Кто в онлайне

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть» и т.п.) или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.).

Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны старших. Именно поэтому взрослый постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Серьезное внимание должно уделяться развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Взрослый своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой. Интерес к школе развивается естественным путем: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.

Особенности развития детей 3 – 4 лет

Быстрота роста на четвёртом году жизни несколько замедляется относительно предыдущего периода — первых трёх лет. Так, если к двум годам рост детей увеличивается в среднем на 10-12 см, к трём — на 10 см, то к четырём годам — всего на 6-7 см. В три года рост мальчиков равен 92,7 см, девочек — 91,6 см, соответственно в четыре года — 99,3 см и 98,7 см, т.е ростовые показатели почти одинаковы.

Рост детей четвёртого года жизни находится в определённой (положительной) взаимосвязи с основными видами движений — прыжками, бегом, метанием, равновесием. Дети высокого роста по сравнению со сверстниками быстро бегают, а невысокого роста делают относительно мелкие шаги, но дополняют их высоким темпом передвижения. Способность к бегу определяется также и другими индивидуальными различиями и координационными возможностями, которые в данной возрастной группе ещё велики.

В возрасте от трёх до шести лет годовые увеличения в весе также примерно одинаковы для детей обоего пола. Прибавка в весе составляет в среднем 1,5-2 кг. В три года мальчики весят 14,6 кг, а девочки — 14,1 кг. К четырём годам это соотношение изменяется, соответственно составляя 16,1 кг и 15,8 кг.

Окружность грудной клетки увеличивается, но разница между мальчиками и девочками по этому показателю незначительна. В три года эта величина составляет 52,6 см (мальчики) и 52 см (девочки), в четыре года — 53,9 см и 53,2 см.

Свежие записи

В период 6-7 летнего возраста ребенок может вырасти на 9 см за год, и потяжелеть на 2 кг. Поэтому этот период называется периодом первого физиологического вытяжения.

К семи годам практически все внутренние органы претерпевают функциональные и анатомические изменения, продолжают активно развиваться интеллектуальные и физические возможности ребенка.

Значительно возрастают умственная и двигательная активность детей. Возникает потребность в большей самостоятельности, общении со сверстниками, а не с мамой, как раньше.

Именно в этом возрасте начинается половое созревание у мальчиков, это выражается в небольшом увеличении яичек и изменении в поведении. Мальчики отдаляются от мам, протестуют против прилюдных нежностей (объятий, поцелуев и т.д), перестают дружить с девочками, начинают смеяться над ними.

От родителей требуется постоянно отслеживать позы и движения своего ребенка, предоставляя все условия для нормального развития:

— уменьшается общее количество простудных заболеваний дыхательной системы (воспаление легких, бронхит, ОРЗ и т.д.).

Начинается смена зубов, которая может продолжаться до 14 лет. Причем у мальчиков зубы появляются несколько позже, чем у девочек.

Происходит развитие и пищеварительной системы. У нее появляются новые возможности. Поэтому необходимо вводить в рацион ребенка (постепенно, без фанатизма) новые блюда и продукты.

Особенности развития ребенка 6-7 лет

Седьмой год жизни — последний отрезок дошкольного периода. Пройдет еще совсем немного времени, и ребенок перешагнет один из очень важных рубежей в своей жизни, и беззаботное, игривое детство останется позади, а впереди. Впереди постижение всего этого огромного мира, освоение всего многообразия наук и знаний, доступных современному человеку.

В этот период многие функции и процессы продолжают начатое в предыдущие возрастные промежутки развитие. Мышление, память, характер продолжают свое формирование, оттачиваются, совершенствуются, расширяют свои возможности, обретают все новые и новые свойства и качества. И, казалось бы, в этом как будто идущем по накатанной плоскости процессе уже нет ничего нового, новых обретений не происходит. Тем не менее есть два новых момента, имеющих очень важное значение для дальнейшего, уже школьного этапа — развитие такого качества, как произвольность, и становление навыков социального поведения в обществе других людей. Нельзя сказать, что этого совершенно не было раньше, но на данном возрастном этапе у большинства детей обычно происходит очень мощный скачок в развитии названных свойств.

Произвольность — это сложный, многосоставной процесс, обеспечивающий человека системой осознанной саморегуляции. Иными словами, это способность управлять своим поведением, понимать необходимость тех или иных действий, умение ставить перед собой задачи и достигать их, при этом пошагово планируя свою деятельность. Понятно, что для обучения такой процесс очень важен, ведь ребенку нужно научиться ставить перед собой различные учебные задачи и выполнять их, точно зная, как именно добиться результата. Кроме того, в этом возрасте должно закрепиться осознание того, что желание — далеко не всегда повод для действий и что не все, чего хочется, выполнимо. Важно и закрепление внутреннего правила «сначала надо подумать, а лишь только потом сделать». Но о развитии произвольности мы еще поговорим позже, а сейчас вернемся к более общим вопросам.

Кроме становления произвольности в этот период происходит еще один важный процесс — формирование социального поведения, хотя здесь, конечно, «прорыв» не настолько мощный. Ребенок рождается, растет, развивается среди других людей, больших и маленьких, родных и совсем ему посторонних. И все свое детство усваивает так или иначе социальные нормы и правила. В данном возрасте родителям стоит обратить пристальное внимание на такие моменты: умеет ли ребенок общаться со сверстниками, способен ли слышать и слушать взрослых, может ли принимать их авторитет?

Основным видом деятельности в этом возрасте по-прежнему остается игра, хотя уже к середине периода, о котором мы говорим, дети зачастую как будто загораются освоением нового вида деятельности — учебы. Им становится интереснее именно учиться, игра становится чем-то второстепенным, хотя, конечно же, не отходит полностью и еще долгое время в той или иной мере необходима ребенку. Игровая деятельность еще крайне важна, через нее дошкольник доводит имеющиеся навыки до совершенства, постепенно подготавливая себя к постижению нового вида деятельности — обучению в школе, в рамках которого уже нужно не просто уметь лепить, рисовать, вырезать, а научиться ставить перед собой и выполнять различные большие и малые задачи.

Развиваются мышление, речь, память, внимание, расширяется кругозор, совершенствуется креативность, ребенок осваивает все больше и больше различных приемов и навыков.

Сравнив возможности пяти- и шестилетних детей, мы можем видеть, что объем приобретаемых знаний продолжает непрерывно наращиваться, но меняются акценты в его развитии. Ребенок этого возраста очень любопытен, жажда знаний у него потрясающая. Дошкольнику в этот период интересно буквально все, зачастую ребята сами подходят и говорят — давайте будем заниматься. Даже если трудно, если что-то не получается, стоит лишь чуть приободрить — и они способны работать и выполнять то, что необходимо. Они готовы много трудиться, чтобы обрести новые знания, новые умения, навыки.

Стоит, пожалуй, отметить и тот факт, что шестилетний дошкольник проявляет любопытство во всем, в том числе и в вопросах, касающихся человеческих отношений. И значит, эту возможность передачи знаний об этой стороне жизни также не стоит упускать. Пройдет совсем немного времени — и ребенок отправится в школу, где так или иначе действуют правила, по которым важно научиться жить. Да, конечно, школы и подходы к обучению бывают различными, но правила существуют всегда. Нравятся они нам или нет, это другой вопрос, но в любом случае ребенку нужно научиться жить по ним.

Сравнив изменения, которые могут произойти в речи ребенка между шестым и седьмым годами жизни, мы видим, что совершенствование неуклонно продолжается. И уже к семи годам ребенок способен усвоить все речевые нормы родного языка, свободно пользоваться различными речевыми формами, обладает достаточным словарным запасом. Если ребенок имеет какие-либо сложности в речевом развитии, целесообразно устранить их до начала школьного обучения, чтобы данные нарушения не оказали негативного влияния на становление письменной речи. Внимательно прислушайтесь, как разговаривает ваш ребенок. Если что-то в его речи вызывает у вас беспокойство (неправильно выговаривает звуки, с трудом справляется со слоговой структурой слов, имеет низкий словарный запас или затрудняется при формулировании своих мыслей и т. д.), то обязательно обратитесь за консультацией к логопеду в детском саду, поликлинике или районном психолого-педагогическом центре.

Важным показателем общего уровня развития мышления ребенка является сформированность у него математических представлений. Конечно, очень многому он научится уже в школе, но определенный багаж знаний все же необходимо приобрести заранее (таблица 3).

Из данных таблицы 3 можно увидеть, что еще до школы, до начала систематического обучения ребенок может научиться выполнять и понимать простейшие математические операции, составлять и решать задачки.

Закладывая основы математических умений и навыков, весьма целесообразно при обучении использовать жизненный опыт ребенка. Посчитать деньги для покупки мороженого, посчитать, сколько гостей пришло, чтобы накрыть стол, и сколько всего будет человек, если придут еще два гостя, посчитать, сколько дней осталось до похода в цирк и т. д. — такая «заземленность», опора на непосредственный жизненный опыт даст ребенку ощутить необходимость тех или иных умений и навыков, наполнит изучаемые абстрактные понятия и операции определенным смыслом. При возникновении затруднений, конечно, стоит оказывать помощь малышу, считать вместе с ним, объяснять те или иные правила и совсем ненавязчиво подталкивать его к тому, что в школе он сможет научиться всему этому и многому другому, столь интересному, важному и полезному для него самого.

Не стоит на месте и развитие художественно-эстетических возможностей ребенка. Совершенствуются различные умения и навыки выполнения творческих работ, и это также оказывает крайне весомое влияние при подготовке ребенка к школьному обучению. Развиваются различные виды мышления (творческое, наглядно-образное, различные мыслительные операции), развивается мелкая моторика, происходит активное формирование умения планировать собственную деятельность, ставить перед собой задачу и добиваться ее. Причем все это может происходить в ненавязчивой интересной для ребенка форме, похожей на игру.

Мы можем видеть, что навыки, которыми ребенок начал овладевать ранее, постепенно усложняются и совершенствуются, развиваются вкус, чувство меры, гармонии. В этом возрасте важно не только учить ребенка выполнять те или иные творческие работы, но и знакомить с творчеством других людей (впрочем, это важно в любом возрасте).

Физическое развитие ребенка неуклонно совершенствуется. Дети становятся все более выносливыми, ловкими, сильными. Они могут играть в различные командные игры, осваивать различные виды спорта. Вес это говорит о том, что ребенок готовится к школьному обучению и физически в том числе, он становится способным сидеть за партой и управлять собственным телом в соответствии с ситуацией, в которой находится на данный момент.

Внимание и память дошкольника шести лет по-прежнему не обладают высоким уровнем произвольности, зачастую ребенок оказывается во власти эмоций, впечатлений, ярких событий, происходящих вокруг. Дети по-прежнему могут легко отвлекаться, быстро уставать, нуждаться в частой смене деятельности. Неинтересные, однообразные занятия, для выполнения которых нужна сила воли, могут отвергаться ребенком. Между тем именно в предшкольный период развитие произвольного компонента (сознательно управляемого ребенком) необходимо. Поддержка и обучение взрослым ребенка должны содержать постепенное формирование произвольности внимания, памяти, ответственности в выполнении тех или иных заданий, тем более что и уровень морально-нравственного развития малыша уже позволяет это. Взрослым стоит побуждать ребенка к тщательности в выполнении заданий, поддержке, помощи на первых порах, если необходимо.

О возможности оказания помощи, поддержки хочется поговорить отдельно. Все мы знаем такой банальный вид деятельности, как раскрашивание книжек-раскрасок. Несмотря на простоту, оно может быть весьма полезно и для развития мелкой моторики, и для тренировки усидчивости, выносливости, и для формирования произвольности.

В практике иногда встречаются дети, которые в силу слабой координации движений пальцев и низкой зрительно-моторной координации совершенно не могут работать даже с простыми раскрасками. Кроме имеющихся внутренних трудностей (недостатков в развитии процессов), ситуацию еще может усугубить и элементарное сравнение ребенком самого себя со сверстниками. Ребята не могут не видеть, как получается у них самих и как у других. Более того, они не могут не видеть разницу в прилагаемых усилиях, при том что их результат чаще всего далек от совершенства. Все это не добавляет у ребенка желания продолжать эту деятельность. Выход из такой ситуации не так сложен, хотя и очень кропотлив и долог.

Итак, дайте ребенку небольшую (работать важно постепенно, по чуть-чуть) и несложную раскраску. Предложите раскрасить ее, и когда ребенок начнет выполнять задание, предложите свою помощь. Дети обычно соглашаются, помощь принимают. Далее спросите: «Что мне можно раскрасить?», «Каким карандашом?» Взрослый делает только то, что позволяет ему ребенок, при этом работаем мы с ним одновременно на одном листе бумаги. За 10 минут (время, на которое хватит внимания шестилетнего ребенка, у которого данный вид деятельности не очень получается без слишком больших усилий) можно таким образом успеть раскрасить рисунок: взрослый больше, ребенок меньше, но это не страшно. Важно поддержать и дать возможность увидеть, что все возможно и все достижимо. И в данном случае очень важно увидеть, что он тоже может, ведь это он раскрасил рисунок, а вы только рядом были. Постепенно пропорцию работы взрослого и ребенка нужно изменять, время увеличивать, и так постепенно можно добиться определенной положительной динамики. Таким образом, мы учим ребенка кропотливости и усидчивости, и развиваем его пальчики, и оказываем ему поддержку, давая возможность понять, что все получится, что все будет хорошо (а это очень важное ощущение, оно дает веру в собственные силы).

Зрительное восприятие, как правило, уже к шести годам развито довольно неплохо. Сложнее обстоит дело с восприятием времени, но и здесь не все так страшно. К концу седьмого года жизни ребенок ориентируется не только в категориях «прошлое — будущее — настоящее», но и в днях недели, временах года, месяцах. Несколько сложнее для ребенка научиться определять длительность событий, понимать показания часов — этот навык обычно приобретается уже в школьные годы.

На бытовом уровне ребенок может ориентироваться в пространстве. Фразы вроде «спуститься по лестнице вниз», «зайти за угол», «встать между родителями» могут использоваться им свободно и без ошибок. В течение седьмого года жизни важно научить ребенка и ориентации в пространстве листа бумаги, тетради. Это умение обязательно пригодится будущему школьнику, когда в условиях группового обучения необходимо будет понимать словесную инструкцию учителя при выполнении тех или иных заданий в тетради, альбоме, прописи.

В этом возрасте уже хорошо видны различные специфические особенности детей. Так, по-разному проявляются механизм запоминания, различные склонности и способности, уже могут быть заметны личностные особенности. Конечно, всю гамму индивидуальных особенностей не стоит скидывать со счетов и, организуя обучение и развитие ребенка, стоит ориентироваться на них в первую очередь. Да, безусловно, малыша необходимо развивать всесторонне, но все же было бы неплохо основываться на том, что ему дано от природы.

Если ваш ребенок все еще не умеет читать, целесообразно уделить этому особое внимание. Если обучение чтению происходит с существенными трудностями, необходимо обратиться за консультацией к специалисту — дефектологу, логопеду, психологу), возможно, сходить на прием к невропатологу. Рекомендация научить ребенка читать — это вовсе не желание снять ответственность за данный процесс со школы, с учителя (как, к сожалению, иногда говорят родители, «выполнить за учителя его работу»). Просто когда ребенок приходит в школу, перед ним стоит задача за первый год обучения овладеть чтением и письменной речью, а одновременное усвоение этих двух принципиально разных навыков может привести к значительным затруднениям. Обусловлено это особенностями функционирования головного мозга, в силу чего стоит в шесть лет или даже раньше, если ребенок к этому уже готов, учить его читать, а с приходом в школу — в семь лет — учить писать. С различными технологиями и приемами обучения чтению можно ознакомиться в специальных изданиях.

Кроме самого обучения технике чтения не забывайте продолжать читать ребенку различные книги вслух — сказки, рассказы, истории, статьи. Это, с одной стороны, стимулирует развитие речи, увеличивает активный словарный запас ребенка, а с другой — побуждает его научиться читать самостоятельно, подхлестывает интерес к усвоению грамоты. И конечно, когда вы читаете ребенку, не забывайте обсуждать с ним прочитанное. О чем прочитали, кто главные герои, что происходит, последовательность событий, отношение к тому, что услышал. Такая практика стимулирует развитие творческого мышления ребенка, фантазии — предложите ему придумать другое окончание к сказке или рассказу, нарисовать по описанию какого-нибудь таинственного жука или придумать, как могла бы выглядеть машина с супердвигателем.

Ребенок активно растет и развивается как личность, и в нем «этажик за этажиком» формируются новые качества, черты характера. Ребенок уже смог доказать себе, что он может что-то сделать сам, у него появился девиз «Я сам». Когда что-то получается, он может что-то выполнить, и так возникает девиз «Я могу». И в пять-шесть-семь лет он может доказать себе «Я могу сам, я справлюсь». Ребенок в шестилетнем возрасте продолжает учиться проявлять инициативу, ставить задачу и выполнять ее. И именно в этом возрасте человеку как никогда важно что-либо создавать. Это может быть все что угодно — домики, картинки, пластилиновых человечков, бусы из ягод и т. д. Важно, чтобы были результаты его труда, его замысла. Взрослые должны помнить — ребенок сам ставит цель и ее достигает, и, чтобы не загубить на корню инициативность ребенка, его веру в собственные силы, необходимо поддерживать его начинания. Поэтому задача взрослых на данном этапе — поддержать ребенка, похвалить результат его труда, даже если им так совсем не кажется. Устраивайте выставки детских работ, раскладывайте и развешивайте их на видном месте, показывайте и дарите друзьям и знакомым, ведь этого ребенок достиг сам. Сам придумал, сделал, довел начатое до финала. Все это дает ребенку возможность верить в собственные силы, знать, что он может быть компетентен в чем-либо. И пусть пока что он еще совсем мал, но пройдет время, старые детские забавы давно забудутся, а вера в себя, свои силы, возможности останется с ним на всю жизнь.