Ребенку 1 год: кризис в поведении

Дети до года, к концу первого года своей жизни, резко меняются буквально на глазах у родителей. Почему поведение детей становится бесконтрольным и что с этим делать? О психологии детей в период кризиса 1 года расскажет психолог Татьяна Поляк.

Кризис может проявиться и в десять месяцев, и в год, и после года. Вы замечаете, что малыш становится более самостоятельным: после того как он научился ходить, его невозможно остановить. Он начинает ходить сразу после пробуждения и продолжает делать это, кажется, даже во сне. Ему нужно срочно осваивать неизведанные территории, в том числе и такие, куда мама ходить не разрешает. Теперь на запреты ребенок реагирует возмущением – криком, капризами, плачем, упрямством. Если это не помогает, в ход идет тяжелая артиллерия – истерика и падение на землю с художественным дрыганьем ногами. Выход на улицу или смена памперса превращаются в «увлекательную» борьбу нанайских мальчиков.

Становление личности

Поведение малыша кажется вам жутко непоследовательным: он противится вашему желанию приласкать или убаюкать его, но в то же время совершенно не может без вашего внимания – требует его именно тогда, когда вы заняты или собираетесь уходить. Он становится маминым хвостом в буквальном смысле слова – цепляется за ее одежду, не хочет ложиться в кровать, не дает маме покинуть дом даже на полчаса, чтобы пойти в магазин.

Появляются проблемы со сном: время собственно сна сокращается, а процедура укладывания удлиняется. Взаимотношения с едой тоже переживают не лучшие времена. Некоторые малыши становятся гурманами и требуют исключительных блюд (например, макароны с вареньем!), другие просто охладевают к еде, третьи едят «периодами». И никто не может усидеть за столом и пятнадцати минут – вокруг слишком много интересного! И все нужно освоить самому!

Окончание первого года жизни – период, когда ребенок начинает осознавать свое Я. Как это происходит? Умение ходить дает малышу чувство физической независимости. У него появляются собственные желания, и он понимает, что может удовлетворять их самостоятельно. Результатом прохождения этапа становится развивающееся осознание ребенком себя как автономной системы – ранее он просто не отделял себя от мира, и понятия «я как таковой» для него не существовало. Малыш обнаруживает – уже на сознательном уровне – существование собственных стремлений и потребностей. Следствие – у него начинает зарождаться воля («я хочу – дай мне») и целеполагание («я хочу – значит, надо добиться»).

Ребенок осознает себя как личность. На окружающий мир и на родителей он начинает смотреть новыми глазами.

Ведите себя правильно

Главное для родителей в этот период – понять, что негативизм малыша – нормальное поведение (кстати, кризис может протекать без истерик и слез). Ребенок учится утверждать себя. Ваша основная задача – поддержать его, перестроив свое поведение и способ взаимодействия с ним.

Возможно, вы сделаете это в первый, но далеко не в последний раз. Теперь вы – не всесильное существо, предвосхищающее потребности, а товарищ по игре, чуткий помощник и. пример для подражания.

Стиль общения – не руководство, а сотрудничество. И не забывайте постоянно показывать малышу свою любовь – сейчас это особенно важно для него.

Часто вспышки детского негативизма обусловлены большим количеством запретов. Чтобы избежать необходимости постоянно запрещать что-нибудь, попробуйте создать для ребенка максимально безопасную и доброжелательную среду. Все ценное, опасное и хрупкое уберите, острые углы «смягчите», важные ящики заприте на ключ. А для прогулок вместо опасных улиц и магазинов, в которых постоянно будет звучать слово «нельзя», лучше выбирать безопасные скверы.

Когда будете убирать все ценное, подумайте – точно ли это нужно прятать от ребенка. Почему, к примеру, малышу нельзя поиграть на папиной гитаре? Еще раз продумайте и систему запретов. Почему нельзя взобраться на стул (под маминым присмотром)? Почему нельзя стоять в песочнице на коленках и брать песок руками? Почему нельзя съехать с горки на животе? Если вдуматься, многие «нельзя» лишены здравого смысла и вызваны лишь родительским нежеланием (стирать грязные штаны, подсаживать тысячный раз на дерево, переживать за кроху, который учится забираться на стул) или боязнью осуждения окружающих («что это он у вас по земле ползает?», «ой, ваш опять с грязной горки катается!»).

Малыши очень чутки к тону – забудьте «назидательные» интонации или крик. Запрещая, спокойно объясните, почему вы это сделали. И попробуйте сразу же найти альтернативу: можно рвать не книжку, а старую газету, валяться не на холодной земле, а на широкой лавочке, бросаться не песком, а осенними листьями.

Вторая частая причина детского негативизма – непонимание родителями своего чада. Разумеется, малыш и сам пока с трудом разбирается в своих желаниях, где уж вам каждый раз его понять… Остается одно – внимательно наблюдать за ребенком и учиться понимать его. У годовалых детей развивается автономная, не похожая на взрослую, речь – они сами изобретают слова и понятия. Одно и то же слово может означать у малыша шарик, утку и скрип папиных ботинок – он их «обобщил». И с вами он пытается обясниться при помощи этой же речи. Если вы будете прислушиваться к тому, что лепечет кроха, пытаясь понять, что именно он имеет в виду, поводов для недовольства будет меньше. Куда он смотрит, когда говорит «бу-бу»? На что показывает пальцем? К чему тянется или прислушивается, произнося то или иное «слово»?

Запретить – легко. Понять – намного труднее!

  • Коробочки, баночки и тюбики сейчас кажутся малышу интереснее игрушек. Они вполне могут стать их заменой, но только пустые и чисто вымытые.
  • Кнопки на аппаратуре привлекают детей, и крохи очень быстро разбираются, что к чему. Не запрещайте знакомство с техникой!
  • Восторг от владения собственным телом толкает малышей на смелые гимнастические эксперименты.

Причины страха и капризов

Мы вспоминали, как малыш цепляется за маму из страха ее потерять. Кризис одного года – не лучшее время для тренировки самостоятельности, особенно в жесткой форме. Наоборот, ребенок должен быть уверен, что его не бросят, и мама всегда рядом. Если вам нужно уйти – не делайте этого внезапно или, хуже того – «потихоньку», пока он не видит. Предупредите малыша, скажите, куда идете, когда вернетесь, приласкайте его. Если ребенок боится отпускать вас даже в ванную, не стыдите его, не смейтесь, не оставляйте насильно в комнате одного – страхи пройдут, а неврозы и комплексы, приобретенные таким путем, – нет. Ищите компромисс – посадите малыша в ванной комнате на табуретку и дайте ему поиграть с мочалкой, пока моетесь.

Бывает, что вас ждут неотложные дела, а ребенок требует внимания. Как правило, ему важно не количество времени, которое вы проведете с ним, а сам факт вашего присутствия. Всего четверть часа, полностью посвященные «страдальцу», успокоят его. Потом он сядет рядом с вами и спокойно займется своими делами.

Аффективные реакции ребенка (плач, истерики) могут быть вызваны не только запретами и непониманием, но и скукой, желанием добиться отмены запрета или усталостью. Способы борьбы со скукой известны: игры, разговоры, чтение стихов или пение. В случае капризов по поводу запрета стоит занять жесткую позицию (нет значит нет!) иначе малыш привыкнет, что всего можно добиться – стоит лишь поплакать. Будьте тверды, но не агрессивны – попробуйте переключить его внимание, а не кричать или наказывать в ответ.

Не стоит сердиться на малыша – гораздо полезней «наука отвлекать».

Познаем мир в игре

Игры – незаменимый помощник во всех вопросах воспитания. Так, одеть ребенка на улицу гораздо легче, когда он слушает знакомые стихи. Есть суп интереснее, когда каждая ложка – грузовик, а рот – ворота, куда грузовик заезжает. И спать лучше ложиться не в кровать, а в норку – ведь вы играете в лисят!

Основное занятие малыша сейчас – исследования. А вы – волшебник, помогающий ему. Постарайтесь, чтобы испуг по поводу разбившейся чашки или боль от упавшего на ногу половника не отбили у малыша охоту осваивать мир. Лучше не запрещать, а помогать – поддерживать что-то тяжелое, поднимать выше к предмету, который вызвал его любопытство.

Малыш понимает гораздо больше, чем вам кажется. Рассказывайте ему обо всем вокруг. Называйте предметы и явления, объясняйте, куда поехала машина, куда пошел тот человек, какое сейчас время суток. Проговаривайте вслух его «просьбы» и желания: «Ты хочешь этот мячик?», «Предлагаешь пойти на горку?» Показывайте малышу, для чего предназначены те или иные предметы, учите разным способам использования одной вещи.

И не забывайте, у детей – свой ритм, гораздо более медленный, чем наш, взрослый. Дайте ребенку возможность насытиться впечатлением от чего-то, его заинтересовавшего, не дергайте, принуждая куда-то идти или переключаться на что-то новое, даже, по вашему мнению, более любопытное.

Кризис одного года не обязательно проявляется слезами и криками, многие родители и не замечают каких-то особенностей в поведении ребенка в этот период. Если вам не повезло, не стоит винить себя в плохом воспитании или бросаться переделывать ребенка. Помните – это всего лишь переходный этап, и из него, как из любого кризиса, вы и ваш малыш выйдете более сильными, более умелыми и лучше понимающими друг друга. По крайней мере, к этому надо стремиться.

Откуда берутся «кризисные явления»?

Возникшая самостоятельность и желание исследовать мир сталкиваются с волей родителей – их запретами или нежеланием выполнять просьбу. Поскольку ребенок только открыл чудесную способность хотеть и делать все самому, запрет на проявления своей воли или непонимание того, что он пытается донести до вас, крайне возмущает его и вызывает плач и истерики (явления совершенно нормальные).

С осознанием своей самостоятельности малыш понимает, что раз он может уйти от мамы, то и она может уйти от него. Это очень пугает малыша и вызывает желание «ходить хвостом» и переключать мамино внимание на себя.

Ребенку трудно четко осознавать свои желания и правильно оценивать возможности в достижении желаемого (я хочу поиграть с мячом, а он не слушается; прошу маму помочь, а она не понимает). Все это в сочетании с нарушенным режимом (сна, еды, отдыха и пр.) и вызывает пресловутые раздражительность, плаксивость и агрессию годовалого человека.

    Автор: Татьяна Поляк Фото: Glow Images