Формирование привычки к ЗОЖ у детей 3–4 лет. Опыт работы воспитателя

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей 3 – 5 лет через различные формы работы.

Здоровье детей связано с условиями их жизни, зависит от состояния здоровья их родителей, наследственности и даже профессии родителей. Начиная с 1992 1993 года в России резко ухудшилась демографическая ситуация: родившиеся дети растут ослабленными, физическое развитие детей 2000 – 2010 годов на 10 – 18% стало хуже, чем у их сверстников 70 – 80х годов. Поэтому укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию является особенно актуальным.

По результатам анализа заболеваемости детей в детском саду за 2009 – 2011г. г. прослеживается рост острых респираторных заболеваний. В настоящее время ученые и врачи всех стран рассматривают физические упражнения и вообще движения как важное средство оздоровления организма и предупреждение заболеваемости.

В процессе работы с детьми обратила внимание на то, что современные дети достаточно подвижны. Все моменты их повседневной жизни наполнены движениями. В то же время врачи и ученые всех стран доказывают, что уровень заболеваемости велик. Возможно причина их заболеваемости не в недостатке движения, а в неправильной организации двигательной активности, а также недостаточно сформированных знаниях о физической культуре среди детей и родителей. Поэтому целью моей работы является формирование привычки к здоровому образу жизни у детей 3-5 лет через различные формы работы. А предполагаемым результатом является – снижение уровня заболеваемости детей в группе. Для ее осуществления определила следующие задачи:

1. Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение. Формировать правильные навыки выполнения основных движений;

2. Развивать у детей гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, силу, а также равновесие и координацию движений;

3. Поддерживать интерес к двигательной деятельности;

4. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

Для решения задач были созданы специальные условия: физкультурный уголок, где сосредоточено стандартное и нестандартное оборудование (ребристые и профилактические дорожки, массажные коврики, кольца, твердые и мягкие мячи, модули и др.)

Спортивная площадка на улице (лестница, бревна, колеса, мишень для метания и др.

для закаливания детей использую игры с водой, умывание прохладной водой, ежедневные прогулки, босохождение, обмывание ног и др.)

Изучив начальные знания детей о здоровье человека, спланировала познавательные занятия: «Уроки Мойдодыра», «Чтобы зубы были крепкими», «Слушай во все уши», «Что такое хорошо и что такое плохо» и др. В ходе занятий дети знакомятся со своим организмом, с функциями жизненно необходимых органов, которые помогают людям видеть, слышать, чувствовать.

Использую в работе дидактические игры: «Мое лицо», «Умею - не умею», «Определи на ощупь» и др. С их помощью дети не только знакомятся с функциями своих жизненноважных органов, но и узнают способы профилактики их заболевания.

Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств провожу с детьми физкультурные занятия в зале и на воздухе. На занятиях использую различную мотивацию. («Кот – Мурлыка – весельчак», «Маленькие спортсмены», «Гномик простудился»). Говоря о роли движений на занятиях, нельзя не сказать о роли дыхательных гимнастик. Поэтому большое внимание уделяю дыханию детей. Учу детей правильному дыханию, глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Использую игровые упражнения «Часики», «Крылья», «Петушок», «Вырасти большой».

Неоценимую пользу для здоровья детей оказывают такие подвижные игры, как «Кот на крыше», «Солнечный зайчик», «Прогоним курицу» и др. Много интересных игр проводится с мячом, скакалкой и другими предметами.

Подвижные игры благотворно отражаются на здоровье детей и общем развитии.

Дети стали выносливее, лучше ориентироваться в пространстве, правильно прыгать на двух ногах, быстро бегать и ловить мяч.

Один раз в квартал организую совместный с родителями праздник «День здоровья», где дети получают дополнительный заряд бодрости и здоровья, а также имеют возможность показать свои навыки. Ведущее место в воспитании здорового ребенка и профилактике заболеваний часто болеющих детей занимает закаливание. Регулярно использую в работе дорожки по профилактике плоскостопия, глубокое мытье рук и лица прохладной водой, обливание ног, полости рта, мини тренажеры, хождение босиком в летний период, воздушные и солнечные ванны. Это способствовало тренировке и совершенствованию системы терморегуляции, предупреждению частых простудных заболеваний.

Работаю в тесном контакте с семьей. Были проведены встречи-семинары «Здоровье детей в наших руках», «Закаливание детей дома», «Народная медицина», где порекомендовала родителям дополнительную литературу по оздоровлению детей. Родители делились семейным опытом закаливания детей.

Индивидуальные беседы с родителями помогли обратить их внимание на оздоровление своих детей. («Занимайтесь зарядкой», «Одевайтесь по погоде», «Вред чипсов и сухариков») и др.

С целью изучения здорового образа жизни семей провела анкетирование среди родителей «Двигательный режим семьи». Анализ анкет показал, что количество семей, ведущих здоровый образ жизни, становится с каждым годом больше.

Такая форма работы с родителями, как фотовыставка, позволила наблюдать родителям работу воспитателей и медсестры по закаливанию детей. («Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Профилактика плоскостопия», «Лучшие друзья») и др.

В раздевалке оформлен уголок здоровья, где размещаю дополнительную информацию по укреплению здоровья детей. (Овощи и фрукты – полезные продукты», «Кладезь витаминов», «Морское меню») и др.

Проанализировав свою работу, могу сказать, что идет снижение уровня заболеваемости на 2009– 2011г. г. повысился уровень усвоения программы по физическому развитию на 2009-2011г. г.

В 2009-20010г. г. заболеваемость составила 14, 7 дней на одного ребенка, в 2010-2011г. г. заболеваемость составила 16, 2 дней на одного ребенка, в 2011-2012г. г. – 12, 3 дней на одного ребенка. На 2012г. уровень заболеваемости детей близок к среднеобластному показателю.

Литература:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы

Программа по валеологии и физической культуре «Здоровье с детства» Казаковцевой Т. С.

«Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» Александровой Е. Ю.