Кумиру 70-х годов, артисту Евгению Киндинову - 60 лет

Текст: Татьяна Хорошилова

30 лет назад картина режиссера Андрона Кончаловского "Романс о влюбленных", где Евгений Киндинов сыграл главную роль, произвела настоящий фурор и заняла лидирующее место в советском прокате, завоевала ряд призов, в том числе Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах.

Мы ходили смотреть "Романс о влюбленных" несколько раз, выстаивая длиннющие очереди в билетные кассы.

Сегодня исполнитель главной роли в культовом "Романсе о влюбленных", народный артист России, актер Евгений Киндинов по-прежнему работает во МХТ.

Мы встретились возле входа в Театр-студию "Табакерка". Годы изменили его внешность, но когда Киндинов улыбается, я узнаю в нем его героя. Он остался им, тем героем из "Романса". Только из той его "части, когда видеоряд вновь обретает краски".

Российская газета | Как относитесь ко дню рождения?

Евгений Киндинов | Очень скромно. Отмечаю совсем узким кругом.

РГ | На этот раз не получится.

Киндинов | Но это дань профессии.

РГ | Вы ровесник Победы - сказалось это на вашей жизни?

Киндинов | Маму 9 Мая спас один прохожий. Увидел ее, направляющуюся на парад, и спросил: "Вы куда? Быстро - домой".

Мама была домохозяйкой. Папа - ретушером. В 50-е годы он ездил по стране, собирал фотографии, ретушировал их. Я видел эти снимки с изгибами, переломами.

РГ |. Но он был и сторожем, я читала?

Киндинов | Это был такой "трюк". Мой старший брат женился, жили мы в коммуналке, а дворникам тогда полагалась жилплощадь. Папа и пошел в сторожа.

Сестра стала актрисой, брат - электронщик, живет в Зеленограде.

РГ | И в школе были артистами?

Киндинов | Мы - коренные москвичи, родились в центре, на Смоленской площади. Парень я был хулиганистый, бывало, и с носом разбитым домой приходил. А родители, стало быть, решили меня приструнить, привели в районный Дом пионеров и "сдали" в театральный кружок, под присмотр занимавшейся там старшей сестры. По крайней мере даже после школы театр не входил в мои жизненные планы. Я любил географию, собирал марки, самостоятельно изучал английский язык. Меня тянуло к романтике - хотел стать путешественником или журналистом. Но оказался в Школе-студии МХАТ, которую успешно окончил.

РГ | Потом был МХАТ или еще и другие театры?

Киндинов | В трудовой книжке у меня одна-единственная запись: "актер МХАТа". Но, конечно, были и спектакли в других театрах, съемки в кино.

РГ | Помните первую роль в кино?

Киндинов | Конечно! Была такая замечательная работа Саввы Кулиша с Донатасом Банионисом в главной роли - "Мертвый сезон". Героя Баниониса поздно ночью встречают на родной земле близкие, друзья. Вот в этой массовке я и снялся впервые.

РГ | Фильм "Романс о влюбленных" стал авангардным в советском кинематографе. На таких картинах молодежь постигала нелегкую науку любить и прощать. Потом пришла расплата за популярность?

Киндинов | Расплаты особой не было. Картина была трудной с точки зрения технологии. Роль в этом фильме требовала от меня на тот момент больше сил и мастерства, чем у меня было. Сегодня нужно органически выучить текст и прочесть его перед спрятанной камерой, а тогда все было по-другому.

Мы отсняли много материала. Да и по фактуре роль была необычной. "Романс о влюбленных" - не драма и не мелодрама. Женя Григорьев написал такой сценарий, за который никто не брался: не знали, как подступиться.

Наша победа, а это было именно так, добыта потом и кровью. Во многом фильм "Романс о влюбленных" был экспериментальным. Впервые, например, в кино герои заговорили "белым стихом". Впервые были показаны довольно откровенные любовные сцены, о чем тогда и думать не могли.

Требования Андрея Сергеевича Кончаловского были очень высокими. Но мне помогало то, что рядом со мной работали потрясающие партнеры: Иннокентий Смоктуновский, Ирина Купченко, Ия Савина, Леночка Коренева, Александр Збруев. В результате вышел двухсерийный, большой фильм.

"Романс о влюбленных" стал очень важным этапом в моей актерской судьбе, давшим мне не только огромную популярность, но и бесценный опыт.

. После "Романса о влюбленных", когда Киндинов приходил на "Мосфильм", ему сразу говорили: "Зайдите, пожалуйста, в отдел переписки". А там вручали целую гору писем - ну просто мешки. В основном, конечно, это были послания вроде "Давайте познакомимся", "Вышлите фотокарточку", "Пришлите автограф". Или: "Вот мой телефон", "Мои фотографии: фас и профиль". Но писали и те, кого судьба героя Киндинова затронула гораздо больше, нежели желание просто познакомиться с популярным артистом.

РГ | Актриса Елена Коренева, которую привела мама за руку на съемочную площадку, сыграв главную роль, за это время, помимо работы в кино и театре, выпустила две биографические книги, последняя из которых "Нет - Ленка". С Кореневой после съемок общались?

Киндинов | Она замечательная актриса. У нее нервная структура, вспыльчивость ее уникальная, хрупкая, переливчатая. Но не общались.

РГ | Сегодня она не востребована в профессии - пишет книги.

Киндинов | Мне повезло больше. Я всегда был, есть и буду театральным актером. В 70-е годы я снимался много.

РГ | Недавно я встречалась с художником Диодоровым и его женой, поэтессой Кариной Филипповой. Они рассказали, что у вас долго - 18 лет - не было детей, и посоветовали они вашей жене искупаться в одном целебном источнике, после чего она родила.

Киндинов | Это замечательное местечко на Держе. Мы с Галей действительно в источнике купались, и после этого через 10 месяцев она родила дочку.

РГ | Даша - поздний ребенок. Не возникло в связи с этим проблем?

Киндинов | Да нет, это замечательно. Во-первых, она желанный ребенок. А это сказывается на психике, на настроении ребенка. Это раз. А потом я массу книжек всяких интересных на тему воспитания детей прочитал. То есть очень серьезно к этому отнесся.

РГ | Поздние дети, говорят, вырастают эгоистами.

Киндинов | Поздние дети очень способные и талантливые. Меня спрашивает дочка: "Папа, знаешь, что мне больше всего в жизни нравится? Когда у человека глаза блестят".

РГ | Дочка замуж вышла?

Киндинов | Нет. Она на 3-м курсе МГИМО.

РГ | Где вы познакомились со своей женой?

Киндинов | Вместе учились.

РГ | Как удалось сохранить брак, ведь вы были секс-символом страны? Девушки дежурили возле вашего дома.

Киндинов | Но некая доминанта, значит, была в наших отношениях. Что-то было серьезнее, чем внешняя впечатлительность.

РГ | В работе у вас одно время был простой, и вы даже таксистом работали.

Киндинов | Я таксистом не работал. Я "бомбил". У меня был старенький "Москвич".

РГ | А сейчас на чем ездите?

На "Шкоде".

Киндинов | Если можно назвать так деревянный домик недалеко от Москвы. Еще в советское время дали мне участок рядом с участком Жени Евстигнеева. Я поставил деревянный домик. Но редко там бываю. Некогда. Люблю ездить. Люблю море. Дочке дача не нужна.

РГ | Вы во МХТ,которым руководит Олег Павлович Табаков, занимаете высокую должность - заведующий труппой. Каковы ваши обязанности?

Киндинов | Чтобы талант молодых артистов не остался втуне, им надо помогать. Смотрю их спектакли. У нас замечательная, талантливая молодежь. Я курс во ВГИКе выпустил, занимался профессионально с молодыми 4 года.

РГ | Во время раздела МХАТа вы остались с Олегом Ефремовым - почему?

Киндинов | Я сделал с Ефремовым много спектаклей и очень уважал его авторитет.

Сегодня много антреприз. Нужен театр - сделали на лето. Но я сторонник репертуарного театра: только в таком театре может воспитаться профессионал. За антрепризу берутся, чтобы заработать деньги. У меня тревога по поводу антреприз, которые порождают дилетантизм. Я имею в виду и режиссуру: поставил пару скандальных спектаклей - и уже тоже звезда. Так легко навешивается этот титул. "Звезды" - это терминология зрителей и журналистов. В свое время Олег Даль сказал мне замечательные слова: "Терпеть не могу некоторых своих коллег, которые, отыграв большую серьезную роль в театре, еще несколько дней ходят с неким туманом в глазах. Я бы для таких повесил объявление: "Уходя со сцены, не забудь выйти из образа". Я, например, нисколько не комплексую по поводу того, что перестал мелькать в телевизоре.

РГ | Вы работали вместе с Олегом Далем. Хорошо его знали?

Киндинов | С Далем было две картины - "Приключение принца Флоризеля" и "Золотая мина" в Ленинграде. Я его считаю очень интересным партнером, незаурядным актером. Мы знаем его по киноработам, а это десятая часть его творчества. Он мечтал о сольной программе.

РГ | У вас к телевидению отрицательное отношение не изменилось?

Киндинов | Нет. Смотрю только каналы "Культура" и "Спорт". Я болельщик. Когда-то занимался баскетболом, был чемпионом Москвы среди подростков.

РГ | У вас менялось актерское амплуа?

Киндинов | В кино играл любовников, убийц (сериал о резиденте). Я любил характерные роли. Но больше всего жалею о всеядности.

РГ | Несбывшееся в профессии?

Киндинов | Много. Ничего из Шекспира не сыграл. Завидовал Смоктуновскому в этом плане.

РГ | С кем еще работали?

Киндинов | С Ефремовым, Эфросом, Чхеидзе, Табаковым, Васильевым. Из киношников - с Петром Тодоровским. Мне дороги два "Романса" - Кончаловского и Тодоровского.

Помню, на главную роль в "Городском романсе" я прошел фотопробы. Мне сказали, что все нормально, а потом все переиграли - взяли Виталия Соломина. Через некоторое время раздается звонок: Петр Ефимович хочет со мной встретиться, и он попросил меня вернуться. Правда, с Соломиным отношения разладились.

РГ | А когда вас вот так обходят - как вы к этому относитесь?

Киндинов | Спокойно. С ролью в "Романсе о влюбленных" тоже так было. Кончаловский меня пробовал на роль хоккеиста, который появлялся только во второй серии. Ну и ладно. Я пошел к Митте, который меня утвердил в картине "Москва - любовь моя". А потом Кончаловский снова стал пробовать меня.

РГ | Друзей много?

Киндинов | Нет.

РГ | А о чем на кухне вечерами судачите?

Киндинов | Поем с дочкой. На два голоса, вечерком, украинские песни: "Месяц на небе. " Актрисой быть она не захотела. Я не навязывал ей мою дорожку. Она яблочко, которое далеко упало от яблони.

"Российская газета" - Неделя №3780 от 27 мая 2005 г.