Консультация для родителей «Характеристика развития детей третьего года жизни. Кризис трех лет»

Характеристика развития детей третьего года жизни

На третьем году жизни продолжается интенсивное нарастание веса и роста. К этому времени значительно крепнет весь организм (нервная система). Происходит развитие нервно-психической деятельности ребенка.

При правильных воспитательных приемах восприятие у детей начинает переходить в способность наблюдать, что имеет очень большое значение для их познавательной деятельности, формирования их представлений. На третьем году внимание детей становится более устойчивым. Они могут смотреть, слушать, заниматься, играть более длительно. Совершенствуется и память ребенка. С развитием речи воспоминания у него могут быть вызваны уже и через слово. В результате накопления опыта и расширения круга представлений у ребенка с конца второго года начинает развиваться и воображение. Дальнейшее совершенствование движений на протяжении третьего года жизни делает ребенка не только подвижным и ловким, но и более самостоятельным при еде, одевании, раздевании, игре, занятиях. Самые большие изменения в психике ребенка на третьем году касаются развития речи и тех сдвигов в умственном развитии и, которые происходят под ее влиянием:

- быстро увеличивается словарный запас;

- существенные изменения происходят в понимании речи окружающих;

- на основании своего опыта быстро устанавливает причинные связи между явлениями, делает умозаключение, сравнение;

- речь становится средством общения с детьми и в какой-то мере саморегулятором поведения;

- произношение в этом возрасте еще специфически детское (многие звуки произносятся сглажено) .

На протяжении третьего года жизни ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем (знает свойства многих предметов, различает цвет, форму, размер предметов, ориентируется в пространственных и временных соотношениях) .

Деятельность детей на третьем году становится сложнее и разнообразнее (действия с предметами, игра, наблюдение, игры-развлечения, рассматривание картинок, самообслуживание, элементы трудовой деятельности).

- Сюжетная игра начинает занимать все большее место в жизни ребенка.

- Новая ступень в развитии ребенка – появление ролевой игры (говорит о наличии опыта, ориентировки в окружающем, способность обобщать, устанавливать связи между признаками) .

- Преобладают отобразительные игры, остаются игры без определенного сюжета. В этих играх детей занимает не только сам процесс, но и результат.

- Много занимаются различными дидактическими игрушками.

- Игра становится более длительной и сосредоточенной.

В процессе жизни и общения с родителями и воспитателями у детей очень рано начинают складываться различные взаимоотношения, формируются различные отношения с окружающими явлениями. Начинают складываться и различные отношения между детьми. В зависимости от условий воспитания очень различно и поведение детей – одни дети умеют сдерживать свое желание, другие, наоборот, нетерпеливо кричат, требуя исполнения своего желания.

При правильном воспитании у детей на третьем году жизни появляется и эстетическое чувство.

Но это богатство эмоциональных проявлений, как и все то сложное психическое развитие, которого достиг ребенок к трем годам своей жизни, возможно лишь при определенных условиях жизни и воспитания.

«КРИЗИС 3-Х ЛЕТ»

Вашему малышу скоро 3 года. С каждым днем он становится всё самостоятельнее, но не всегда это радует родителей.

- «Я сам – говорит ребенок, и вы терпеливо ждете, пока непослушные детские пальчики зашнуруют ботинки.

Но самое неприятное выглядит так:

- «Я не буду убирать свои игрушки», «Я не хочу надевать шапку» и т. д. И с каждым разом всё труднее сдерживать раздражение. Значит, наступил – «Кризис 3-х лет».

«Кризис 3-лет» - это кризис социальный, и его целью является и перестройка отношений с окружающими, или завоевание своего социального статуса ребенком.

Ваш малыш уже осознает себя самостоятельным. Возрастные перемены редко проходят незамеченными, и, к, сожалению, они чаще вызывают раздражение, чем понимание. Маме легче одеть ребенка самой, чем ждать пока он застегнет пуговицы, зашнурует ботинки. Стремление к самостоятельности в этом возрасте можно подавить без особых усилий, постоянно говоря ребенку: «Ты не можешь, у тебя ничего не получится. И, наконец, самый жесткий аргумент: «Ты ещё маленький». А ведь именно в три года у ребенка формируются: