Олег Стриженов

Олег Стриженов, Дата рождения: 10 августа 1929 года

Краткая биография

Карьера: Актер, актер: дубляж

Дата рождения: 10 августа, 1929 | лев

Место рождения: Благовещенск, Амурская область, СССР, (Россия)

Жанры: Драма, мелодрама, военный

Супруга: Марина Стриженова (развод) … один ребенок; Любовь Земляникина (развод) … один ребенок; Лионелла Пырьева

Олег Александрович Стриженов – советский и российский актёр театра и кино.

Родился 10 августа 1929 г. в Благовещенске Амурской области.

В 1953г. окончил ВТУ им. Б.В. Щукина (курс И. Толчанова).

С 1953 по 1954 гг. – актер Русского театра драмы (г. Таллинн).

С 1954 по 1955 гг. – актер Театра драмы им. А.С. Пушкина (г. Ленинград).

С 1957 по 1966 гг. – актер Театра-студии киноактера (г. Москва).

С 1966 по 1976 гг. – актер МХАТ.

Олег Александрович Стриженов родился 10 августа 1929 года в городе Благовещенске Амурской области, в семье военного. Его отец, Стриженов Александр Николаевич (1899-1978), воевал на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн. Мать – Стриженова Ксения Алексеевна (1899-1971), окончила Петербургскую Мариинскую придворную гимназию имени принцессы Евг. Ольденбургской и Смольный институт. Учительствовала в России и в Финляндии.

Супруга – Пырьева Лионелла Ивановна (1938 г. рожд.), известная киноактриса, Заслуженная артистка России.

Старший брат – Стриженов Борис Александрович, лейтенант Советской Армии, летчик-истребитель, погиб под Сталинградом в 1942 году.

Средний брат – Стриженов Глеб Александрович. известный актер, участник Великой Отечественной войны, окончил Школу-студию МХАТ, Заслуженный артист РСФСР.

Сын – актёр, режиссер, сценарист, продюсер Александр Олегович Стриженов.

Дочь – Наталья Олеговна Стриженова. Единственная дочь Марианны и Олега Стриженовых (они познакомились на съемках фильма «Овод») Наталья умерла прошлым летом. Ей не было пятидесяти. Она пошла по стопам родителей, стала актрисой, работала в Театре киноактера. На сцене себя не щадила. А потом случился сердечный приступ.

Внуки: Александра, Ксения, Александра.

Ранние годы

В 30-е годы семья Стриженовых перебралась в Москву. Когда началась война, Олег и Глеб вместе с матерью остались в столице, а отец и старший брат Борис ушли на фронт. В одном из боев под Сталинградом Борис погиб смертью храбрых. В то же время решил уйти добровольцем на фронт и Глеб Стриженов. Приписав себе в метрике лишних пару лет, он был признан годным к военной службе и вскоре очутился на передовой. Однако повоевать ему так и не удалось: в первом же бою он был тяжело контужен, и после лечения в госпитале его комиссовали.

Олег Стриженов в те годы учился в средней школе и был весьма одаренным учеником. По словам его друзей, он уже тогда был наделен множеством талантов: прекрасно читал стихи, прозу, рисовал. Причем последнему занятию он отдавал особенное предпочтение и в будущем мечтал стать профессиональным художником.

Между тем в 1949 году его брат надумал идти в актеры и стал усиленно склонять к этой же профессии и Олега. Тот какое-то время колебался, но поддался уговорам и подал документы в Театральное училище имени Щукина при Театре имени Вахтангова (Глеб - в Школу-студию при МХАТе). Экзамены для Олега прошли удачно, и он был зачислен на первый курс. На студенческой сцене О. Стриженов играл самые разные роли: Емелю в водевиле Д. Ленского «Простушка и воспитанная», Ромео в «Ромео и Джульетте», Самозванца в «Борисе Годунове», Жадова в «Доходном месте» и др.

Закончив Театральное училище имени Б.В. Щукина в 1953 году, О. Стриженов был распределен в Таллинский театр русской драмы. Там ему сразу досталась главная роль - Незнамова в "Без вины виноватые" А. Островского (эту роль впоследствии в течение 10 лет он играл с большим успехом на сцене МХАТ СССР имени Горького). Спектакль имел большой успех у зрителей именно благодаря исполнителю главной роли - Олегу Стриженову, которого таллиннские театралы тут же нарекли восходящей звездой. Но через год актер начал сниматься в кино в Ленинграде и из театра ушёл.

В 1967 году Стриженов после долгого перерыва возвращается на театральную сцену. Он приходит в труппу МХАТа. Выбор этого театра был не случаен для актера: еще в 1964 году он сыграл на его сцене роль Тятина в спектакле "Егор Булычев и другие". Теперь ему предстояло сыграть Мортимера в "Марии Стюарт" Шиллера, Треплева в чеховской "Чайке" и другие роли. Приход в театр изменит и личную жизнь актера. Здесь он встретит актрису Любовь Стриженову. которая станет его второй женой, родит ему сына Александра.

Идеалом жизни в искусстве для Олега Александровича был и остается МХАТ СССР, в котором он проработал вплоть до 1976 года. Во МХАТе он дебютировал в роли Степана Тятина в пьесе А.М. Горького «Егор Булычов и другие» в сезон 1963/64 года. В характере своего героя Стриженов акцентировал душевную деликатность, цельность натуры, которые были свойственны идеалистам, революционерам-романтикам. Дебют прошел с большим успехом и был высоко оценен прессой и коллегами. Совместная работа с такими мхатовскими корифеями, как А.К. Тарасова, Б.Н. Ливанов, А.Н. Грибов, В.Я. Станицын, М.М. Яншин, П.В. Массальский, М.И. Прудкин, А.О. Степанова, стала для него высочайшей школой актерского мастерства, еще выше подняла планку его профессиональной требовательности к себе.

Дебют в кино в 1950–е годы

Первая его встреча с кино состоялась в 1954 году, когда он был утвержден на главную роль в кинофильме «Овод» («Ленфильм», 1955, реж. А.М. Файнциммер).

Олег Александрович сыграл Артура с таким темпераментом и самоотдачей, что стало очевидно: в нашем кино появился новый крупный актер, счастливо совмещающий природный талант, силу и опыт русской актерской школы с безупречными внешними данными западной "звезды". В прессе тех лет много писали о романтическом характере дарования молодого артиста, сравнивая его с Жераром Филипом. На съемках «Овода» Стриженов полюбил исполнительницу роли Джеммы, актрису с редким именем Марианна. и вскоре женился на ней. В этом браке у них родится дочь Наталья.

Этот успех О.А. Стриженов закрепил, сыграв в фильме В.П. Каплуновского "Мексиканец" (1955), где помимо драматического образа продемонстрировал и отличную физическую подготовку. Выдающийся кинорежиссер А.П. Довженко, увидев Олега Александровича в этой роли, сказал ему, что тот умеет не только говорить, но и молчать на экране.

Следующим фильмом Олега Александровича был «Сорок первый» (1956) Г.Н. Чухрая. В этой картине все для тех лет было необычно и ново, начиная с грандиозной операторской работы С.П. Урусевского и заканчивая почти крамольной трактовкой образа белогвардейского поручика Говорухи-Отрока. Г.Н. Чухрай не скрывал, что главной задачей фильма было не обличение Говорухи-Отрока, а показ бессмысленности Гражданской войны. Стриженов исключительно точно воплотил сложный внутренний мир белого офицера. Его Говоруха-Отрок - образованный, культурный человек, искренне любящий Россию, но трагически неспособный помочь ей в условиях кровавой междоусобицы.

Кинообразы 1960–х годов

Съемки в «Сорок первом» стали для актера большим опытом – и профессиональным, и жизненным. С этого фильма в его творчестве началась линия "двойственных" героев - таких, как Мечтатель в "Белых ночах" Ф.М. Достоевского (1959, реж. И.А. Пырьев), Герман в "Пиковой даме" П.И. Чайковского (1960, реж. Р.И. Тихомиров), Лаевский в повести А.П. Чехова «Дуэль» (1961, реж. Т.Н. Березанцева и Л.С. Рудник), Кареев в "Акции" (1987, реж. В.Г. Шамшурин). Особое место в творчестве О.А. Стриженова занимает роль Кареева, которая как бы завершает эту линию. Кареев - человек из "бывших", который страстно любит Родину, презирает и красных, и немцев. Этот образ несет в себе трагическую обреченность.

Стремление показать несколько ипостасей одного персонажа, его неоднозначность привело О.А. Стриженова к участию в фантастической комедии И.С. Ольшвангера «Его звали Роберт» (1967). В этом фильме Стриженов исполнил роли робота и молодого ученого. Ему было интересно сыграть две разные и сложные роли без грима. По сути, это был первый фантастический фильм в нашем кинематографе, не считая немого кино. На VI МКФ в Триесте (Италия) О.А. Стриженов получил главный приз «Серебряный астероид» за лучшее исполнение главной мужской роли. В 1956 году О.А. Стриженов был приглашен на роль Афанасия Никитина в первом совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря» (1957, реж. В.М. Пронин и Х.А. Аббас; в индийском прокате – «Чужестранец»). Индийский режиссер и драматург Ходжа Ахмад Аббас рассматривал Стриженова как единственно возможного кандидата на роль и оказался прав. Олег Александрович сыграл Никитина с особой теплотой, душевностью и проникновенностью, показав в нем лучшие качества русского национального характера.

В 60-е годы Стриженов продолжал активно сниматься в кино в ролях самого разного плана. Например, он играл персонажей классических произведений («Дуэль», «Три сестры», современников («Перекличка», роль космонавта), реальных исторических деятелей («Третья молодость», роль П. И. Чайковского), вымышленных героев («Его звали Роберт», роль робота и его создателя). Последняя роль была дебютом нашего героя в жанре комедии, и, надо отметить, дебютом удачным, фильм имел огромный успех у зрителей и был награжден призами на фестивалях в Триесте (1968) и Милане (1969).

Олег Александрович считает, что актер, дорожащий профессией, должен постоянно заботиться и о своей физической подготовке. Многие герои Стриженова фехтуют, плавают, скачут на лошадях, бегают, прыгают, стреляют, а Ривера - боксирует. Вообще, Стриженов всегда обходился без дублеров - а иначе как можно было бы ему сыграть столько мужественных героев: военных, летчиков, разведчиков.

В 1969 году О. Стриженову будет присвоено звание народного артиста РСФСР. А через год после этого произойдет новый всплеск зрительской любви к этому артисту. В тот год на экраны страны выйдет фильм Владимира Краснопольского и Валерия Ускова "Неподсуден", в котором наш герой сыграет главную роль - летчика Егорова.

1970–1980–е годы

Несмотря на то что начало 70-х годов было весьма многообещающим для актера Стриженова, все-таки в целом назвать их творчески удачными можно едва ли. Его актерский потенциал так и не был раскрыт тогда по-настоящему. Из наиболее заметных работ актера в тот период: в картине В. Дормана «Земля, до востребования» он сыграл советского разведчика Л. Маневича, в фильме В. Мотыля «Звезда пленительного счастья» - роль князя Волконского, в фильме П. Тодоровского «Последняя жертва» - роль Вадима Дульчина.

На съемках последней картины Стриженов встретил свою новую любовь - актрису Лионеллу Пырьеву (в девичестве - Скирда). Зрители старшего поколения помнят эту актрису прежде всего по фильмам «Братья Карамазовы», «Хозяин тайги» и «Опасные гастроли» (в двух последних фильмах она играла любимых женщин Владимира Высоцкого). До 1968 года она была женой И. Пырьева. Затем она вышла замуж за актера Владимира Земляникина. И только в 1974 – за Стриженова. Так что вместе они уже более 35 лет.

Творческая активность Стриженова продолжалась до середины 80-х годов. В то время он снялся в нескольких фильмах, наиболее удачными из которых были три: «Юность Петра», «В начале славных дел» и «Приступить к ликвидации». Это был последний ощутимый успех Стриженова в кино. За период 1984 – 1991 годов актер снялся всего лишь в пяти фильмах, однако ни один из них не принес ему настоящего творческого удовлетворения.

В 1988 году Олег Александрович стал народным артистом СССР, страны, которой оставалось жить всего 3 года. Примерно столько же оставалось жить и отечественному кино. «Я прошел по "Мосфильму, - с горечью рассказывает Олег Александрович, - гримерный цех уничтожен, в павильоне, где я снимался - склад коробок с итальянской лапшой. Людей, составляющих гордость нашего искусства, забыли. »

На сегодняшний день актер практически перестал сниматься в кино, единственный фильм после восьми лет простоя – «Вместо меня»(2000 г.). Стриженов был награжден призом "Золотой Пегас" за лучшее исполнение мужской роли в этом фильме.

Все свободное время Стриженов предпочитает отдавать живописи. Так уж повелось, что одаренные люди на Руси одарены многими талантами.

Живет в Москве.

Знаете ли Вы, что

— В автобиографической книге «Исповедь», изданной в 1997 году издательством «Алгоритм», Олег Александрович писал: «Я всю жизнь мечтал о свободе! А выбрал самую зависимую профессию в мире! Зависимую от всего, даже от собственного настроения».

1965 Третья молодость

1964 Три сестры. Тузенбах

1963 Оптимистическая трагедия. первый офицер

1962 В мертвой петле

1961 Трус Zbabelec. солдат Олег

1960 Северная повесть. Павел Бестужев