Содержание

    Введение. Общая характеристика речи. Значение речи в жизни человека Определение речи
    Речь и язык. Понятие языка Понятие речи Отличие языка от речи
    Теории речи. Бихевиористический подход Преформистские теории Релятивистские теории Концепция Пиаже Основные идеи Л.С. Выготского Критика теории Пиаже Л.С. Выготским Эксперимент Л.С, Выготского и А.Н. Леонтьева

Различие и взаимосвязь речи и мышления. Точки зрения Гольдштейна, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского.

    Развитие речи в онтогенезе. Возникновение и первые этапы развития речи Структура речи
    Нарушение речи. Афазия Дизартрия Алалия

Введение

Речь - главное приобретение человечества, катализатор его c совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступным познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т.е. с которыми достижимо реальное взаимодействие. Язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал ранее, т.е. не входящие в его индивидуальный опыт, а присвоенными им из общечеловеческого опыта. Поэтому и говорят, что язык знаменует собой формы отражения действительности.

Возникновение устной и письменной речи определило специфику развития мышления.

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно бывает уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает, в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, экспрессивном рисунке - его эмоциональность, а в ее содержании просвечивает его духовный мир, его интересы.

В более строгом понимании речь - процесс общения, опосредованный языком. Рубинштейн: "Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения -- посредством языка; речь -- это язык в действии. Точнее, речь –это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления".

Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Ее характеризуют подвижность, многозначность и связь со всеми другими психическими функциями. Речь является главным фактором опосредования, т.е. ни одна сколь-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи. Для полноты характеристики и определения ее места в психологической сфере человека необходимо различать по крайней мере две роли, которые выполняет речь, -- речь как собственно психический процесс, включающийся в реализацию психической деятельности человека наряду и вместе с другими психическими процессами, и речь как процесс, организующий и связывающий другие психические процессы.

Возникновение речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека. Такие процессы, как восприятие, память, мышление, произвольное внимание, формируется только при участии речи и опосредованы ею.

Многие и более простые психические функции, такие как звуко-высотный слух, также формируется под влиянием речи.

Понятие о языке и речи

Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, -- это означающее отражение бытия. Речь и язык и едины и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.

Что такое язык?

Язык -- объективное явление жизни общества, он един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми. Язык –система словесных знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

Знак -- это любой элемент действительности опосредствующий нашу деятельность. Знак имеет общественную, социальную природу, он как бы задан каждому из нас обществом -- или создан в результате соглашения (знаки уличного движения), или сложился в процессе исторического развития деятельности общества (знаки языка, т.е. слова) Пример: Мы будем, сидя за рулем автомобиля, вести себя по-разному в зависимости от тех знаков уличного движения, с каким встретимся на пути.

Язык включает:

. Слова с их значениями. Говоря "стул", мы тем самым сообщаем огромное количества полезной информации: то, что это предмет мебели о четырех ножках, предназначенный для сидения, имеющий спинку. Можно ли сказать, что вся эта информация предполагается значением слова "стул", что звуки его составляющие, изначально связаны какой-то внутренней связью с этой информацией? Конечно, нет. Просто мы при любом употреблении последовательности звуков "с-т-у-л" связываем с этим звучанием все те потенциально существенные для нас, т.е. в конечном счете общественно важные, признаки, которым характеризуются соответствующий класс реальных предметов или явлений и которые используются нами. Значение слова "стул" -- это, образно выражаясь, все то, что мы потенциально можем сделать с реальным стулом, все то, что мы знаем о его свойствах. И каждый раз, употребляя слово стул" для обозначения определенного предмета, мы тем самым указываем своему собеседнику или самому себе, к какому классу предметов данный предмет относится, какая деятельность может быть произведена с этим предметом -- предметная отнесенность. Т.е. каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета этим язык человека отличается от языка животных, звуки которых выражают лишь определенное аффективное состояние, но никогда не обозначает предметов. Психологи отличают от значения слова его личностный смысл. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл -- это субъективное переживание его содержания. Значение слова "смерть" –общее для всех людей; но смысл этого слова для молодого человека и старика или неизлечимо больного человека различен.

. Синтаксис -- набор правил, по которым строится предложения. Средства, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Грамматические категории языка сочетаются с логическими. Логические категории являются общечеловеческими. Выражение логических категорий через соответствующие построения специфично для каждого языка. При переводе с одного языка на другой мысль остается инвариантной, а языковые средства выражения изменяются. Слово, выражающее понятие, ассоциируется в языке с различными значениями и свою определенность приобретает в контексте фразы.

Как явление духовной культуры, язык может пережить создавшее его общество и выступить ценнейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.

Речь

Речь -- психическое явление, она индивидуальна и носит оттенок субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Речь -- процесс общения посредством языка.

Но не всякая деятельность, использующая язык, есть речевая деятельность. Так при помощи языка можно организовать запоминание или решать сложные мыслительные задачи. В этих случаях лучше говорить о речи, входящей (в качестве операции) в мыслительную, мнемическую деятельность. Да и в тех случаях, когда речь используется для общения, цель этого общения часто непосредственно подчинена какой-то иной, не речевой цели. Высказывание, как правило, появляется для чего-то. Мы говорим, чтобы достичь какого-то результата. Иными словами, речь включается как составная часть в деятельности более высокого порядка. Здесь правильнее говорить не о речевой деятельности, а о речевых действиях. Например, я прошу у соседа по столу передать мне кусок хлеба. Акт деятельности явно не завершен: моя потребность будет удовлетворена лишь в том случае, если сосед действительно подаст мне хлеб. Тот же в принципе результат может быть достигнут и неречевым путем (я встал и достал кусок хлеба сам). Речевая деятельность в психологическом смысле этого слова имеет место лишь в тех очень редких случаях, когда целью деятельности являются самопорождение речевого высказывания, когда речь самоценна. Очевидно, что эти случаи в основном связанны с процессом обучения второму языку.

Теории речи

Бихевиористический подход

В начале этого века Уотсон выдвинул гипотезу, согласно которой мысль порождается той же двигательной активностью, что и речь. С точки зрения Уотсона, единственная разница между этими двумя процессами состоит в том, что мысль представляет собой внутренний диалог, а речь -- это мысль, произносимая вслух. По его мнению, ребенок научается говорить методом обусловливания, и приобретаемые им лингвистические поведенческие реакции постепенно интериоризируются и формируют "внутренний диалог", который и есть мышление.

Ранние бихевиористы не сомневались в том, что речь всецело определяется той средой, в которую помещен ребенок. Согласно таким представлением, ребенок усваивает родной язык просто путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими нет.

Однако, если подробнее механизмы, по-видимому, действительно играют некоторую роль в первые месяцы обучению языку, все же трудно представить себе, чтобы именно на их основе вырабатывалась все то бесконечное разнообразие фраз, которые человек конструирует и произносит в течение своей жизни.

Другие сторонники бихевиористического подхода особо подчеркивают роль поддержания речи родителей ( Mowrea. 1960); тем самым они принижают значения социального подкрепления и активно вмешательства окружающей среды в формировании лингвистических реакций.

Преформистские теории.

Современные психолингвисты, например Хомский отмечают, что у большинства языков базовая структура сходна. Так, в каждом предложении имеются подлежащее, сказуемое и дополнения. Из этого следует, что каждый зык -- это лишь один, свойственный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей.

Таким образом, по мнению преформистов, существует некая структура, наследственно заложенная в мозгу. Именно она определяет врожденную способность каждого человека видоизменять значение или смысл любой данной фразы, а также строить неограниченное число осмысленных высказываний. Значит, именно эта врожденная лингвистическая компетентность лежит в основе развития познавательных и интеллектуальных процессов у ребенка.

Ясно, что эта преформистская теория диаметрально противоположна бихевиористическим концепциям, а во многом и конструктивистской теории Пиаже.

Действительно, даже несмотря на то, что префористы отводят определенную роль среде, с которой должен взаимодействовать ребенок для развития своего потенциала, приоритет все-таки отдается врожденным структурам, благодаря которым ребенок уже в очень раннем возрасте может усваивать грамматические правила, свойственные его родному языку.

Леннеберг, кроме того, отмечает, что критический период для усвоения основ языка во всех культурах одинаков и соответствует возрасту от полутора до трех лет. Известны случаи, когда родители истязали своих детей и держали их в шкафах или в замурованных комнатах; такие дети в дальнейшем с трудом обучались говорить, и чем позже их освобождали (а порой это происходило в возрасте 11 -- 13 лет), тем больше у них были затруднения. Даже если такие дети научались языку, их речь была лишена гибкости и всецело определялась выученными правилами.

Релятивистские теории.

В результате наблюдений, осуществленных в различных общественных группах, такие теоретики, как Сепир, Выдвинули концепцию, согласно которой язык можно рассматривать только в контексте той или иной культуры. При этом

каждой культуре свойственна определенная языковая структура, которая служит своего рода матрицей для мышления ее представителей.

По мнению Уорфа можно даже утверждать, что само наше восприятие, или наша картина мира, зависит от языка. Например, у эскимосов существует много различных слов для обозначения разных видов снега, и, значит, их дети должны более четко воспринимать его формы. С другой стороны, у одной из народностей Новой Гвинеи существует только два слова для обозначения всех цветов (мола -- темный, мили -- светлый), и поэтому восприятие цветового спектра у них якобы сужено.

Более поздние исследования, однако, показали, что даже при такой ограниченности цветового словаря люди способны различать и распознавать разные оттенки среди предъявляемых образцов. Точно также, каждый, кто занимается зимними видами спорта, быстро научается различать рыхлый снег от липкого или обледеневшего <либо с какими-то промежуточными свойствами), хотя у него и нет для этого специальных слов, как в языке у эскимосов.

Как бы то ни было, язык -- это основа общения, и представители разных народов по-разному вспоминают и рассказывают о происходивших с ними событиях. Француз реагирует на те же явления не так, как англичанин, и даже не так, как житель Квебека, говорящий на французском языке.

В той степени, в которой культура определяет понятия <а носителем понятий является язык), можно полагать, что способ выражения мыслей в значительной степени зависит от этой культуры.

Концепция Пиаже

Основные положения:

Центральное звено, позволяющее свести к единству все отдельные особенности детского мышления, заключается в эгоцентризме детского мышления. Все остальные особенности детского мышления вытекают из этой основной особенности.

Пиаже определяет эгоцентрическую мысль как переходную, промежуточную форму мышления, располагающуюся с генетической, функциональной и структурной точкой зрения между аутистической мыслью и направленным разумным мышлением. Это, таким образом, переходная ступень, связующее генетическая звено, промежуточное образование в истории развития мышления. "Всякая эгоцентрическая мысль по своей структуре занимает промежуточное место между аутистической мыслью (которая не направлена, т.е. витает по прихоти, как мечта) и направленным пониманием".

Следовательно, речь ребенка раннего возраста в большей своей части эгоцентрична. Эгоцентрическая речь не выполняет никакой объективно полезной, нужной функции в поведении ребенка. Это речь для себя, для собственного удовлетворения, которой могло бы и не быть, в результате чего ничто единственно не изменилось бы в детской деятельности. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь просто отмирает, свертывается, исчезает.

Пиаже удалось показать, что эгоцентрическая речь непонятна окружающим, если ее записать просто в протокол, т.е. оторвать от конкретного действия, от той ситуации, в которой она родилась.

Она понятна только для себя, она сокращена, она обнаруживает тенденцию к пропускам или коротким замыканием, она опускает то, что находится перед глазами, и таким образом она претерпевает сложные структурные изменения.

Для Пиаже эгоцентрическая речь -- это переходная ступень от аутизма к логике, от интимно-индивидуального к социальному.

По мнению Пиаже, можно сказать, что взрослый человек думает социализировано, даже когда он один, а ребенок моложе семи лет мыслит и говорит эгоцентрично, даже когда он в обществе.

Основные идеи Л.С. Выготского.

В ходе экспериментального и клинического исследования Выготский пришел к иному пониманию психологической природы эгоцентрической речи ребенка.

Эгоцентрическая речь ребенка очень рано начинает выполнять в его деятельности чрезвычайно своеобразную роль.

Экспериментально Выготский вызывал нарушения и затруднения в свободном течение детской деятельности. Исследования показали, что коэффициент эгоцентрической детской речи быстро возрастает почти вдвое по сравнению с коэффициентом Пиаже. Таким образом, дети показали нарастание эгоцентрической речи, во всех тех случаях, где они встречались с затруднениями.

Ребенок, натолкнувшись на затруднение, пытался осмыслить положение: "Где карандаш, теперь мне нужен синий карандаш, ничего, я вместо этого нарисую красным и смогу водой, это потемнеет и будет как синее". Все это –рассуждения ребенка с самим собой.

При подсчете тех же самых случаев, но без экспериментально вызванных нарушений деятельности Выготский получил даже несколько более низкий коэффициент, чем у Пиаже. Таким образом, он делает вывод о том, что затруднения или нарушения гладко текущей деятельности являются одним из главных факторов, вызывающих к жизни эгоцентрическую речь.

У детей эгоцентрическая речь, то есть попытка в словах осмыслить ситуацию, наметить выход, спланировать ближайшее, возникла в ответ на трудности. Это напоминает закон осознания, формулировка которого принадлежит Клапареду, и которая гласит, что затруднения и нарушения в автоматически текущей деятельности приводит к осознанию этой деятельности, и затем положение о том, что появление речи всегда свидетельствует об этом процессе осознания.

Пример: ребенок рисует, с силой нажимая на карандаш, и графит ломается. Ребенок произносит тихо, как будто про себя: "Оно сломанное" -- и начинает красками, отложив карандаш, рисовать поломанный вагон, после катастрофы находящийся в ремонте, продолжая говорить время от времени сам с собой по поводу изменившегося сюжета его рисунка. Это случайно возникшее

эгоцентрическое высказывание ребенка настолько ясно связано со всем ходом его деятельности, настолько недвусмысленно говорит об осознании ситуации и затруднения, о поисках выхода и сознании плана и нового намерения, которые определили весь путь дальнейшего поведения, что принять его за простой аккомпанемент (как говорил Пиаже об эгоцентрической речи), не вмешивающихся в течение основной мелодии, за побочный продукт детской активности просто невозможно.

Далее, Пиаже считает, что судьба эгоцентрической речи -- отмирание, вопрос же о развитии внутренней речи ребенка остается во всем его исследовании более темным. Выготский считает, что если бы Пиаже последовательно и до конца развил свой тезис о том, что социализированная речь возникает позже эгоцентрической и утверждается только после ее отмирания, то он пришел бы к выводу, что внутренняя речь, если понимать под этим внутреннюю в психологическом смысле слова речь, т.е. речь, исполняющую внутренние функции, аналогичные внешней речи, предшествует внешней, или социализированной речи. Это положение явилось бы чудовищным с генетической точки зрения.

На основе эгоцентрической речи ребенка, отщепившейся от социальной речи, возникает затем внутренняя речь ребенка, являющаяся основной его мышления, как аутистического, так и логического. Следовательно, в эгоцентризме детской речи, описанным Пиаже, Выготский склонен видеть важнейший в генетическом отношении момент перехода от внешней речи к внутренней.

Пиаже показал, что эгоцентрическая речь является внутренней речью по своей психологической функции и внешней речью по своей физиологической природе. Речь, таким образом, становится психологически внутренней раньше, чем она становится действительно внутренней. Это позволяет выяснить, как происходит процесс образования внутренней речи. Он совершается путем разделения функций речи, путем обособления эгоцентрической речи, путем ее постепенного сокращения и, наконец, путем ее превращения во внутреннюю речь.

Эгоцентрическая речь и есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней, вот почему она представляет такой огромный теоретический интерес.

Вся схема в целом принимает такой вид: социальная речь –эгоцентрическая речь -- внутренняя речь.

Для Пиаже эгоцентрическая речь -- это переходная ступень от аутизма к логике, от интимно -- индивидуального к социальному; для Выготского это переходная форма от внешней речи к внутренней, от социальной речи к индивидуальной, в том числе и к аутистическому речевому мышлению.

Критика теории Ж. Пиаже Л.С. Выготским