подготовительная группа :

" Я. ". Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность; отвечать на вопросы (Тебе нравится свое имя, хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Какая у тебя семья, твои домашние обязанности?)

Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, тревога, удивление, бодрость, смех, раздражение, испуг, слезы, беспокойство, уныние, благодушие, дружелюбие, восхищение, ужас, интерес). Рассказать о здоровье человека, о сохранении целостности органов

Называть характерные признаки состояния здоровья и нездоровья, рассказывать о ситуациях, которые произошли или могут произойти при нарушении правил, из-за лени, неумения.

" Физкульт – ура!" Рассказать о рациональном отдыхе, развивать, стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.

Осознать, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила, грация; понимать особенности функционирования человеческого тела, строение организма человека; активно использовать физические упражнения.

" Внимание!". Рассказать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.

" Опасность!". Самостоятельно, с опорой на картинку, схему рассказывать о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет, почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой.

" Мой-до-дыр!". Рассказать о человеческих качествах: аккуратность, чистоплотность, общительность, красота, любовь, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, образованность, талант, сила.

В процессе бытовой, игровой деятельности уточнить и систематизировать знания детей о полезной и вредной пище; учить содержать вещи в порядке. Формировать представление о правилах поведения за столом, личной и общественной гигиены.

Обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу.

Принципы реализации программы.

- учет возрастных особенностей детей

- адаптированность материала к возрасту

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному

- частое повторение усвоенных правил и норм