Проект (старшая, подготовительная группа) на тему:

Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  разработан в рамках тематической недели  «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

2015 г.

Аннотация проекта

Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  разработан в рамках тематической недели  «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Введение

Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  включает следующую информацию:

    актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость, цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта, сроки и этапы  реализации проекта, управление и обеспечение проекта, ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта, планируемые мероприятия в рамках проекта, заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект реализован с воспитанниками МБДОУ ЦРР – детский сад «Светлячок»  группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи в мае 2014 года.

Актуальность и социальная значимость

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях  социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире  ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего,  необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

    Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему  нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей. Деньги – универсальное и удобное средство обмена. Заработная плата – цена работы по производству товаров. Цена – количество денег, которые люди платят за товар. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Задачи:

    Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников. Активизировать познавательную деятельность,  развивающую  основы экономики,   посредством разнообразных видов детской деятельности.   Совершенствовать коммуникативные качества детей. Содействовать проявлению интереса у детей  к  профессиональной деятельности взрослых. Развивать умение  творчески подходить к решению ситуаций  экономических отношений  посредством  игровых действий. Укреплять  взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Участники проекта:

    дети   старшего дошкольного возраста (5-7 лет), воспитатели группы, родители.

Сроки реализации проекта:   в течение    1 недели

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

    Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра». Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап -  Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап -  Заключительный:   Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»

Управление и обеспечение проекта

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов».

«Познавательные маршруты» предлагаются воспитателем для родителей, предполагают индивидуальные экскурсии по обозначенному маршруту с целью закрепления полученных в течение дня знаний.

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется  по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Формы работы:

    беседа, обсуждение, дискуссия, просмотр слайд-презентации, мультфильма, коллекционирование, чтение художественной литературы, игровые ситуации, решение проблемных ситуаций, рассматривание картин, сюжетно-ролевая игра, продуктивная деятельность, экскурсия, «познавательные маршруты».

Ресурсное обеспечение:

    Компьютерное оборудование Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр. Художественная литература:  Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха цокотуха» Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама». Карта «Путешествие денежки» Сюжетные картины  «В магазине», «На рынке» Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин» Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

    Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.). Осознавать и с оизмерять свои потребности и возможности. Получить представления о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей  Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.  Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Критерии и показатели эффективности проекта

Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

    Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ