Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка"

Цель: формирование у воспитателей умений выстраивания общения с детьми.

Задачи:

- определить подходы к проблеме общения детей первого года жизни со взрослыми;

- выявить особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребёнка.

Подготовительная работа:

- анкетирование воспитателей (Приложение 1 );

- видеосъёмка взаимодействия в паре “взрослый – младенец” на занятиях и в режимных процессах.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово.

Уважаемые воспитатели!

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Давно было замечено, что дети, растущие в домах ребёнка, как правило, отстают в психическом развитии от своих сверстников, живущих в семье. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход в закрытых детских учреждениях ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для детского развития: обеспечивать безопасность, кормить, одевать, согревать. Но это не так.

Окружающие люди не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, но и главный источник, двигатель психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Нами было проведено анкетирование воспитателей. Результаты свидетельствуют о том, что основной фокус своей профессиональной деятельности воспитатели сосредотачивают на процессе ухода за детьми, а процесс общения рассматривается ими как второстепенный компонент профессиональной деятельности. С одной стороны, это объясняется недостатком времени и большой нагрузкой на воспитателя, с другой стороны неосознаваемые защитные стратегии воспитателей: выполняя, по существу, материнские функции, воспитатели балансируют на грани между необходимостью формирования крепких эмоциональных связей с ребенком и угрозой их разрушения, при котором пострадают два человека – и ребенок, и взрослый.

2. Теоретический этап.

Уважаемые воспитатели, вашему вниманию предлагается доклад “Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребёнка”.

В доме ребенка дети попадают в особые условия жизни. Здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограничен, постоянное пребывание в коллективе, недостаточное общение с взрослыми — все это влияет на поведение, развитие, здоровье детей, отягощенных к тому же неблагоприятным анамнезом [8].

Многочисленные исследования, посвящённые изучению особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей (М.Ю. Кистяковская, 1970; М.И. Лисина, 1986; Н.М. Щелованов, 1938; Р.В. Тонкова-Ямпольская, 1987; Э.Л. Фрухт, 1987 и др.) показывают, что по своему психическому развитию дети-сироты отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп их развития замедлен, здоровье и развитие имеет ряд качественных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства [9].

Жизнь детей-сирот проходит в условиях специфической социальной изоляции, психологической и психической депривации. Современное понимание психической депривации базируется на понимании этого явления как многоуровнего, включающего в себя депривацию материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную (Л.Ярроу,1972).

Этой категории детей свойственны полное отсутствие инициативы и интереса к окружающему миру, апатичность к индивидуальному жизненному распорядку и каким-либо волевым проявлениям [9].

Л.Ярроу в своих работах писал: “Ребенок — пассивная кукла в руках взрослого, действует только по определенному указанию, собственной инициативы у него нет. Создается такое впечатление, что они, собственно говоря, живут в совершенном тумане, для них мир — загадочное явление, в котором они не пытаются разобраться. Их можно поднять, опустить хоть на прежнее место, хоть на новое, в кровать, в манеж или куда угодно — они пассивны” /69, с. 27/.

В отечественных исследованиях понятие “депривация” рассматривалась в 30-50 годы через призму понятия “госпитализма”. Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа отечественных учёных, объединившаяся под руководством профессора Н.М. Щелованова. Вместе с Н.М. Аксариной он создал научные основы воспитания в нашей стране детей раннего возраста в яслях и домах ребёнка, поставив во главу угла педагогическую работу с ними с первых дней жизни и поместив в центр этой работы общение персонала с воспитанниками [7].

За последние годы “госпитализм” изменил свои внешние проявления, но остался в виде глубокой задержки в развитии, несформированности социального поведения. Исследования последних лет подтверждают существование у воспитанников домов ребёнка признаков “скрытого госпитализма”: малой подвижности нервных процессов, преобладания возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации (М.М. Кольцова,1973), значительного снижения активности, по сравнению с домашними детьми, отставания в развитии познавательной деятельности, уплощения эмоциональной сферы (Г.В. Грибанова, 1994; С.Ю. Мещерякова, 1982; Э.Л. Фрухт, 1973 и др.). Современные виды госпитализма отличаются от его “классических” форм меньшей выраженностью признаков и обострённой потребностью детей в общении со взрослым (Л.М. Царегородцева, 1987).

Поэтому вопросы психического развития ребёнка первого года жизни, воспитывающегося в условиях дома ребёнка, рассматриваются в генезисе общения (М.И. Лисина, 1974; С.Ю. Мещерякова, 1979, 1982).

Общение младенцев с взрослым в условиях дома ребёнка имеет свои особенности.

В своих работах Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева отмечают, что потребность в общении у детей-сирот обнаруживается позже, чем у детей из семьи. Само общение протекает более вяло и имеет смазанную форму. Комплекс оживления выражен слабо, возникает с трудом, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстро затухает при исчезновении активности взрослого[4].

Формы общения отличаются своеобразием, их явный интерес к взрослому, инициативные действия, направленность к нему, обострённая чувствительность к его вниманию и оценкам свидетельствует о том, что дети испытывают острую потребность во внимании и доброжелательности взрослого, характерную для ситуативно-личностной формы общения. Эта потребность остаётся доминирующей на протяжении всего дошкольного возраста. Слабо представленный интерес к деловому сотрудничеству у детей-сирот ограничен рамками бытовой сферы обслуживания [5].

Средства общения у детей из дома ребёнка не соответствуют мотивам и потребностям. Экспрессивно-мимические средства достаточно бедны и однообразны, доминирующим средством является речь, которая отличается скудным содержанием лексико-грамматических форм. Собственная активность ребенка остается ситуативной и неосознанной [4].

В сочетании с гипертрофированной потребностью в общении со взрослыми, вызванной дефицитом такого общения в детском учреждении интернатного типа, зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность этого общения и создает совершенно специфический тип отношений со

взрослыми [2]. Это происходит не только вследствие нарушения ранних эмоциональных связей с матерью и другими близкими взрослыми, но и того, что жизнь в детском учреждении зачастую не требует личности в той ее функции, которую она выполняет или, по крайней мере, должна выполнять в нормальной человеческой жизни [6].

Одной из проблем домов ребёнка является проблема психолого-педагогической культуры отношения взрослого к конкретному малышу. Авторы говорят о таких недостатках воспитательного процесса в домах ребёнка как: отсутствие реализации индивидуального подхода к детям с учетом их психологических особенностей; использование силы зависимости ребенка от их настроения, внимания для управления его поведением. У детей не формируется ощущение своей незаменимости, необходимости другим людям. Это ведет к тому, что мотивация общения и взаимодействия с людьми становится узкопрагматичной и связана с желанием получить от партнеров по общению - взрослых, помощи, услуг, или приспособиться к их настроению, требованиям [7].

Общение взрослых с детьми сконцентрировано на отрицательном полюсе оценивания, смещено из сферы практической активности в дисциплинарную. Невозможность реализации потребностей в любви и признании, которые у детей-сирот сохраняются как доминантные в иерархической структуре сферы потребностей, приводит к аффективным срывам, к ощущениям гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния. Лишение ребенка любви и признания приводит к деформации детской личности в сторону отчуждения, ситуативная реализация потребностей в любви и признании не компенсирует последствия хронической депривации реализации этих потребностей и приводит к отклоняющемуся социальному поведению [8].

Анализ литературы, посвященной организации работы в домах ребенка (Н.М. Аксарина, Л.В. Дружинина, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов и др.), показал, что основной идеологией и основной моделью работы персонала является модель оказания медицинской помощи, а основной миссией дома ребенка является реабилитация ребенка, в первую очередь, средствами здравоохранения, и только потом – социально-педагогическими средствами. Из этого можно заключить, что приоритетами в работе дома ребенка является лечение и уход. При таком подходе психолого-педагогический блок работы становится вспомогательным. Таким образом, воспитатель, “впитывая” наиболее распространенную идеологию дома ребенка становится носителем стереотипных профессиональных ориентиров. (Г. Линдсей, Р.Томпсон, К. Халл).

Дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными программами поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено. Доверительность и сверхэмоциональность связей с взрослыми у ребенка практически отсутствуют. Поведение детей жестко регламентировано действиями персонала[3].

Младенцы сироты высоко чувствительны к воздействиям взрослого и проявляют готовность к ситуативно-личностному общению с ним. В то время как воспитатели довольно часто стремятся к увеличению эмоциональной и физической дистанции от ребёнка. Об этом свидетельствуют последние данные, полученные И.А Выродовой (2008).

Среди причин своего недостаточного общения с детьми воспитатели отмечают нехватку времени в связи с занятостью основными видами работ – уходом и проведением лечебных и профилактических процедур (Р.Ж. Мухамедрахимов, 2003).

Серьёзной проблемой является слабая научно-методическая оснащённость педагогического процесса и отсутствие квалифицированных кадров для работы с детьми-сиротами и детьми, лишившимися родительского попечения. Система подготовки воспитателей в основном носит общий характер и в полной мере не отражает проблем, связанных с будущими особенностями профессиональной деятельности воспитателей домов ребенка [2].

3. Этап просмотра видеозаписи.

Уважаемые воспитатели. Предлагаю просмотреть видеозаписи взаимодействия в паре “взрослый – младенец” на занятиях и в режимных процессах. (Перед просмотром воспитатели получали словесную инструкцию о том, на что нужно обратить внимание в данном эпизоде.) Все наблюдения прошу фиксировать в протоколе (приложение №2).

4. Анализ видеозаписи.

5. Подведение итогов семинара–практикума.

Анализ литературных источников и видеоматериалов позволил сделать вывод, что основным условием развития ребёнка первого года жизни является его общение с близким взрослым.

Психическое развитие младенца невозможно рассматривать вне его постоянного взаимодействия с близкими людьми, прежде всего, матерью, которая является посредником и организатором практически всех его контактов со средой. Рассматривая развитие детей в первые месяцы жизни, Д. Винникот писал, что “без материнской заботы не было бы младенца”.

В условиях дома ребёнка близким взрослым, заменяющим малышам мать, является воспитатель. Значимость его в жизни малыша гораздо больше, чем просто воспитателя в детском саду или учителя в школе. Ребенок зависим от воспитателя не только физически (как от источника реализации всех его потребностей в сытости, тепле, безопасности и т.д.), но и как от регулятора его аффективного состояния: он может его успокоить, расслабить, взбодрить, утешить и настроить на усложнение взаимоотношений с окружающим миром.

Обеспечение эмоционально-личностного взаимодействия становится основной задачей воспитателей, от решения которой зависит развитие ребенка-сироты. От количества и качества общения воспитателя с ребёнком зависит благополучие его психического развития.

Дети, воспитывающиеся в домах ребёнка, могут успешно развиваться при условии хорошей организации педагогической работы, ядром которой должно быть общение взрослого с ребёнком и расширение рамок индивидуального опыта последнего. В качестве главного компонента профессиональной деятельности воспитателей дома ребенка должно рассматриваться личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.

Данный семинар-практикум дал возможность воспитателям повысить уровень своих профессиональных знаний, а на создавшейся теоретической основе в дальнейшем изменять представления о младенцах-сиротах, профессиональную позицию и обучаться личностно-ориентированному взаимодействию с воспитанниками.

Список литературы

  1. Выродова И.А. Обучение воспитателей личностно-ориентировочному взаимодействию с младенцами-сиротами в условиях специализированного дома ребёнка. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М. 2009. – 23 с.
  2. Галигузова Л.Н. Лисина М.И. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М. 1980. – С. 55-78.
  3. Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Царегородцева Л.М. Психические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. – 1990. - № 6. – С. 17-25.
  4. Грибанова Г.В. Нарушение привязанности у детей-сирот в раннем возрасте // Дефектология. – 1994. -№ 3. – С. 10-16.
  5. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Автореф. дис. … доктора пед. наук. – М. 2000. – 44 с.
  6. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М. Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
  7. Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб. Питер, 2007. – 416 с.
  8. Разенкова Ю.А. Айвазян Е.Б. Выродова И.А. Изучение представлений воспитателей о младенцах-сиротах с отставанием в психическом развитии // Дефектология. – 2007. – № 5. – С. 67-74.
  9. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: Книга для работников дома ребенка. / Сост. Э.Л. Фрухт. – М. Просвещение, 1989. – 210 с.