Особенные дети: развитие слепого ребенка

Содержание:

Слепота ребенка – это серьезное испытание для него самого и его родственников. К формам и методам развития слепых детей предъявляются особые требования, ставятся особые цели, главная из которых – научить незрячего маленького человека жить в обществе активной, максимально полноценной жизнью. В этом на помощь родителям и педагогам приходит коррекционная педагогика и психология.

Он не видит, но чувствует…

Слепой ребенок лишен возможности получать полную информацию о мире, ибо до 90% ее мы получаем через зрительный орган. Его самостоятельный опыт беден по сравнению с опытом зрячих сверстников, ограничены и возможности воспитания и обучения. При обучении и развитии слепого ребенка необходимо учитывать 3 особенности общего характера:

  • Слепой малыш развивается согласно общим закономерностям, характерным для всех детей, однако его развитие имеет и особенности;
  • Этапы развития он проходит последовательно, но позже своих зрячих сверстников;
  • Развитие незрячих детей диспропорционально: более развиваются те стороны и функции, которые меньше всего связаны с дефектом. Другие стороны (движение, ориентация в пространстве) развиваются медленнее. Так происходит, пока ребенок при помощи взрослых не выработает способы компенсации своего недостатка.

Первичные нарушения зрения связаны непосредственно с дефектом и обычно имеет медицинский характер. К сожалению, они вызывают другие нарушения, называемые вторичными. Вследствие них физическое, умственное, эмоциональное развитие незрячих детей приобретает свои особенности. В зависимости от предпринимаемых родителями и врачами мер, вторичные нарушения могут проявляться в небольшой степени или, напротив, принимать опасный характер.

Слепые дети: физическое развитие

Физическому развитию слепого ребенка свойственны нескладность, нескоординированность движений, их нечеткость и несогласованность. Слепому ребенку сложно регулировать свое внешнее поведение, ведь он не видит себя и других со стороны, не понимает свое положение в пространстве, затруднен в самостоятельных передвижениях. Из-за неуверенности и отсутствия опыта физическая активность таких детей снижена. В свою очередь, это ведет к еще большему сужению мира незрячего ребенка, что абсолютно недопустимо.

Недостаток физической активности вызывает у слепых детей стереотипные, навязчивые движения, которые очень пугают родителей. Но избавиться от них можно одним способом – давать своему малышу адекватную и разнообразную физическую нагрузку.

С раннего возраста взрослым необходимо поддерживать с малышом тесный физический контакт, давать ощупывать свое лицо, предметы, сравнивать их на ощупь и называть их. Важным условием улучшения пространственной ориентации детей с дефектами зрения является их хорошее моторное, или двигательное, развитие. Развивать двигательную сферу нужно через активные игры, гимнастику, упражнения, прогулки. Не менее важно развитие тактильных ощущений рук и мелкой моторики. Известно, что с помощью ощупывания слепой человек может получить о предмете или объекте всю информацию, кроме его цвета. Но это также дается ему не сразу, а после долгих тренировок.

Развитие психоэмоциональной сферы

Особое внимание родителям нужно уделить психическому развитию своего слепого ребенка. Психика незрячего малыша своеобразна, ведь она питается не от зрительных образов, а от внутренних представлений о мире, основанных на информации доступных органов чувств (слуха, обоняния, тактильных ощущений). Если зрительный дефект не был врожденным, и малыш раньше был зрячим, очень важно поддерживать у него имеющиеся образные представления о предметах.

Если опыта нет или он ограничен (малыш родился слепым или потерял зрение в раннем возрасте), у детей бывает затруднено наглядно-образное и абстрактное мышление, умение сравнивать предметы и находить различия у сходных объектов. При этом высшие нервные процессы (внимание, логическая память, мышление, речь) развиваются нормально.

Зрение – это, прежде всего, источник информации, внешний раздражитель, который заставляет наш мозг работать и обучаться.

Детский мозг обладает удивительной способностью к самообучению и саморазвитию на основе подражания. Слепые дети этой возможности лишены. Родители должны четко осознавать, что нишу спонтанного обучения на основе личного опыта ребенка они должны заполнить целенаправленным обучением.

На помощь им придут игры. Подойдут простые элементы игры, воспроизводящие действия (например, шофер крутит руль и др.), которые затем нужно усложнять. Необходимы и специальные игры, развивающие воображение. Важно учить детей правильно соотносить предмет (явление) с его названием. Многие коррекционные методики успешно используют музыку в качестве движущей силы развития ребенка с дефектом зрения.

Коммуникативная функция слепых детей обычно также развивается более медленными темпами. Общаться с собеседником, не видя его, сложно, да и сверстники могут не воспринимать слепого как равного себе. Поэтому такие дети проявляют импульсивность и нетерпеливость в общении, а не получив желаемого отклика, предпочитают уйти в себя и не предпринимать попыток наладить общение с другими людьми.

Помочь ребенку найти друзей должны родители. Нередко для этого советуют подружить его с ребенком, имеющим похожий физический недостаток. Это хороший способ укрепить его веру в себя, найти общие интересы, получить ценный опыт общения со сверстниками. Но это не значит, что не нужно учиться налаживать контакт с миром зрячих людей. Для более эффективного общения со зрячими слепого ребенка нужно научить правильному выражению эмоций с помощью мимики и жестов. Это достигается совместными упражнениями.

Слепота – не приговор!

Замечено, что чем раньше кроха потерял зрение, тем меньше психологическая травма от этого дефекта, и наоборот. При неправильном воспитании и отношении родителей и педагогов у ребенка может сформироваться глубокая неуверенность в себе, обидчивость, повышенная требовательность к обществу, безынициативность, апатия. Но воспитать человека со здоровой психикой из слепого ребенка возможно. Более того, это необходимость и обязанность для любящих родителей. Наиболее сбалансированной и разумной признается позиция, при которой родители:

  • полностью принимают ребенка таким, какой он есть, никогда не выражают негативных эмоций и расстройства по поводу его дефекта ни перед ребенком, ни перед родственниками, ни перед другими людьми;
  • верят в него, ибо именно неверие близких рождает неуверенность ребенка в своих силах;
  • проявляют выдержку и терпение к малышу, даже когда у него что-то не получается, готовы объяснять и помогать ему столько, сколько требуется;
  • окружают его нормальной родительской любовью, но не делают из ребенка исключительное существо;
  • не ограждают свое чадо от «враждебного» внешнего мира, а учат его жить в нем, используя способы компенсации его недостатка.

При этом их обучаемость, любознательность, память, мышление, внимание могут не уступать тем же качествам зрячих детей и даже превосходить их. Конечно, включение слепого малыша в полноценную, активную жизнь невозможно без консультаций офтальмолога, содействия педагогов, а главное – терпеливого, последовательного и непрерывного участия родителей в жизни своего «особенного» ребенка.