Роль семьи в жизни человека и общества

Учитель обществознания Асташова С.М.

Тема: Роль семьи в жизни человека и общества

- сформировать представление о семье как малой социальной группе, привести к пониманию функций семьи, ее видов, познакомить с политикой государства по отношению к семье;

- развивать речь, коммуникативные навыки, развить у учащихся интерес к семье;

- воспитывать чувство ответственности перед своей семьей, способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели.

И тихонечко все сели.

Актуализация знаний учащихся.

Притча. Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,

СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,

СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: "И все?"

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил: - И МИРА тоже.

- Как вы думаете, в чем смысл притчи? Какое отношение притча имеет к нашему уроку? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Запись темы урока (слайд1)

- Вспомним пословицы и поговорки о семье:

«Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, коли в семье лад», «Семья крепка ладом», «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Дерево держится корнями, а человек семьей», «В хорошей семье хорошие дети растут», «В дружной семье и в холод тепло», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»

Какие знания мы должны с вами сегодня сформировать?

Сегодня на уроке мы с вами выясним: (слайд 2)

1.что такое семья

2.зачем нужна семья

3. какие бывают семьи

4. как государство заботится о семье

Определение семьи

Что же такое семья? У поэтов определение семьи звучит так:

Моя семья - мое убежище.

Моя берлога - крепость, лежбище.

Маяк заметный среди шторма.

Мое спасение от бури.

Мой верный поводырь и страх.

Мой светлый мир, где мне не ведом страх.

– А какие ассоциации у вас возникают, когда я говорю слово семья. (ответы уч-ся)

Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи - бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботиться, о нем тоже никто не проявит заботу.

- Что объединяет членов семьи?

1.Любят и уважают друг друга.

2. Живут в одном доме.

3. Ведут общее хозяйство.

4 .Объединяют доходы и расходуют их сообща.

5. Совместно воспитывают детей.

6. Вместе проводят свободное время.

- На каких чувствах, отношениях строится семья? (ответы уч-ся)

- Правильно, ребята, семья строится на любви, уважении, взаимопонимании, взаимопомощи, терпении, умении прощать и т.д.

- Давайте попробуем дать определение семьи (слайд3)

Семья – это группа людей, состоящих в родстве (кровном или брачном), которые связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Ещё можно добавить, что семья – это группа лиц, живущих на одной жилплощади, ведущих совместное хозяйство. (Запись в тетрадь)

- На протяжении всей жизни человек входит в состав множество самых разных групп – своих сверстников, друзей, школьный класс, спортивная секция и другие. Эти группы могут быть разными и меняться по своему составу. И только семья остаётся той группой, которую человек не покидает. - Семья - одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.

Функции семьи

Семья зародилась в первобытном обществе, прошла долгий путь своего становления, но всегда играла большую роль во взаимоотношениях людей

и выполняла разные функции.

Давайте посмотрим, какова роль семьи в обществе. Зачем люди создают семьи? (ответы уч-ся)

Какие функции выполняет семья:

1. Обеспечивает продолжение человеческого рода.

2. Занимается воспитанием детей.

3. Удовлетворяет духовные и физические потребности человека.

4. Организует домашнее хозяйство.

5. Заботится о малолетних и престарелых членах семьи.

Основное назначение семьи – это вырастить детей, дать им образование и помочь определиться в жизни

Какие бывают семьи.

-Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Задам сейчас задачу я

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья? (Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

- Семьи, в которых живут родители и дети называют двухпоколенными, а если в семье живут еще бабушки и дедушки, такие семьи называют трехпоколенными.

- А как называют семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки? (четырехпоколенная)

А как называют семью, в которой живут только муж и жена без детей? (однопоколенная)

- А какие еще бывают семьи?

По составу семья бывает:

полная - это семья, где есть оба родителя и хотя бы один ребенок.

неполная – семья только из одного родителя или семья, состоящая только из родителей без детей.

По числу детей семьи бывают малодетные (1-2 ребенка) и многодетные (3 и более ребенка)

По стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего возраста, пожилая пара.

- Ребята, семьи различаются даже по географическому признаку: сельская и городская.

- Ребята, каждый из вас из какой семьи?

Выводы. Главная особенность семьи – это чувство любви и привязанности, объединяющее всех ее членов.

Каждая семья живет своим миром, своим маленьким обществом. Но из маленького всегда получается что-то большое, значимое.

Сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой.

- Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь)

Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому что на взаимопонимании держатся семейные отношения.

Государство и семья

Семья важна и дорога каждому человеку. Высшей ценностью для государства является человек. То, что важно для человека, должно быть важно и для государства. Вот почему семья находится под защитой государства.

- А как вы считаете, государство заинтересовано в сохранении и укреплении семьи (ответы уч-ся)

- В Конституции РФ статья 38 (уч-ся читают текст) записано, что семья находится под защитой государства. В нашей стране приняты законы, которые помогают многодетным семьям, молодым семьям, малоимущим семьям. Работают государственные фонды и центры социальной помощи.

- В России принят Семейный кодекс РФ, который регулирует семейные отношения. Это еще один закон, который специально защищает права и интересы детей. Семейный кодекс содержит 170 статей, но мы рассмотрим только то, что касается несовершеннолетних. (слайд)

Семейное право наделяет детей не только правами. Они должны нести и обязанности. Например, став взрослыми, дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

8 июля в нашей стране объявлен Днем семьи.

Подведение итогов.

- Завершить нашу тему я предлагаю стихотворением (рассказывает весь класс)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это важно!

Семья - это сложно!

- Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья: