Массаж и гимнастика на первом году жизни - Нервная система ребенка

Страница 11 из 12

Как проводить массаж и гимнастику на первом году жизни

Комплекс для детей от 1 до 3 месяцев

Общая продолжительность занятия — 5—6 минут. Рекомендуется проводить главным образом поглаживающий массаж, использовать только некоторые рефлекторные движения, возникающие в ответ на производимые в упражнениях раздражения. Нельзя насильно распрямлять руки и ноги ребенка: в этом возрасте обычно наблюдается скованность (повышенный тонус) мышц конечностей.

Упражнение 1. Массаж рук — поглаживание (4—6 раз).

Исходное положение (ИП): положите ребенка на спину, ногами к переднему краю стола. Поглаживайте движением ладони по внутренней поверхности всей руки по направлению от кисти к плечу.

Упражнение 2. Массаж живота — поглаживание (6—8 раз).

ИП: то же. Ладонью одной руки или обеих рук провести круговое поглаживание живота по ходу часовой стрелки, минуя область печени.

Упражнение 3. Массаж ног — поглаживание (4—6 раз).

ИП: то же. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью другой поглаживайте по наружной и задней стороне голени и бедра в направлении от стопы к паху. Внутренняя поверхность бедра не массируется.

Упражнение 4. Сгибание и разгибание пальцев стопы (3—4 раза).

ИП: то же. Одной рукой слегка приподнимите ногу ребенка, захватив ее выше голеностопного сустава, а указательным пальцем другой руки слегка надавите на кожу и мышцы подошвы у корня пальцев. Это вызовет рефлекторное сгибание пальцев. Проведите затем по наружному краю стопы до пятки, что вызовет рефлекторное разгибание пальцев ноги — подошвенный рефлекс. Цель — укрепление мышц стопы.

Когда ребенку исполнится 2 месяца, прибавьте следующие упражнения.

Упражнение 5. Рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс).

ИП: положите ребенка на бок ногами к переднему краю стола. Для разгибания позвоночника провести двумя пальцами по обеим его сторонам в направлении от ягодиц к плечам. Процедуру выполняйте в положении ребенка на правом и левом боку (по одному разу). Цель — укрепление мышц спины.

Упражнение 6. Массаж спины (4— 6 раз).

ИП: то же. Поглаживайте спину тыльной поверхностью обеих рук по направлению от ягодиц к шее и обратно ладонной поверхностью рук от шеи к ягодицам.

Упражнение 7. Массаж косых мышц живота (6—8 раз).

ИП: то же. Этот массаж можно проводить с 2,5 месяца. Ладонями обеих рук проводят легкое растирающее движение косых мышц живота таким образом, чтобы в конце движения пальцы обеих рук соединились над пупком. Цель — укрепить мышцы брюшного пресса.

Упражнение 8. «Пловец» — разгибание позвоночника и ног в положении на животе, на весу (1—2 раза).

ИП: то же. Приподнимите ребенка над столом на правой ладони, вытянутые ноги его поддерживайте левой рукой снизу за стопы и нижние части обеих

голеней. При этом происходит отклонение головы назад и разгибание спины. Цель — укрепление мышц спины, затылка и позвоночника.

Упражнение 9. Потанцовывание (4— 6 раз).

ИП: поставьте ребенка на стол, лицом к себе, поддерживая его под мышки. От прикосновения к твердой поверхности стола полусогнутые ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Цель — укрепление мышц и упора ног.

Комплекс для детей от 3 до 6 месяцев

Общая продолжительность занятия — 8—10 минут.

Упражнение 1. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны (6— 8 раз).

ИП: лежа на спине, ногами к переднему краю стола. Дайте ребенку охватить большие пальцы ваших рук и сгибайте его руки в локтевых суставах, скрещивая их в стороны. Цель — укрепление мышц рук и плечевого пояса.

Упражнение 2. Массаж живота — поглаживание (8—10 раз), растирание косых мышц живота (6—10 раз).

ИП: то же. Техника описана в предыдущем комплексе.

Упражнение 3. Массаж ног — поглаживание (6—8 раз), растирание (8— 10 раз), разминание (4—6 раз).

ИП: то же. Ладонью правой руки производятся мелкие растирающие движения по наружной стороне голени и бедра левой ноги ребенка в направлении от стопы к тазобедренному суставу. При массаже правой ноги растирание производится левой рукой.

Двумя пальцами правой руки производятся спиралеобразные движения по наружной стороне голени и бедра левой ноги в направлении от стопы к паху. При массаже правой ноги разминание проводится двумя пальцами левой руки. Заканчивается массаж ног приемом поглаживания.

Упражнение 4. Поворот со спины на живот вправо и влево (1—2 раза в каждую сторону).

ИП: то же. Возьмите ребенка правой рукой за выпрямленные ноги и левой рукой за согнутую в локте левую руку, помогите ему самому повернуться со спины на живот влево. При повороте ребенка вправо надо левой рукой обхватить его ноги, а правой — согнутую в локте правую руку. Если ребенок умеет уже самостоятельно поворачиваться со спины на живот, придерживая его только за ноги. Цель — укрепление мышц туловища и развитие навыка к поворотам со спины на живот.

Упражнение 5. «Пловец» (1—2 раза). Описано выше.

Упражнение 6. Массаж стоп (1 — 6 раз).

ИП: лежа на спине, ногами к переднему краю стола. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятую стопу ребенка, поглаживайте большими пальцами обеих рук мышцы стопы (по тыльной ее стороне) в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава.

Растирание пальцев стоп. Поместив пальцы стопы ребенка между ладонями обеих рук, проведите растирающие движения пальцами своей руки. То же — на другой стопе.

Упражнение 7. Рефлекторное отведение и приведение стоп (2—4 раза).

ИП: то же. Указательным пальцем руки проведите с легким нажимом вдоль всей стопы по внутреннему краю, начиная от большого пальца (приведение), и по наружному краю, начиная от мизинца (отведение). Цель — укрепление связок, суставов и мышц стопы.

Упражнение 8. «Парение» — разгибание позвоночника и ног в положении

лежа на животе, на весу (1—2 раза). ИП: положите ребенка на живот, ногами к переднему краю стола. Ладони своих рук положите под живот, соединив мизинцами, и приподнимите ребенка над столом. Происходит рефлекторное разгибание позвоночника и ног (рефлекс положения) при отклонении головы назад. Цель — укрепление мышц спины, шеи, позвоночника и ног.

Упражнение 9. «Парение» — сгибание позвоночника и ног в положении лежа на спине, на весу (1—2 раза).

ИП: положите ребенка на спину, ногами к переднему краю стола. Подведите обе ладони снизу под спину ребенка так, чтобы мизинцы соединились, и поднимите его над столом. При этом происходит рефлекторное сгибание позвоночника с отклонением головы вперед. Цель — укрепление мышц брюшного пресса, шеи и ног.

Упражнение 10. Попеременное сгибание и разгибание рук (6—8 раз).

ИП: то же. Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук. Попеременно сгибайте и разгибайте его руки в локтях и плечевых суставах. При сгибании одной руки сгибайте другую. Цель — укрепление мышц рук и всего плечевого пояса.

Упражнение 11. Присаживание за обе руки, отведенные в стороны и выпрямленные (2—3 раза).

ИП: то же. Придерживая запястья ребенка, отведите выпрямленные его руки в стороны и, слегка потягивая на себя, помогите сесть. Цель — укрепление главным образом мышц брюшного пресса и развитие навыка к присаживанию.

Упражнение 12. Приподнятие на ноги при поддержке под локти (1—2 раза).

ИП: положите ребенка на живот, ногами к переднему краю стола. Дайте ребенку обхватить указательные пальцы ваших рук, согните его руки в локтях, слегка отведите их назад. Поддерживая ребенка под локти, помогите ему приподняться сначала на колени, затем на ноги. Цель — развитие чувства опоры, укрепление мышц плечевого пояса, ног и туловища.

Комплекс для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев

Общая продолжительность занятий — 8—10 минут. Необходимость включения в комплекс различных видов массажа и пассивных упражнений уменьшается, так как у здоровых, нормально развивающихся детей во втором полугодии жизни обычно уже достаточно хорошая упругость кожи и нормальный тонус. Рекомендуется проводить с детьми этого возраста только массаж живота и стоп, гимнастические упражнения, соответствующие этому возрасту.

Упражнение 1. Круговые движения руками (2—б раз).

ИП: лежа на спине, ногами к переднему краю стола. Дайте ребенку охватить большие пальцы ваших рук или кольца. Проделайте круговые движения его выпрямленных рук (в плечевых суставах снизу вверх и сверху вниз). Цель — углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.

Упражнение 2. Поднимание выпрямленных ног (4—6 раз).

ИП: то же. Обхватив голени ребенка так, чтобы большие пальцы рук были на задней поверхности голени, и фиксируя остальными пальцами колени, приподнимайте выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения и плавно опускайте их. Цель — укрепление мышц брюшного, пресса и ног, углубление дыхания.

Для перемены исходного положения сделайте поворот со спины на живот, придерживая ребенка только за ноги.

Упражнение 3. Присаживание при потягивании за согнутые в локтях руки (1 — 2 раза).

ИП: лежана спине, ногами к переднему краю стола. Ребенок обхватывает указательные пальцы ваших рук, при этом его руки обращены ладонной поверхностью к груди. Слегка потягивая за согнутые в локтях руки ребенка, помогайте ему приподняться и присесть. Цель — укрепление рук, плечевого пояса и брюшного пресса, развитие навыка самостоятельно садиться.

Поверните ребенка со спины на живот, придерживая только за ноги.

Упражнение 4. Переступание при поддержке за кисти рук (1—2 раза).

ИП: ребёнок стоит лицом к взрослому. Придерживая его за кисти согнутых в локтях рук, подбадривая словами «иди-иди», мать помогает ребенку переступать ножками. Цель — укрепление мышц ног и туловища для развития самостоятельной ходьбы.

Комплекс для детей в возрасте от 9 до 12 месяцев

Упражнение 1. Круговые движения руками с кольцами (4—6 раз).

ИП: лежа на спине, ногами к переднему краю стола. При выполнении этого упражнения ребенок держит в руках небольшие кольца, за которые одновременно держится и взрослый.

Упражнение 2. Приподнимание выпрямленных ног (2—3 раза).

ИП: то же. На высоте выпрямленных ног ребенка держите яркую палочку и словами «выше-выше» побуждайте его дотянуться до нее ногами. Цель — укрепление мышц брюшного пресса и. углубление дыхания.

Упражнение 3. Наклон и выпрямление туловища из положения стоя (2— 3 раза).

ИП: ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. Положите у его ног игрушку, удобную для захватывания. Фиксируйте левой рукой колени ребенка, а правой поддерживая его за живот, побуждайте ребенка словами «возьми-возьми» наклониться, взять игрушку и снова выпрямиться. Цель — укрепление мышц спины и живота, развитие координации в работе мышц всего туловища.

Упражнение 4. Сгибание и разгибание рук с кольцами в положении стоя (6—8 раз).

ИП: ребенок стоит лицом к взрослому и держится за кольца, за которые одновременно держится и взрослый. Попеременно сгибать и разгибать руки ребенка в плечевом и локтевом суставах. Цель — укрепление мышц рук и плечевого пояса.

Упражнение 5. Приседание ребенка при поддержке за кольца (2—3 раза).

ИП: то же. Придерживая ребенка за обе согнутые в локтях руки, поощряйте его к приседанию, произнося: «Присядь, присядь». Цель — укрепление мышц туловища, рук, ног и плечевого пояса.

Упражнение 6. Присаживание с согнутыми в локтях руками, держась за кольца (2—3 раза).

ИП: лежа на спине, ногами к переднему краю стола. Ребенок держит в руках кольца, за которые одновременно держится и взрослый. Руки ребенка при этом обращены ладонями к его груди. При легком подтягивании за согнутые в локтях руки ребенок присаживается. Цель — укрепление рук, плечевого пояса, брюшного пресса, развитие навыка самостоятельного присаживания.

Упражнение 7. Вставание на ноги держась за кольца (1—2 раза).

ИП: лежа на животе. Ребенок встает на ноги, держась за кольца, за которые одновременно держится взрослый. Цель — укрепление мышц плечевого пояса, ног и туловища.

Упражнение 8. Ходьба за каталкой (1—2 минуты).

Ребенок шагает, держась за спинку каталки обеими руками или одной рукой. Цель — развитие навыка к самостоятельной ходьбе.