Занятия-развлечения с детьми третьего года жизни

В течение третьего года жизни поведение детей при правильном воспитании становится значительно сложнее и разнообразнее. Совершенствуются их общие движения - ходьба, бег, лазанье. Движения становятся более дифференцированными и координированными.

К 3 годам дети довольно хорошо бегают не только по ровной поверхности, но и с горки, легко поднимаются по лестнице и спускаются с нее, держась за перила, могут лазить по вертикально поставленной лестнице, овладевают рядом ритмических движений (ходят под музыку, меняя ритм в соответствии с изменением ритма музыки, производят различные ритмические движения руками, в такт притоптывают ногами и др.). Значительно более координированными становятся движения пальцев - дети уже могут застегивать пуговицы, пускать волчок, владеть карандашом и т. п.

В течение третьего года жизни происходит дальнейшее развитие и оформление речи ребенка. Значительно увеличивается запас слов, речь ребенка становится более сложной по структуре и содержанию. Появляются сложные фразы с придаточными предложениями и почти со всеми частями речи, начинают правильно изменяться окончания слов. Ребенок проявляет большую речевую активность. Речь его становится основным средством общения с взрослыми. Он часто сопровождает речью свои игровые действия. Дети очень любят петь, говорить прибаутки, внимательно слушают небольшие рассказы взрослых. Развитие речи резко изменяет все поведение детей - изменяется содержание и характер их игр, занятий, их взаимоотношения с окружающими.

До 2,5 лет у детей большое место занимают игры, отображающие отдельные действия окружающих взрослых и детей. Круг отображаемого с развитием детей постепенно расширяется. Во второй половине третьего года появляются изобразительные игры с выполнением какой-либо роли (дети изображают доктора, маму, шофера и т. п.). Действия детей в игре становятся целенаправленными и преднамеренными, что возможно только при соответствующем развитии речи.

Помимо игры, дети много занимаются - рисуют, лепят, строят. Постепенно от простого манипулирования карандашом, глиной, кубиками дети переходят к преднамеренному рисованию, лепке («я буду птичку рисовать», «яблочко делать») и к сюжетной преднамеренной постройке («буду делать дом», «гараж сделаю»).

Между детьми под влиянием соответствующих воспитательных приемов уже часто возникают разнообразные положительные взаимоотношения: они совместно играют, проявляют сочувствие, одобрение, помогают друг другу, не отнимают игрушки и не дерутся из-за нее, а уговаривают ее отдать.

На третьем году жизни дети проявляют большой интерес к окружающему. Наблюдая, дети сравнивают, сопоставляют, делают примитивные заключения: «сейчас темно, будет дождик».

Эмоциональная жизнь детей на третьем году жизни становится богаче и разнообразнее. Радостные переживания ребенка возникают чаще и по более разнообразным поводам и причинам, дети начинают подмечать красивое, понимать комическое; у них возникают чувства, связанные с постепенно усложняющимися отношениями между детьми и взрослыми, сожаление, радость при свидании после длительной разлуки, застенчивость и др.

С детьми третьего года жизни необходимо проводить специальные занятия главным образом для развития их речи, дальнейшего усовершенствования движений, усложнения игры и т. д.

Для развития речи полезно рассматривание, отдельных картинок и книжек с картинками, сопровождаемое беседой по поводу изображаемого; игры в лото с картинками, различные игры с набором картинок (найти картинку с названным сестрой сюжетом, подобрать картинки к рассказанной сестрой сказке, стишку и др.); рассказывание, сопровождаемое показыванием картинок, теневого и кукольного театра, детского кино или картин через аллоскоп; небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы, без иллюстраций, пение.

Для развития движений прежде всего должны быть широко использованы: 1) различные естественные условия как в помещении, так и на площадке (достать палкой закатившийся мяч, Подставить табуретку и достать с полки игрушку, перешагнуть через канавку и др.); 2) различные процессы (одевание, умывание, самостоятельная еда); 3) специальные пособия для развития движений (лесенки, шестигранники на площадке и др.).

Кроме того, рекомендуются специальные физкультурные упражнения по определенным комплексам и подвижные игры с правилами.

Из упражнений для детей этого возраста полезно хождение по доскам, положенным на различной высоте и в разных направлениях, перешагивание через различные препятствия - протянутый шнур, доски и пр. подлезание под веревочку, прикрепленную на небольшой высоте, бросание мяча в цель, перекидывание его через сетку, ловля мяча. Эти упражнения должны проводиться не как принудительная тренировка движений, а в виде интересной для детей игры.

Большое значение для развития движений имеют: 1) различные, постепенно усложняющиеся подвижные игры с правилами («курочка»,-«волк и зайцы», «воробушек и кошка», «мотыльки» и др.); эти подвижные игры развивают внимание, умение ориентироваться и согласовывать свои движения с движениями других, действовать в соответствии с правилами и, кроме того, способствуют усложнению самостоятельных игр детей; 2) музыкально-двигательные игры-занятия («аэроплан», «поезд», «лошадки» и др.) и пляска детей. Музыка и пение делают игру эмоционально более содержательной, способствуют выработке у детей ритмических движений и развитию речи.

Для развития начальных навыков изобразительной деятельности у детей организуют занятия по рисованию и лепке. Чтобы дети от простого манипулирования карандашом, пластилином перешли к изображению «чего-то», сестра во время занятий рисованием или лепкой показывает, как надо пользоваться карандашом, пластилином, подсказывает и сама показывает, что можно нарисовать или сделать из пластилина, всячески одобряет ребенка, когда он называет тот или иной предмет, случайное сходство с которым подметил в своем рисунке, лепке. Занятия рисованием и лепкой обычно проводятся со всей группой детей, но для того чтобы дети начали рисовать, лепить во время своей самостоятельной деятельности, необходимо в комнате для игр иметь соответствующие принадлежности (доску для рисования мелом, карандаши и бумагу, желательно также пластилин или глину).

С детьми этого возраста надо проводить занятия со строительным материалом, геометрическими и сюжетными вкладками, с разрезными картинками как плоскими, так и на кубиках, состоящими не более чем из двух-трех частей, с плоской цветной мозаикой, а также различными элементарными конструкторами (бруски и колесики с отверстиями и палочки к ним, коробки с узкими отверстиями в крышке, куда легко вставляются различные фанерные фигурки - плоский дом, дерево, собачка, девочка и др.). Эти занятия вызывают у детей устойчивый интерес, способствуют развитию сообразительности, вызывают желание получить определенный результат, что очень ценно для общего развития детей. Занятия со всеми этими материалами требуют активного участия сестры - она должна показать возможно более разнообразное использование строительного материала; помочь в затруднениях при занятиях с вкладками, добиваясь того, чтобы ребенок всегда доводил начатое им действие до конца и получал видимый для него результат (сложил домик, собачку ит. д.).

Проводятся также инсценировки, преследующие различные цели: развитие речи детей, развитие наблюдательности, расширение круга представлений; воспитание у детей правильного отношения к плохим и хорошим поступкам, вызывание оживления, смеха (при восприятии смешного) и других эмоций. Содержание и методика проведения инсценировок различны в зависимости от той или иной цели.

Дети старшего ясельного возраста должны играть и заниматься не только в комнате, но и во время прогулок, на площадке, особенно летом, когда они должны все время находиться вне помещения. На прогулке, кроме проводимых обычных игр и занятий, дети получают много разнообразных впечатлений. На площадке имеется больший простор для движений детей, чем в комнате, возможность использовать в игре и занятиях разнообразный материал: камешки, цветы, ветки и др. На площадке легко организовать любимые детьми игры с песком и водой. Поэтому прогулка при правильной ее организации имеет не только огромное оздоровительное, но и воспитательное значение. Следует иметь в виду, что оздоровительная цель не может быть достигнута, если во время прогулки дети не получают интересных впечатлений, мало двигаются и не заняты интересной игрой. Тогда они скучают, часто плачут, а зимой быстро зябнут и просятся домой.

В яслях и домах ребенка должны устраиваться праздники, основная задача которых заключается в том, чтобы дети получили новые сильные, яркие впечатления, доставить им радостные переживания. В течение года в яслях и домах ребенка проводятся следующие праздники: 1 Мая, елка, летний праздник, праздник в связи с передачей детей в детский сад или переход в дошкольный детский дом. К празднику необходимо украсить помещение группы, обеспечить детей праздничной одеждой, дать им вкусное угощение, подарить игрушки, организовать интересный и веселый утренник. В домах ребенка хорошо, кроме того, отмечать день рождения детей.