Занятие - Вода - источник жизни

Неживая природа. Конспект занятий для подготовительной к школе группы

Ноябрь

Программное содержание. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь про­ходит вода, прежде чем попадет в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формиро­вать привычку бережно и разумно ис­пользовать воду.

Материал. Глобус, звуки воды (ауди­озапись), трехлитровая банка с водой, два стакана (один с чистой водой, дру­гой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с про­стой и морской водой.

Ход занятия

Педагог. Я хочу загадать вам загадку. «Она и в озере, она и в лужице. Она и в

чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит». Что это? Правильно, это вода. А у меня есть интересные запи­си. Послушайте (включает запись). Вы узнали: кто это? (Да, это ручеек) А вот еще одна запись, послушайте и ее. Кто сейчас с вами разговаривал? (Море) Еще раз закройте глаза. (Включает фонтан.) Что слышите? Да, это наш фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько маленьких, прозрачных капе­лек играет в нем! Полюбуйтесь им. Ле­том я слышала вот такой разговор меж­ду мальчишками (включает запись).

- Петь, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли. Налили целую ванну воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пис­толеты и пошли па улицу.

- Кран-то закрыли?

- Зачем? Воды и так много. Пусть себе течет, потом закроем.

- Что потом делали?

- Стали брызгать друг в друга из водя­ных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было.

Дети, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? (Нет! Воду надо беречь: пресной, чис­той воды на Земле мало) Послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода —

Наша спутница всегда.

Педагог. Дети, а кому нужна вода?

Дети. Деревьям, птицам, животным, людям.

Педагог. Давайте проверим, всех ли мы перечислили (демонстрация шир­мы «Вода»). А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть полы, готовить обед и т.д.) Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо бе­речь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды — всего неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли ее всем? (Ответы) Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Верно, си­ним. Покажите на глобусе воду. На на­шей Земле четыре океана и 30 морей. Как вы думаете, много это или мало?

Дети. Много, очень много.

Педагог. У меня в руке яблоко. Пред­ставим, что это наша планета. Четвертая ее часть — суша, а вот эта большая часть — вода. Так много или мало воды на пла­нете?

Дети. Много.

Педагог. Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря. Кто знает, какая на вкус во­да в морях и океанах? Хотите узнать? (Да.) Какая вода на вкус?

Дети. Горькая, соленая, невкусная.

Педагог. Можно ее пить? Готовить пищу на ней? Верно, нельзя. А теперь попробуйте эту воду? Какая она на вкус?

Дети. Вкусная, чистая, несоленая, пресная.

Педагог. Горьковатый вкус морской воде придает морская соль. которая в ней растворена. Посмотрите: вот она какая (показывает детям морскую соль). В пищу люди употребляют пова­ренную соль. Посмотрите на нес. Давай­те сравним поваренную соль и морскую соль. Что вы скажете о морской соли?

Дети. Крупная, сероватая, горькая.

Педагог. А поваренная?

Дети. Мелкая, белая, негорькая.

Педагог. Где в природе есть пресная вода. Верно, в реках, озерах. Подойдите к глобусу. Покажите реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в трехлит­ровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало прес­ной воды?

Дети. Мало.

Педагог. У воды великая забота - по­ить всех обитателей Земли. А как чело­век использует воду? Давайте посмот­рим на ширму «Где человек использует воду?». А теперь поиграем в игру «Выра­стим цветы». Вы будете семенами. Я са­жаю вас в землю. Ярко припекает сол­нышко. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают по­тихоньку прорастать. Вот уже появи­лись первые ростки. Они все тянутся и тянутся вверх. Я их еще раз поливаю во­дой. А ласковое и доброе солнышко со­гревает их своими лучами. Вот наши цветы подросли и раскрыли свои пре­красные бутоны. Как же красиво кругом!

Вы уже знаете: чтобы вода из реки по­пала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Давайте посмотрим ширму «Как вода приходит в дом». Из реки на­сос перекачивает воду в огромные ре­зервуары-отстойники, где ее тщательно очищают и фильтруют. Вы знаете, что такое фильтр. (Ответы?) Сейчас я вам покажу. Вот стакан с грязной водой. Я беру его и через марлю, как через фильтр, переливаю воду в чистый ста­кан. Что вы видите на марле?

Дети. Вся грязь осталась на марле.

Педагог. А какой стала вода в стака­не? Верно, чистой. Марля как фильтр, который не пропускает грязь, задержи­вает ее. Можно второй раз пропустить воду через марлю, и она будет еще чище. После фильтрования по трубе вода по­падает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чис­тую воду по водопроводным трубам в наши квартиры.

Вот как долго вода из реки добирает­ся к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так как же надо относиться к воде?

Дети. Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски.

Педагог. Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберется це­лое ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течет вода, израсходуется впустую 3 литра воды. Что вы можете предло­жить, чтобы меньше тратить воды?

Дети. Включать воду тонкой струей, хорошо, плотно закрывать кран, не до­пускать, чтобы в доме были неисправ­ные краны.

Педагог. А закончим мы наш разго­вор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!». А вам такое за­дание - нарисуйте рисунки на тему «Да­вайте беречь воду!». И давайте еще раз полюбуемся нашим фонтаном.

Т. ЗЕНИНА, А.ТУРКИНА,

детский сад № 403, Москва

Ключевые понятия: экологическое занятие, неживая природа, вода, морская вода, морская соль, фильтр

См. конспекты занятий этих же авторов:

Зенина Т. Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 27–35. Вода - источник жизни. С. 30-32