Место игры в детском саду

Практика работы показывает, что положение игры в детском саду в организационном отношении, к сожалению, недостаточно ясно. Время, отведенное для игр, часто занимается затянувшимся завтраком, полдником; детей отвлекают на медицинские процедуры; воспитатель, занятый организацией питания, подготовкой занятий, одеванием детей после сна и т. п. не имеет времени для руководства играющими. Вполне понятно, насколько это находится в несоответствии с требованиями и задачами воспитания детей дошкольного возраста.

Чтобы педагогический процесс в детском саду отвечал требованиям детей дошкольного возраста и обеспечивал лучшие условия воспитания, необходимо сде-

лать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, важное значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

«Программа воспитания в детском саду» решает эти вопросы следующим образом.

Рассматривая значение игры не только как средства воспитательно-образовательной работы, но и как форму организации жизни детей в детском саду, программа закрепляет роль и место игры среди других форм детской деятельности.

По времени игры организуются: утром до завтрака и после него; в промежутках между занятиями (в старшей и подготовительной группах); широко развертываются на воздухе и, наконец, занимают ведущее место после дневного сна. В целом на игры отводится примерно до трех часов.

Все это ставит игру в число значимых форм организаций детей и практически обеспечивает такое положение, когда значительное время в детском саду они будут проводить в играх. Организационное укрепление игры выдвигает требование гармонического сочетания ее с другими формами: гимнастикой, занятиями, процессами питания, гигиеническими и медицинскими процедурами.

Таким образом, воспитательная система советского детского сада укрепляется за счет такого важного эвена, как планомерное использование игры.

Но ребенок воспитывается всей системой воспитательных воздействий. Укрепление того или иного звена (или его ослабление) приводит к укреплению (или ослаблению) воспитательной системы в целом. Укрепление игры позволяет расширить связи между играми и трудовым воспитанием. В процессе игр должны получить развитие различные трудовые про-

цессы. Играя, дети будут более приучаться к выполнению того или иного дела, приобретать привычку к труду, овладевать доступными навыками. Труд в.формах игры, как. показывает опыт, обладает большой воспитательной силой для маленьких детей.

Практика детских садов показывает также, насколько связаны между собой такие формы организации детей, как игры и занятия. В детских садах, где хорошо организованы игры, значительно облегчается и организация занятий: там, где на высоте организация занятий, заметно улучшаются и игры. Занятия, значение и место которых определено в детском саду, играют свою роль, решают свои задачи. Укрепляя игры, мы можем достичь еще большего влияния на формирование интересов, всестороннее развитие детей.

Определение места игры и времени, отводимого на игры, имеет большое значение, однако ограничиться только этим нельзя. Если дети в детских садах просто получат больше свободного времени для игр, то это может иметь даже отрицательное значение. Поэтому важно определить, как достичь того, чтобы игры были содержательны, интересны, наполняли жизнь детей радостью и деятельностью, всесторонне развивали их, обеспечивали; формирование детских коллективов.

Организация игр до занятий. Утро ребенка в детском саду складывается из многих элементов. Прежде всего это обычная, важная в воспитательном отношении встреча воспитателя с детьми. Новый день, приносит свои впечатления, которыми детям хочется поделиться. Разговоры друг с другом, ответы на вопросы воспитателя выявляют интересы, которыми в данный момент живут дети: впечатления по пути из дома до детского сада, оживившие при встрече с товарищами, впечатления вчерашнего дня с его характерным содержанием, предположения о сегодняшнем дне и его событиях.

Все это определяет интересы детей, окрашивающие именно сегодняшний день.

Игры начинаются утром, по приходе детей в детский сад, прерываются завтраком и длятся еще 10— 15 минут до начала занятий. Об этом периоде игры нужно больше всего заботиться в младших и средних группах, поскольку игровые интересы детей этого возраста преобладают над обязанностями.

Для старших детей утренний период не связан целиком с играми, а имеет и другие задачи: значительное место здесь отводится трудовым занятиям, ежедневно выполняемым детьми: поливке цветов, уходу за животными, накрыванию стола к завтраку, дежурству по занятиям. Игра длится сравнительно, недолго.

Хорошо организованные игры являются необходимым условием правильного воспитания. Потребуется некоторая реорганизация условий, при которой воспитатель мог бы организовать игру детей наиболее целесообразно, активно воздействовать на ход игр и взаимоотношения детей.

Для этого необходима помощь няни, которой следует взять на себя определенные организационные обязанности. В соответствии с возрастом детей в группе при перестройке педагогического процесса и введения игры как формы организации жизни детей дополнительные обязанности няни состоят в следующем: в организации питания — наблюдать за едой отдельных детей и помогать им, когда воспитатель выходит из-за стола к играющим детям, наблюдать за детьми, продолжающими еду; в организации занятий — расставить столы и стулья, расположить приготовленный воспитателем материал (глину, карандаши, бумагу и т. д.), после занятия убрать материал на место. При этих условиях воспитатель получает возможность не только следить за тем, как играют дети, но и, быть активным при выборе детьми игрушек, влиять на объединение детей, направлять индивидуальные игры.

При правильной педагогической работе игры занимают видное место в организации жизни детей в утреннее время.

Разумеется, важен такой порядок развития игр, который наилучшим образом организует жизнь детей именно в этот период времени, учитывая, во-первых, интерес самих детей и, во-вторых, предстоящие занятия.

В младших группах особое внимание должно уделяться играм, в которых дети могут наиболее полно выразить свои запросы, где еще не возникают сложные взаимоотношения и игра, может носить индивидуальный характер. Это игры с песком и водой в любое время года, в комнате и на воздухе и первоначальные строи-

тельные игры, в которых появляется потребность не только индивидуальных, но и совместных действий, согласования замысла; игры с игрушками, побуждающими детей к движениям, полезным для каждой ступени возраста.

Постепенно ролевые игры небольшими группами приобретают довольно оформленный характер и начинают занимать определенное место в организации жизни детей: появляется значительно больше групп играющих, группировки становятся прочнее, интересы определеннее.

У детей средней и старших групп опыт значительно больше, поэтому они приходят в детский сад с намерением заняться чем-то определенным. Многие берутся за любимые игрушки и «с места» развивают игру. Это дети, которые уже нашли себе друзей и единомышленников. Они быстро понимают друг друга и переводят свои мысли в действие.

Вечером дети начали устраивать метро. Оказалось, что им недостает фонарей, рельсов, электропроводов и роликов. Дети решили, что все это они попробуют достать дома. На следующее утро они пришли со своими находками: принесли кусок рельса от игрушечной железной дороги, шнур, ролики, катушки, палочки.

«Я вчера все приготовил, — говорит один мальчик. — Ведь рельсы главное, по ним пойдут поезда метро». «Я думал, как устроить электричество в туннеле, и придумал — на столбиках, а столбики поставить на катушки», — говорит второй.

Игры лучше, чем что-либо другое, способствуют проявлению чувств и мыслей ребенка. В соответствии с этим важно дать детям возможность заняться всеми играми, которые их увлекают. В самом деле, какой интересный день им предстоит прожить, как много вокруг занимательного: вот мальчики уже сговорились играть в «пароход», воспитатель сказал, что сегодня будет на занятиях, что во время прогулки на участке им будет показана новая игра. В этот период дня видное место отводится ролевым и строительным играм, в которых лучше всего выявляется потребность детей в общении друг с другом.

Подвижные игры также важны для организации жизни детей. Чтобы активизировать игры с движениями, необходимо привлечь игрушки и направлять действия е ними. Нужны тележки, коляски, крупные и мелкие платформы с бесшумным ходом, приспособленные

для игры в комнате. Следует дать детям несколько мячей. Дети играют с удовольствием, но требуется внимательное руководство этими играми и даже показ.

Ясно, что в этот, период дети играют и в другие игры. Но необходимо вносить в них такой элемент сюжета, замысла, который, побуждает к развитию движений.

Особое внимание следует уделить характеру игр после завтрака. Прежде всего нужно обеспечить условия, чтобы до начала занятий дети могли еще играть 8—10 минут, и те из них, для кого день в детском саду начинается рано, продолжили бы свои игры.

Направление игр после завтрака должно в значительной мере предусматривать характер и содержание предстоящих занятий. Одно направление игр будет в том случае, когда предстоят занятия родным языком, счетом, рисованием и всем, что требует сравнительно малоподвижной позы. Другое направление следует придавать играм, если занятия потребуют от детей движений (движения под музыку, физкультура и т. д.). Поэтому руководство играми не может быть оторвано от задач дня, не может идти по шаблону.

Опыт убеждает и в том, что перед занятиями, требующими от детей внимания, не следует проводить игры со всей группой. В этот период поощряются игры с' игрушками и ролевые игры. Но было замечено, что дети играют в эти игры не двигаясь, не разнообразя своих движений. Если это не вредно перед занятиями, содержащими много движений, то в случае «сидячих» занятий такие игры содействуют утомлению детей.

Приведем примеры проведения игр в группе:

Завтрак начался в 9 часов. Воспитатель время от времени напоминал, как правильно держать вилку, показывал, сколько пищи нужно брать на ложку. В 9 часов 15 минут из-за стола вышло пять детей, в 9 часов 20 минут за столами оставалось шесть детей и с ними няня.

В этот момент воспитатель переходит к играющим детям. Несколько детей строят пароход, чтобы катать на нем кукол. Борт парохода и капитанский мостик делают из больших полых кубиков, скамейки— из длинных брусьев. Дети приносят кукол, рассаживают их. Трое детей играли 16 минут, один играл 5 минут.

Две девочки играют со светофором. Они поочередно являются регулировщиками, водят на прогулку куклу, которая переходит улицу по сигналу светофора. Игра длится 10 минут.

Двое детей в течение 12 минут катают в колясках мишек. Десять детей играют с мячами: подкидывают вверх и ловят, пе-

рекидывают через руку, подпрыгивают при бросании мяча и ловят, присаживаясь на корточки, бросают друг другу и ловят.

Две девочки за этот период играли только 5 минут, так как остальное время завтракали; одна девочка совсем не играла: ее завтрак длился 30 минут. Воспитатель все время помогал сближению детей, объединял играющих.

Игры между занятиями. В течение 8—10 минут между занятиями в старших группах дети играют. Опыт показывает, что правильно организованные игры дают детям возможность хорошо отдохнуть. Но чтобы эти игры действительно были отдыхом, они должны содержать лишь незначительную умственную нагрузку; игры с мелкими игрушками, мячом, легким конструктором, в зависимости от того, что позволяет обстановка групповой комнаты.

Нельзя запретить детям во время перерыва возвращаться к играм, в которые они играли до занятия. Старшие дети умеют поиграть немного и затем спокойно переходить к занятию.

Вот выдержки из записей наблюдений за играми:

Старшая группа — 9 часов 53 минуты. По окончании первого занятия дети были заняты таким образом: пятеро рассматривали книгу К. Чуковского «Доктор Айболит», рассказывали ее друг другу; трое детей играли в «поликлинику», двое — в «школу»; один мальчик изображал фотографа, к нему приходили желающие фотографироваться; две девочки выкладывали цветы из мозаики. На столе дети заканчивали постройку: утром был сделан мост, теперь соорудили пароход, двигают подъемный кран, экскаватор.

10 часов 00 минут. Дежурные сообщают, что пора заниматься. Дети ставят на место экскаватор, убирают в коробку мозаику.

В другом детском саду (старшая группа) содержание игр было разработано воспитателем и рекомендовано детям. Из этих игр дети в разные дни выбирали то, что их больше всего заинтересовало: игры с движениями, пением.

Первый день. Играли в бильбоке. Многие дети не могут с первого раза забросить шарик, но приемы игры начали, усваивать все. Играли в мяч «Кто скорее».

Второй день. Почти половина группы участвовала в игре с пением.

Третий день. Игры в мяч. Игра «Узнай по голосу».

Четвертый день. Игры в мяч. Игры со строительным настольным материалом.

Пятый день. Игра в мяч «Лови по кругу» (на быстроту и находчивость).

Шестой день. Подвижная игра «Завивайся, плетень». Бильбоке. Настольный строительный материал.

Опыт показывает, насколько разнообразны могут быть игры.

Игры на воздухе (после занятий). Согласно режиму детского сада после занятий проводится прогулка. С детьми организуют экскурсии, труд, но главная роль принадлежит играм. Длительность периода игры от 1 часа до 1 часа 20 минут. Уже то, что играм отводится столько времени, обязывает отнестись к организации их педагогического процесса с особой ответственностью.

Одним из ведущих принципов организации игр на участке является сезонность. Опыт показывает, насколько необходимо при отборе подвижных игр и их проведении считаться с тем, как одеты дети. Кроме того, требование подвижности игр должно быть индивидуализировано с учетом состояния здоровья детей.

Воспитатели выбирают подвижные игры, сообразуясь с условиями, состоянием погоды. В холодную погоду игры должны давать достаточную нагрузку, не требовать соблюдения темпа, общего для всех детей, длительной подготовки, большого усилия внимания; они должны быстро согревать детей, давать им отдых.

Строительные игры тоже в значительной мере связаны с сезонам. Летом, например, можно использовать разнообразный естественный материал; вода и песок должны быть предоставлены детям в изобилии.

Содержание ролевых и строительных игр на участке разнообразно. Однако и в отношении их требование большей или меньшей подвижности должно учитываться.

Организуются на участке и дидактические игры. Некоторые из них связаны с движением, например игра в загадки, когда дети движениями изображают то, что задумали; игры с флажками, в «самолеты», где каждый самолет по цвету должен найти свое место н аэродроме; игра «Встаньте в пары»: дети с цветным повязками на руках бегают по участку и по сигнал воспитателя встают в пары так, чтобы у обоих был повязки одинакового цвета. Дидактическими играми пользуются, как отдыхом после бега.

Воспитатели должны заботиться о подборе таких игр, которые бы наилучшим образом организовали жизнь детей. Чередование свободных игр и игр с пра-

вилами обеспечивает правильное развитие детей. При этом необходим постоянный контакт воспитателя с.играющими детьми. Руководство играми носит живой характер: тут и разговор, который направляет усилия детей в играх, и участие взрослого в игре.

Хотя возможности датской самоорганизации еще невелики, однако в старших группах можно на нее опираться. Часто перед выходом на участок детям предлагают сговориться, как они будут играть. Это сразу дает направление их интересам. Группки в три — пять детей поджидают друг друга, выходят вместе и приводят в исполнение свои замыслы.

Воспитатель влияет на эти группировки, советует детям, как лучше организовать намеченную ими игру. Для этого достаточно беглых замечаний во время сборов на прогулку.

Чтобы такая самоорганизация детей могла развиваться, необходимы определенные условия. Прежде всего нужно, чтобы по крайней мере часть детей в группе не только знала несколько игр, но и умела самостоятельно играть в них.

Воспитателю нужно выбрать игры, интересные при различном числе играющих. Например, игры «Два Мороза», «Хитрая лиса» при малом количестве участников скоро распадаются, но хорошо идут в многочисленных группах. Зато в такие игры, как «Салочки», «Прятки», дети охотно играют 10—15 минут при любом количестве играющих. Этого времени достаточно, чтобы дать возможность детям подвигаться.

Важен и способ организации детей в игре. Здесь есть такие пути: выделение ведущего при помощи считалки или назначение его воспитателем. В каждом из этих способов есть свои положительные и отрицательные стороны.

Выбирая ведущего при помощи считалки, дети могут организовать игру сами, не ожидая указаний взрослого. А это важно для развития самостоятельности.

Назначение ведущего приучает всех детей вести игру, ослабляет роль признанных «вожаков». Но при этом надо сообразоваться с тем, когда тому или иному ребенку под силу быть в игре ведущим.

Таким образом, правильная организация игр на воздухе — важный этап развития детей в играх в каж-

дой возрастной группе. Дети получают возможность интересно провести два часа на воздухе; смена игр, их разнообразие обеспечивают правильное воспитание ребенка.

Игры вечером. Дневной сон обеспечивает детям полный отдых. Поэтому условия для игры вечером исключительно благоприятны.

Правомерно поставить здесь задачу широкого воспитательного характера: углубление интересов детей в связи с. определенными видами игр, расширение нравственных представлений и отношений, обогащение эстетических впечатлений и переживаний, приучение к труду. Воспитатель должен быть подготовлен к тому, чтобы руководить многими видами игр, направлять детскую самодеятельность в одних видах игр, самому участвовать в других играх, знакомить детей с новой игрой. Если развертывается несколько видов игр, воспитательные задачи становятся разнообразными и индивидуализируются.

Этот период игры зимой и осенью обычно проходит в комнате, но в ряде случаев заканчивается на воздухе. Если дневной отдых происходит в отдельном помещении, то комната, где играют дети, должна быть полностью предоставлена в их распоряжение; расстановку мебели, игрушек нужно подчинить задаче развития игр.

Необходимо прежде всего сказать о ролевых и строительных играх, которые так любят дети.

Вполне возможно, что вечером дети захотят продолжать строительные и ролевые игры, начатые ранее. Такие игры могут быть разнообразны: у детей накапливается немало впечатлений, и вечером имеется достаточно времени, чтобы развивать ролевые игры, делать постройки. Из опыта ряда садов известно, что любимые детьми строительные и ролевые игры занимают до 40—50 минут. В детском коллективе обычно всегда есть дети, которые особенно любят такие игры. Эти игры богаты разнообразными возможностями формирования чувств и отношений детей.

Вечером можно использовать, и дидактические игры. В них выявляется кругозор ребенка, его умствен-

ные интересы. Для успешного проведения их необходимо ознакомить детей с определенными правилами.

Сочетая дидактические игры с другими видами игр, можно добиться значительных успехов во всестороннем развитии детей.

В практике детских садов меньше всего уделяется внимания музыкальным играм; вне музыкальных занятий они почти не существуют. А между тем в них много ценного для развития детей. В этих играх нужно обязательно участвовать воспитателю.

Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях. Время от времени можно привлекать к ним всю группу детей. Воспитатель организует игры с пением, хороводы, помогает детям в дидактической игре.

Дети делали из строительного материала детский сад, пристань, пароход, мост; бумажные куклы изображали взрослых и детей. Развернулись игры в детский сад, прогулку на пароходе. Воспитатель присоединился к детям, играющим на «пианино», пел с детьми: «На горе-то калина. », «Мы хотим на самолете полететь», затем предложил под пение прятать предметы. Играли шесть девочек и два мальчика.

В организации жизни и деятельности детей среднего и старшего возраста заметное воспитательное влияние приобретает игра-труд, основанная на развитии того или иного замысла (игра в «магазин», «шахту», «корабль» и т. д.), осуществление которого связано не только с воображаемыми действиями и положениями, но и с выполнением конкретных трудовых процессов. Игра-труд может быть основана на включении стирки и глажения, починки, конструирования и рисования, приготовления пищи, уборки и т. д. т. е. определенной работы, которая будет выполняться детьми всерьез. Характерно, что эти работы входят в содержание игры, выполняются во время игры.

В процессе игры-труда наиболее ярко выступают связи между игрой и трудом, игрой и занятиями.

Замечено, что если ребенок должен приобрести некоторые навыки склеивания и т. д. в ходе игры-труда, то уровень игры снижается, а в ряде случаев игра даже не развертывается. Поэтому хороши для игры-труда такие работы, навыками которых дети в основном владеют.

В процессе выполнения трудовых обязанностей, обучения на занятиях дети усваивают полезные умения и навыки. В игре-труде все накопленное приобретает в глазах детей настоящую цену. В то же время игра-труд и ее потребности стимулируют трудовые усилия детей в наиболее близких и интересных для детей формах, повышают интерес к содержанию занятий.

Таким образом, намечается очень разнообразное содержание игр на вечерний период.

Итак, игра займет место в организации жизни детей прежде всего утром: в младших средней группах—10—15 минут до завтрака и 15—20 минут после завтрака, в старшей и подготовительной группах — 10—15 минут между занятиями. Дети старших групп, занятые дежурствами, будут играть только между занятиями.

Игры на воздухе (1 час—1 час 20 минут) характеризуются более сложными формами организации детской жизни. Направленность игр на воздухе тесно связана с задачами физического воспитания.

После дневного сна играм отводится значительное время, примерно 1 час—1 час 20 минут.

Жизнь, разумеется, потребует творческого отношения к этому плану, проведения его на практике с учетом местных условий, состояния играющего детского коллектива, запросов и интересов каждого ребенка.

Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В. Запорожца. – М. Просвещение, 1976. – 96 с.