Интегрированное занятие по развитию речи «Здоровый образ жизни. Охрана здоровья»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема:«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ».

(для детей в возрасте 10-11 лет)

учитель-логопед, воспитатель Л. М. Тугова

Цель занятия: Формирование осознанного отношения к собственному здоровью.

Задачи занятия:

•Уточнение и расширение представления о «здоровом образе жизни».

•Формирование навыка речевой коммуникации в реальной ситуации.

•Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

•Воспитание потребности в здоровом образе жизни; формирование стремления у воспитанников чувства самосохранения и умения противостоять негативным воздействиям окружающей среды.

Предполагаемые результаты: данное занятие позволит сформировать привлекательность здорового образа жизни и, как следствие, обеспечит в будущем здоровое и активное поколение; закрепит умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, просить, подавать реплики, пользуясь разнообразными языковыми средствами.

Возрастной состав: 10-11 лет

Количественный состав: 8-12 учащихся VIII в.

Продолжительность занятия: 1 час

Условия для проведения занятия:

- достаточная оснащенность дидактическим материалом;

- санитарно-гигиенические требования, соответствующие СанПиН (наличие посадочных мест, достаточная освещенность, соответствие материала занятия возрасту и уровню психофизического развития учащихся и др.)

- методическая и психологическая подготовленность педагога;

- подготовленность детей к занятию.

Перечень необходимого реквизита и оборудования:

Плакаты, рисунки, тематические стенгазеты «Мы за здоровый образ жизни». Картинки здорового и больного человека. Предметные картинки: мяч, велосипед, гол, мыло, волейбол, расческа, водопровод, зубная щетка. Интерактивная доска. К сценке: ширма, стулья, журнальный столик, костюмы (сына - младенца, отца, сына-подростка, соска, баночки из-под пива, пачка сигарет, спички, тарелка с нарезанной колбасой.

Оформление помещения: по периметру групповой комнаты развешаны плакаты по теме, оформлен стенд – выставка детского рисунка «Мы за здоровый образ жизни».

Место проведения: просторная светлая групповая комната, часть помещения свободна для выступлений и проведения подвижных игровых моментов занятия.

Предварительная работа: заучивание загадок о спорте и о здоровье; разучивание сценки с воспитанниками, оформление помещения; рисование рисунков детьми, плакатов по теме занятия.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я говорю вам, здравствуйте, а это значит, что я вам всем желаю здоровья!

- Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. Скажите, пожалуйста, отчего зависит здоровье?

Упражнение на классификацию: «Что лишнее? »

- Я предлагаю вам сыграть в игру «Что лишнее? ». Назовите лишнее слово, и объясните, почему.

- градусник, таблетки, врач, хоккей, болезнь;

- лекарство, прогулка, высокая температура, ангина, компресс;

- катанье на санках, усталость, головная боль, высокая температура.

- Это хорошее самочувствие, бодрость, веселье?

- А что значит здоровье? (самочувствие человека.)

- А что значит «хорошее здоровье» — «плохое здоровье»?

б) Сообщение темы и целей занятия:

- Сегодня на занятии мы с вами узнаем, как надо беречь свое здоровье и от чего оно зависит

Запись темы на доске.

III. Изучение нового:

а) Игра «Чем отличаются? »

Демонстрация картинок на интерактивной доске здорового и больного человека.

- Посмотрите внимательно на этих людей и скажите, чем они отличаются.

Ожидаемые ответы детей: состоянием здоровья; плохим и хорошим самочувствием; у больного человека: горло болит, голова, насморк; здоровый человек — веселый, глаза светятся, улыбается, чувствуется хорошее настроение.

б) Игра «Угадай-ка». Загадывание детьми загадок о спорте и о здоровье.

- А сейчас вспомните загадки, которые вы выучили дома. Вы будете загадывать загадки по очереди. Тот, у кого отгадка нарисована на картинке, будет называть, и рассказывать, как изображенное на картинке влияет на состояние здоровья человека.

1-й ученик. Его бьют, а он не плачет,

Веселее только скачет (мяч) .

2- й ученик. Два колеса подряд,

Их ногами вертят (велосипед) .

3-й ученик. Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол) .

4- й ученик. Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

Всю грязь повымыла (зубная щетка) .

7-й ученик. Зубаст, а не кусается.

Как он называется? (гребень, расческа) .

8-й ученик. Я несу в себе водицу.

Нам водица пригодится.

Можно мыться без хлопот,

Если есть … (водопровод) .

Молодцы ребята!

б) Рассказ учителя.

«Здоровье человека — это его богатство, потому что здоровый человек может все: учиться, играть, веселиться, зарабатывать деньги. Больной же человек не может ничего этого делать, у него слабость, болит голова или сердце, желудок или ноги. В организме может болеть все, любой орган. Зависит это только от человека. Он хозяин своего здоровья. Если человек плохо ест, мало спит, не отдыхает, курит, пьет — как вы думаете, это здоровый или больной человек?

Если же человек хорошо работает и хорошо отдыхает, много гуляет, занимается спортом — то это, как вы думаете, больной или здоровый человек? Как сохранить здоровье? Это — сон, еда, отдых, спорт и труд. Если человек не работает, не учится — ему скучно, организм его бездействует, работает вяло. Когда человек работает или учится — организм его работает, настроение хорошее. Важно сочетать работу и отдых. Нельзя 10 часов без перерыва работать, читать, организм устает. Кто мне скажет, зачем нам перемена, физкультминутка на уроках, каникулы. »

IV. Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка. Ходьба на месте.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два.

В понедельник я купался, Изображаем плавание.

А во вторник – рисовал. Изображаем рисование.

В среду долго умывался, «Умываемся».

а) Обобщающая беседа:

- От чего зависит здоровье человека?

- Что значит «больной человек»?

- Что значит «здоровый человек»?

Выслушиваются ответы детей, подводится краткий итог.

б) Игра «Выбери нужные слова».

На доске (или на интерактивной доске) написаны слова, которые надо разделить на два столбика.

Больной человек

Здоровый человек

Слова для справок: выпивать алкоголь, много гулять, курить, делать зарядку, плохо кушать, заниматься спортом, мало спать, хорошо кушать, спать в хорошо проветриваемой комнате, не отдыхать, работать без отдыха, хорошо работать и хорошо отдыхать.

в) Упражнения в отработке речевых коммуникативных умений.

- Приход врача (другой ученик играет роль врача) .

Диалог: «Давно ты болеешь? Что у тебя болит? Ты заразился от кого-то или сам простыл? Почему ты заболел? Ты ослаб? Ты плохо питался? Мало гулял? » и т. д.

г) Сценка: «Папа и сын… »

Герои:

1. Ведущий.

2. Сын.

4. Мальчик 1.

5. Мальчик 2.

- Сегодня к нам на занятие пришли ребята они подготовили для вас сценку, которая называется «Папа и сын».

Ведущий: С соской сын пришел к отцу,

И спросила кроха.

Сын: Папа это хорошо или это плохо?

Ведущий: Папа сыну отвечал

На вопрос курьезный.

Если б соску не сосал,

Был бы ты серьезный.

Брось ее – и в тот же миг,

Повзрослеешь, ты, старик!

Из-за ширмы выходит мальчик в костюме школьника с ранцем и букетом цветов в руках и подходит к папе.

Ведущий: Год прошел, седьмой грядет.

Задает опять вопрос.

Около ширмы стоят два мальчика со спичечным коробком и пачкой сигарет в руках, шепчутся между собой.

Сын: Там, у школы, два мальчишки

Зажигают часто спички.

Подскажи, ну как мне быть?

Предлагали закурить.

Эти сигареты, Ява.

Как же можно их курить,

Так здоровью то вредить.

Ведущий: Подумал папа и в ответ

Сыну дал такой совет.

Папа: Кто сигареты поджигает –

Жизнь на годы сокращает.

Окружающим, себе,

Может быть тебе и мне.

Сын подходит к папе и берет у него деньги. Подходит и садится к двум мальчикам за журнальный столик, на котором стоят пустые баночки из-под пива, а в тарелке лежит колбаса.

Деньги просит без конца

И узнаешь жизнь, браток!

Это все вранье – не верь,

Набери себе здоровья

И для будущих детей.

Сын: Ты прав, как всегда.

Не нужны кошмары эти –

Ни мне, ни родным, ни нашей планете.

Выходят все участники сценки и проговаривают последние две строчки хором.

Давайте покончим с бедой навсегда!

Ведь мир – это наша большая семья.

VI. Итог.

Учитель предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на нем, сделать выводы.

Заключительный вывод делается вместе с детьми: Надо следить за своим здоровьем. Главные факторы здоровья – движение, закаливание, питание, режим. Факторы, ухудшающие состояние здоровья – употребление алкоголя, курение, наркомания.

Домашнее задание.

Викторина

Уважаемые ученики! Вам надо ответить на вопросы: «Да» – «Нет» для того, чтобы расширить и проверить свои знания полученные на занятии.

Вопросы:

1. Согласны ли вы, что зарядка – источник бодрости и здоровья?

2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы?

3. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера?

4. Верно ли, что от курения ежегодно погибают 10 000 человек?

5. Правда ли, что бананы поднимают настроение?

6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма?

7. Правда ли, что есть безвредные наркотики?

8. Отказаться от курения легко?