Что может уметь делать ваш ребенок на первом году жизни?

Ваш малыш растет и меняется с каждым днем. Он не перестает радовать вас своим осознанным поведением. Но иногда вы встречаете мам, а то и пап, которые с гордостью рассказывают о чрезвычайных способностях своих детей. Наслушавшись их рассказов, вы с тревогой смотрите на своего ребенка: “А что, если он отстающий?” Сме ю уверить, что почти всегда тревога ваша напрасна. Чаще всего эти рассказы о необыкновенных детских способностях — выдумки и преувеличения чрезмерно влюбленных в собственную дочку или сына родителей. И тем не менее полезно знать сводную табличку возможностей и умений "усредненного" малыша. Итак, она перед вами.

В первые недели жизни движения ребенка управляются рефлексами: он часто и беспорядочно двигает руками и ногами. Из-за того, что мышцы-сгибатели пока сильнее, чем мышцы-разгибатели, он лежит, прижимая согнутые в коленях ножки к животу, согнутые в локтях руки к груди, его пальчики часто сжаты в кулачок. Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец.

В 1-1.5 месяца радостно реагирует на появление матери. Быстро двигает ручками и ножками, улыбается. Врачи называют это состояние "комплексом оживления".

В 2-2.5 месяца уверенно удерживает голову в вертикальном положении 1-2 минуты, подымает голову, когда его кладут на живот. Начинает "гулить" - подолгу певуче произносить звуки типа "га", "гу", "гкха", "агу".

В 3-4 месяца. лежа на животе, начинает приподниматься, опираясь на руки. Громко смеется, когда с ним играют. Улыбается маме, папе, бабушке, дедушке, настораживается или даже плачет, увидев незнакомое лицо.

В 4-5 месяцев самостоятельно переворачивается со спины на бок. Охотно берется за протянутые к нему руки и, при поддержке, садится. Протягивает руку за подвешенной над кроваткой игрушкой, стараясь подтянуть ее к себе. Стоит при поддержке под мышки.

В 5 месяцев самостоятельно поворачивается со спины на живот. Свободно берет и держит в руке удобные для захватывания предметы. Различает тон, каким к нему обращаются: слыша ласковую речь - улыбается, сердитую и резкую - хмурится.

В 6 месяцев самостоятельно поворачивается с живота на спину, переступает ногами, когда его поддерживают под мышки. С интерсом смотрит на новую чашку, тарелку, игрушку. Лепечет, произносит отдельные слоги, подолгу певуче повторяет их. На вопрос "Где часы?", "Где огонек?" находит взором предмет, расположенный на привычном месте (часы на стене, лампу на столе). Играет погремушкой, стучит, размахивает ею.

В 7 месяцев громко произносит различные слоги. На вопрос взрослого "Где?" ищет взглядом и находит знакомые предметы, независимо от их местоположения (мячик в кроватке, на полу. на диване). По просьбе взрослого выполняет заученные движения ("ладушки").Игрушками занимается долго, расcматривает, постукивает одной о другую. Настойчиво достает привлекшую внимание игрушку.

Самостоятельно садится из положения лежа и недолго сидит без поддержки.

Ест кусочек хлеба, держа его в руке.

Пьет из чашки, которую держит взрослый.

В 8-9 месяцев свободно менят положение тела в манеже или кроватке. Встает на четвереньки и на ножки, начинает ползать. Придерживаясь руками за барьер манежа, встает, стоит и переступает. Опускается самостоятельно.

По просьбе взрослого подает ему руку, машет при слове "до свидания". Играет со взрослым "в прятки".

Повторяет за взрослым простые слоги - "ба", "да", "па", "ма".

С игрушками занимается по-разному: катает шар, вынимает одну мисочку из другой, сжимает и разжимает резиновую куклу.

Хорошо пьет из чашки, которую сам держит в руках.

В 10-11 месяцев свободно ползает, довольно быстро передвигаясь на четвереньках. Переступает за коляской, держась за нее обеими руками. Знает имена близких, названия наиболее употребляеьых предметов, любимых игрушек. Начинает говорить односложные и двусложные слова Р "на", "дай", "мам", "папа", "баба".

В 11-12 месяцев самостоятельно без поддержки стоит. Балансируя руками, делает первые самостоятельные шаги. Называет начальными слогами некоторые игрушки, вещи, хорошо произносит 5-10 слов, начинает складывать пирамидку, матрешку. Пытается сам надеть носки, рубашку, шапочку. Понимает слова "можно", " нельзя".