Сочинение

Драма А.Н.Островского «Бесприданница» была написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей — разбогатевших купцов. Деньги, заслонив истинные ценности, оказывали все большее влияние на людей. Судьба главной героини, Ларисы Огудаловой, — воплощение трагических последствий этого пагубного влияния.

Лариса — молодая красивая девушка, обладающая ярким неповторимым характером, горячим сердцем и романтической душой. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным. Она стремится к душевности, чистоте отношений, ценит порядочность, мечтает о подлинной, возвышенной любви и тихой семейной жизни с любимым человеком. Но все эти мечты разбиваются о прозаическую действительность — у ее матери «состояние небольшое, давать приданое не из чего». Лариса Дмитриевна «барышня хорошенькая, — объясняет молодой купец Вожеватов, — играет на разных инструментах, поет, обращение свободное. Ну, а жениться-то надо подумавши. теперь женихов-то в самый обрез; сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает». Беда Ларисы в том, что в обществе, в котором она, по воле матери, вынуждена вращаться, все решают деньги, и буржуазные представления о положении бесприданницы являются определяющими в оценке окружающих ее людей. Потому искренность Ларисы встречает осуждение и непонимание: «Не глупа, а хитрости нет, — говорит о ней Вожеватов, — к кому расположена, нисколько этого не скрывает. а бесприданницам так нельзя. Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда». Лариса думает, что в лице «блестящего барина» Паратова нашла свою любовь и что он любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой «миллионщиков» из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль.

Не случайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». А Лариса продолжает верить, что ее возлюбленный — человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху, мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все. Сергей Сергеич. это идеал мужчины». К сожалению, такая искренность и глубина чувств Ларисы вызывают у окружающих только едкую насмешку. «А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!» — смеется тот же Вожеватов, которого Лариса искренне считает своим другом. Положение бесприданницы, на его взгляд, обязывает льстить, хитрить, притворяться, лгать, принимать комплименты от «женихов, на которых без отвращения смотреть нельзя». «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески», — поддерживает его мать Ларисы.

Но Лариса Дмитриевна «не таких правил». Пережив свое страстное увлечение Паратовым и тяжелую разлуку с ним, имея перед глазами горький пример сестер, «проданных» матерью, устав от «цыганского табора» в своем доме, Лариса дала Карандышеву согласие на брак.

Бряхимовские купцы не в состоянии понять, что для Ларисы невозможно улыбаться «во время страшной, смертельной тоски» и любезничать с ними, не слишком заботясь о своей нравственности. «Эта женщина создана для роскоши, — рассуждают они, — в нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится».

В финале происходит жестокое прозрение героини. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Он публично утешает ее жениха, А Лариса, окончательно разочаровавшись в Юлии Капитоныче, говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит Ларису по-своему, пытается уверить ее, что страсть к ней была лишь минутным увлечением, и признается, что вынужден жениться на нелюбимой женщине ради получения наследства. «Идеальный мужчина» прекрасно все сознавал и точно рассчитал свои действия. Он не мог смириться с тем, что какой-то ничтожный Карандышев отнимет у него, «блестящего барина», красивую игрушку, и решил поставить Юлия Капитоныча на место. Насладившись своей местью, Паратов не удосужился даже проводить потрясенную девушку домой. Лариса действительно была для Паратова только мимолетным увлечением.

И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. Мы видим, что о Ларисе все время говорят, ею восхищаются; четыре героя пьесы соперничают, надеясь снискать ее благосклонность, но чувства, желания, стремления самой девушки, ее внутренний мир, ее переживания никого не интересуют. Лариса с самого начала чувствует себя неуютно в этом мире. «На меня смотрели и смотрят, как на забаву, — горько сознает она. — Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. »; «Я вижу, что я для вас кукла, поиграете вы со мной, изломаете и бросите», — говорит она Карандышеву, сознавая, что брак с нею для него — способ подняться в собственных глазах и глазах окружающих, способ удовлетворить свое тщеславие. Карандышев и сам прекрасно понимает, что он Ларисе «не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий», но он не может побороть желания потешить свою оскорбленную гордость, свое самолюбие. «Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?» — сокрушается Лариса, но Карандышев не слышит ее. Обман Паратова лишь усугубляет трагичность положения героини. «Я искала любви и не нашла. ее нет на свете. нечего и искать. Какая же я жалкая, несчастная», — говорит она, укоряя себя за слабость, неспособность расстаться с такой унизительной жизнью.

В трагичности судьбы героини есть доля и ее собственной вины. Лариса лишена цельности. Ее человеческие качества — стремление к нравственной чистоте, правдивости, открытости — высоко поднимают ее над окружающими, но над ней довлеют буржуазные представления о жизни и влияют на ее понимание людей. Она ослеплена столичной элегантностью, шиком Паратова, его умением с блеском транжирить деньги. Эти качества Лариса принимает за «широту натуры» и считает Паратова «идеалом мужчины», но тем горше ее прозрение. Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту и талант товаром. Именно это, а не несчастная любовь заставляет Ларису искать смерти.

К трагической развязке Ларису окончательно приводит сообщение Карандышева, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь: «Они не смотрят на вас как на женщину, как. на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Вынести такое унижение Лариса уже не в состоянии, но и решиться на самоубийство тоже не может. «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить. Кабы теперь меня убил кто-нибудь. Как хорошо умереть. Пока еще упрекнуть себя не в чем. » — думает Лариса и потому выстрел Карандышева она принимает как избавление. Она всегда была одинока, наедине со своими думами и мечтами, и вот теперь она счастлива, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства, она успокоена, она всех прощает, она даже благодарит Карандышева, освободившего ее от еще большего унижения, от полной нравственной гибели.

В мире, где никому не нужны искренние чувства, любовь ж теплота человеческих душ, где царят цинизм, безнравственность и кипят мелкие страсти, «бесприданницы» оказываются выкинутыми за борт жизни. Любовь и деньги несовместимы, и трагическая судьба Ларисы Огудаловой — один из многих примеров драмы «горячего сердца» в мире наживы и грубого расчета.

Скачать в архиве: