Организационные и психолого – педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными формами и правилами здорового образа жизни

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей очень актуальна. В наши дни успешный ребенок должен быть прежде всего здоров. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей - это основа формирования личности. ФГОС, как социальная конвенциональная форма, рассматривается, как общественный договор между семьей и обществом. Семья ориентируется на личностную успешность, а общество на безопасность и здоровье. В связи с этим педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, которые определяют новые методы, формы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

В современных Российских условиях происходит распад тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному.

На основе личных наблюдений за дошкольниками было выявлено, что у детей недостаточно сформировано представление о здоровом образе жизни. Дети имеют слабое представление о здоровье человека (физическом, психическом, социальном) и необходимости заботы о нем. В связи с тем, что дети проводят большое количество времени за компьютером или перед телевизором, наблюдается низкий уровень двигательной активности, мы видим полное несоблюдение режима в домашних условиях. Дети не знакомы с понятием «правильное и здоровое питание», вследствие чего отдается предпочтение фаст фудам и перекусам. Так же нами отмечен низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков.

При этом можно выделить противоречие в решении данной проблемы. В образовательной области физическое развитие отражены задачи по овладению детьми дошкольного возраста элементарными формами и правилами здорового образа жизни. В обществе возрастает интерес к здоровому образу жизни, основу которой, необходимо закладывать, начиная с дошкольного возраста. Однако с другой стороны, отсутствие системности в организации оздоровительной работы со всеми субъектами образовательного процесса. Необходимость повышения уровня физического развития детей. Недостаточное понимание серьезности этой проблемы со стороны родителей.

Для решения данных противоречий, необходимо создать условия преемственности здоровьезберегающих технологий в детском саду и семьях воспитанников, и научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.

В результате анализа основного процесса дошкольного образования выявлены ряд недостатков:

Нет современных

дидактических пособий «Если хочешь быть здоров», «Что мы едим». Безразличие некоторых родителей к деятельности ребенка; ребенок предоставлен самому себе, его инициатива не поддерживается родителями. Консультативная поддержка педагогов по формированию у дошкольников ЗОЖ носит бессистемный характер. Отсутствие условий для работы педагога по ознакомлению дошкольников с ЗОЖ. Техническое обеспечение не соответствует современным требованием.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Профессиональная проблема по овладению детьми дошкольного возраста элементарными формами и правилами здорового образа жизни состоит в том, что в ДОО существующие психолого-педагогические и организационные условия не соответствуют требованиям ФГОС, что затрудняет работу воспитателя. Работа по оздоровлению детей дошкольного возраста не достаточна эффективна. Экономическое и социальное положение семей в нашем обществе создает множество факторов риска для подрастающего поколения, ведет к ряду проблем, которые требуют решения.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся

Среди главных задач воспитания и обучения детей – мотивация на здоровый образ жизни, которая является неотъемлемой частью общей концепции современного образования. При успешном решении этой задачи у дошкольников согласно ФГОС формируется общая культура, в том числе знания о здоровом образе жизни.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также ее характера, особенности развития детей и организация. Они не являются основной объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Новые образовательные результаты