Занятие в подготовительной к школе группе «Зарождение жизни на земле»

Занятие в подготовительной к школе группе «ЗАРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ».

Образовательная область: «Познание»

Задачи:

Обучающие: Формирование у детей основы представлений о возникновении и развитии жизни на Земле: состоянии поверхности Земли до возникновения жизни, о появлении воды, возникновении и развитии первых живых существ.

Развивающие: Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, пользуясь простейшей моделью. Развивать слуховую и зрительную память, мышление.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие по древней Земле. Сначала Земля была очень-очень горячей, как Солнце. Когда горячий пар от Земли столкнулся с холодом космоса пошёл дождь. (Демонстрация фильма)

И вся Земля покрылась водой. Первая жизнь зародилась в воде. Это были бактерии – микроскопические невидимые глазу существа. Благодаря бактериям появились растения.

-Как вы думаете, почему первыми появились растения, а не животные?

Ответ: Растениям для жизни нужна вода и свет. А животным нужны растения для пищи.

Воспитатель: Прошло миллионы лет. В океане появились простейшие. (Амеба, инфузория туфелька)

Они состоят из одной или несколько клеток. Затем появились кишечнополостные. К ним относятся медузы. Они имеют щупальца для охоты и защиты, медузы хищники.

- А кто появился после кишечнополостных? (Черви)

-Черви имеют гибкое мускулистое тело, покрытое прочной оболочкой, у многощетинковых червей – отростки, похожие на ноги, расчлененное тело, рот с ресничками.

Воспитатель: Ребята, продолжаем наше путешествие, кто появился после червей? (Моллюски, членистоногие) У моллюсков мускулистое тело, раковина, нога или щупальца, глаза, рот с твердыми наростами, к моллюскам относятся: беззубка, большой прудовик, виноградная улитка.

-А кто такие членистоногие? (Раки, крабы). Особенно много было трилобитов. Трилобиты - дальние родственники раков: одеты панцирем, размеры- от 2 до 75 см; жили у дна, где медленно ползали и плавали; позже трилобиты полностью вымерли. У членистоногих хорошо развита мускулатура, органы передвижения, тело покрыто твердой оболочкой, глаза, рот приспособлены к твердой пищи.

Ребята, мы с вами немного устали, давайте отдохнем.

Тихо плещется вода

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

Воспитатель: Отдохнули, давайте путешествовать дальше. Ребята, кто появился послемоллюсков и членистоногих? (Панцирные рыбы) Расскажите о них. (Чешуя, обтекаемое тело, плавники). 350 млн лет назад в морях появились различные рыбы, в том числе хищники. Это – динихтис: хищник - гроза морских обитателей; огромен - около 10 метров в длину! Динихтис – панцирная рыба. Слово «динихтис» составлено из двух слов: «дейнос» - страшный или ужасный и «ихтис».

Голова динихтиса была одета в прочный панцирь – «рыцарский шлем», состоящий из нескольких пластин. Зубов у нее не было, но широкие остроугольные пластины, которыми продолжались челюсти рыбы, резали как пила.

Воспитатель: Давайте посмотрим какие обитатели есть в современном океане. Чем современные обитатели похожи на древних? (ответы)

Да, ребята, вот такие удивительные животные жили много миллионов лет назад на нашей Земле.

– А пока мы с вами летим на машине времени домой, давайте зарисуем модель зарождении жизни на Земле в океане.

Дети самостоятельно рисуют модель эволюционного древа, возникновения жизни на Земле.

Воспитатель: Но, вот, ребята, мы с вами опять дома.

– Понравилось вам путешествовать впрошлое? (Ответы детей)

Воспитатель: Мне тоже с вами было приятно путешествовать. Спасибо вам.