«Формирование слухового восприятия у детей раннего возраста»

Сенсорное воспитание и развитие дошкольника.

Автор: Токпешева Зоя Михайловна. воспитатель МБДОУ «Детский сад N7 «Ладушки» Междуреченского городского округа.

Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Чем богаче ощущения (чувственный опыт) и восприятия, тем шире и многограннее будут сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий под воздействием педагога.

Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но все это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание. Психологические исследования показывают, что без такого воздействия восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.

Мария Монтессори (ит. педагог), разработавшая в начале 20 века систему сенсорного воспитания ставила своей целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков, форм и величин (однако при этом развитие органов чувств не было связано с развитием речи, мышления). Она считала, что каждый ребенок умен и талантлив от рождения, нужно создать среду и ребенок будет развиваться в собственном ритме. Но не ставила своей целью сделать из детей образованных людей.

Большой вклад в разработку вопросов сенсорного воспитания внесла Елизавета Ивановна Тихеева. Она связала работу по совершенствованию органов чувств с развитием речи детей, ознакомлением их с окружающим предметным миром. Разработанные ею дидактические материалы, игры также направлены на различение цвета, величины, формы, но ознакомление со свойствами и качествами предметов происходит в игровой деятельности.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно – исторического опыта.

Такими эталонами являются основные цвета, геометрические множества фигур (шар, куб, круг, квадрат), меры веса, меры длины (осваиваются до 5 лет). После пяти, ближе к школе ребенок должен овладеть всеми эталонами. От того, как была организована родителями, воспитателями жизнь ребенка зависят и будущие достижения.

В современной педагогике в содержание сенсорного воспитания, помимо вышеперечисленных, входит также развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. (начинает накапливаться своеобразный «звуковой» словарь). Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Звуки порою ребенком не замечаются, слабо выделяются. Для того, чтобы он научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, ребенок должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Таким образом, слуховое восприятие нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни.

Воспитанниками моей группы являются малыши с одного года до двух лет. Все они впервые поступили в ясли. Это тот замечательный возраст, когда ребенок впитывает в себя сведения об окружающем мире как губка – так называемый сенситивный период. А слух для него является одним из важнейших источников получения информации об окружающем мире.

Развитие слухового восприятия мы ведем в двух направлениях:

- с одной стороны, развиваем восприятие обычных звуков,

- с другой – восприятие речевых звуков, на базе чего и происходит формирование фонематического слуха (ребенок достаточно рано отличает голос близких взрослых от голосов других людей, улавливает интонацию; лепет ребенка – это активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, так как малыш слушает и повторяет фонемы родного языка).

Оба направления начинают развиваться еще в младенческом возрасте.

Работа по развитию слухового восприятия предусматривает:

- развитие умения прислушиваться;

- умение ориентироваться в пространстве на слух;

- различение характера, темпа, громкости и длительности звучаний;

- формирование умения определять путем проб то, что звучало (бытовые звуки, звучащие музыкальные звуки).

К концу первого года жизни слух ребенка достигает уровня развития слуха взрослого. Годовалый ребенок в состоянии различать звуки, находящиеся на расстоянии 6 метров, и определять источники звучания, расположенные в любом направлении (справа, слева, впереди, позади, наверху, внизу).

А теперь расскажу, как мы способствуем развитию слуха у детей?

Лучше всего делать это в игре. Цель игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем – то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц, людей. Это требует не только активного слухового восприятия, но и хорошей памяти, внимания, мышления и элементарного музыкального слуха.

Мы соблюдаем одно условие: учим отделять «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого создаем полную тишину в моменты загадывания и отгадывания звуковых «загадок», чтобы малыши могли сосредоточиться на звуке (звучание бубна, барабана, дудочки).

Как способствовать развитию слухового восприятия у детей раннего возраста

Отправляясь на прогулку, обращаю внимание детей на всевозможные звуки. Обязательно называю источник звучания, указываю на него рукой по следующей схеме: звукоподражание – название – действие