Игра в жизни дошкольника

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффектив­ных средств организации жизни детей и их совмест­ной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потреб­ность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в оп­ределенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Могучую силу игры отмечал Я.А. Коменский. Он считал, что дети отражают в игре серьезные стороны жизни. В игре отражаются те стороны окружающей ре­бенка действительности, которые он наблюдает. Чем богаче эти наблюдения, тем богаче игры детей по сво­ему содержанию. В разные периоды жизни нашего Отечества дети играли в те игры, которые отражали наиболее важные события и факты. Так, в 30-е годы они играли в «папанинцев», а уже в 60-е – в «космо­навтов». В 90-е годы девочки играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изображают героев мультфильмов фантастического содержания.

Игра – это особый вид деятельности дошкольни­ков, она всегда носит творческий характер. В игре отражается реальная действительность, но в вообра­жаемых ситуациях. Кроме того игра – самостоятель­ный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть или самостоятельно, или же вы­бирая партнеров. В последнем случае дети придумы­вают сюжет игры, правила, распределяют роли и на­мечают ее окончание с определенным результатом.

157

Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство для умственного и нравственного раз­вития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требова­ниями других ребят, развивают свою речь, обогащая словарь.

По инициативе педагогов и воспитателей чаще все­го организуются дидактические игры, цель которых – умственное развитие ребенка. Дидактические игры проводятся как в специально отведенное время на за­нятиях, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Это могут быть игры с одним словом или несколькими словами, сочинение устных рассказов о любимых игрушках и т. д. Дети любят игры – ответы на вопросы воспитателя: «Где лежат вещи?», «Какие животные живут в лесу?», «Какие овощи можно есть сырыми? » К ответам на такие вопросы детей готовят, а затем учат рассказывать о лесе, животных, сказочных героях, героях мультфильмов и т. д.

Дидактические игры можно проводить со всей группой во время учебных занятий, а можно поиграть и с подгруппами. Так, программа «Радуга» рекоменду­ет для детей 5-ти лет игру «Садовник и цветы», кото­рая проводится с небольшой группой детей (5 – 6 чело­век). Все дидактические игры связаны не только со словом, но и с предметами или моделями, с некоторы­ми явлениями жизни. В любом случае дети расширяют свой кругозор, развивают познавательную активность, обогащают свою речь.

Обязательными элементами дидактических игр являются следующие: отражение содержания учебно­го материала, выделение задач игры, наличие правил, определенные действия играющих, подведение итогов игры, объявление ее конечного результата. Дидактические игры носят обучающий характер и по своему ос­нованию и действиям играющих не должны отвлекать ребенка от главного – освоения и закрепления опре­деленных новых или повторения уже известных зна­ний. Если с детьми на занятиях проводится дидакти­ческая игра, направленная на освоение таких понятий, как «величина», «больше», «меньше», то подбираются задания, связанные с этими понятиями.

158

Например, детей просят подобрать мишкам разной величины одежду соответствующего размера. Каждый ребенок берет мишку-игрушку и среди предложенных вещей находит нужную шубку, штаны, рубашку. Это игра для детей младшего дошкольного возраста. Чем старше дети, тем сложнее и дидактические игры.

В среднем дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактических играх, а учатся сравнивать предметы по цвету, размеру, назначению, т. е. группи­руют их на основе определенных общих признаков. Дидактические игры с детьми среднего дошкольного возраста, опирающиеся на их потребность фантазиро­вать, способствуют развитию воображения, творчества. В процессе игры ребенок учится объяснять свои дей­ствия в ходе игры и анализировать ее результат.

В практике работы воспитателей различают дидак­тические игры с игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные, музыкальные.

Авторы базисной программы развития ребенка «Истоки» предлагают свой подход к классификации игр. В основе этой классификации лежит представле­ние об инициаторе игры. В связи с таким подходом предлагаются три класса игр:

• игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), самостоятельные игры;

• игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, – организованные игры;

• игры, идущие от исторически сложившихся тра­диций народа, – народные игры, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и бо­лее старших детей.

Первый класс игр подразделяется на игры сюжетно-отобразительные, режиссерские, театрализованные, игры — экспериментирование. Считается, что это наиболее продуктивные игры для развития интеллектуаль­ной инициативы, творчества ребенка, для возникнове­ния новых видов деятельности.

Второй класс включает в себя игры обучающие. Именно в эту группу входят и дидактические игры.

Третий класс – традиционные или народные игры.

159

Исторически сложилась и давно известна еще одна классификация игр дошкольников:

• сюжетно-ролевые;

• игры со строительным материалом;

• театрализованные;

• подвижные;

• спортивные;

• музыкально-дидактические.

Все изложенные классификации, несмотря на раз­личие подходов, в основе своей содержат идею о том, что игра должна быть неотъемлемой частью жизни детей в дошкольном учреждении. А для этого необхо­димо активное участие воспитателей и педагогов в играх. Взрослый в этом случае может быть главным в игре (что характерно для игр с детьми младшего и сред­него возраста) или же выполнять роль старшего в со­вместной с детьми игре. В последнем случае его роль в игре не главная – инициатива принадлежит детям, а воспитатель объединяет их в игре и тактично направ­ляет ее в русло воспитательного воздействия. При этом решаются и задачи сотрудничества.

Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Главная задача воспитателя здесь – научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей.

Дети ставят задачу – построить город «Счастья». Распределяются роли, устанавливаются правила игры. Одно из правил, которые предложили дети, – не стро­ить темные дома. Все дома должны быть светлые и ра­достные. Закончить игру дети решили праздником «Наш любимый город». Конечно, детской фантазии не­достаточно для такой игры, нужен и определенный жиз­ненный опыт. И здесь подключается воспитатель. Он тактично подсказывает, каким должен быть город «Сча­стья» и как можно провести праздник в этом городе.

Примеров сюжетно-ролевых игр можно привести много. Это игры в «Скорую помощь», в «Больницу», «Магазин», в «Школу», «Фабрику игрушек» и т.д. Глав­ное в сюжетно-ролевой игре – ее коллективный характер. Именно в ходе сюжетно-ролевой игры дети учатся общаться, действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать эту роль, выражать свое мнение в ходе игры.

160

Часто воспитатель сталкивается с тем, что дети совсем не умеют участвовать в сюжетно-ролевой игре: не могут предложить ее тему, часто ссорятся при оп­ределении сюжета игры, ее правил. Все это ставит воспитателя или педагога в позицию тактичного, вдум­чивого руководителя, а затем и участника самой игры.

Сюжетно-ролевая игра может быть короткой (один день или половина дня) и длительной (два или несколько дней). Такую игру можно назвать сюжетно-ролевой с продолжением. К длительной игре необходимо гото­виться. Дети предлагают сюжет игры. Он уточняется, а затем ребятам дается возможность подумать, что по­требуется для этой игры. В оформлении такой игры могут помочь родители. Сюжетно-ролевая игра харак­терна для детей 5 – 6 лет.

Главная задача воспитателя – насыщение детей новыми впечатлениями, создание положительной эмоциональной атмосферы, развитие представлений об окружающем мире.

Дети очень любят игры со строительным матери­алом. Их привлекает работа с песком, снегом, строи­тельными кубиками. Причем эти игры в равной степе­ни увлекают и мальчиков, и девочек.

Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают про­странственное воображение, умение создавать различ­ные модели. Все эти игры носят групповой или коллек­тивный характер и поэтому способствуют развитию взаимоотношений, учат внимательно относиться к дру­гим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, дети учатся доводить начатое дело до кон­ца, видеть результат коллективной игры, ее пользу. В детском саду для строительных игр создаются спе­циальные условия: оборудуется место для игры, под­бирается набор игрушечно-строительного материала и т. д. Воспитатель помогает детям изобразить на бума­ге замысел будущей стройки, учит детей, особенно младшего возраста, собирать детали, крепить их, эсте­тически оформлять.

В своем дневном или недельном плане воспитатель продумывает для каждой возрастной группы приемы формирования у детей положительных эмоций от со­вместной деятельности.

161

Это может быть похвала, сло­ва благодарности за интересные предложения, подбор четверостиший о построенном объекте.

В последние годы особенно возросло внимание до­школьных работников к театрализованным играм. Эти игры особенно интересны детям: они любят изображать и играть роль сказочного героя, героев мультфильмов. Именно эти игры увеличивают словарный запас детей, учат диалогической речи, умению последовательно пе­редавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа. Театрализованные игры особенно влияют на эстетику отношений со сверстниками и взрослыми, способству­ют запоминанию основного содержания литературного произведения. Воспроизведя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные характеристи­ки персонажей – хитрость, жадность, щедрость и т. п. Все эти качества передаются в манере игры и, затраги­вая эмоциональную сферу ребенка, способствуют нрав­ственному и эстетическому развитию.

Подбираться произведения для театрализованных игр должны очень внимательно. Нужно учитывать наличие интересных диалогов, число героев, динами­ку действий, т.е. все то, что можно воспроизвести и ярко представить.

Первое время эти игры требуют руководства со стороны воспитателя. Он учит детей диалогу, перевоп­лощению в героя. Выбранное литературное произве­дение несколько раз читается детям, затем разыгрыва­ются только отдельные фрагменты. Дети воспроизводят речь героев, работают с куклами, игрушками. Особен­но успешно театрализованные игры проводятся в на­стольном, теневом и кукольном театрах.

Заслуживают внимания театрализованные игры, связанные с народными традициями: обыгрывание песен-потешек, частушек, исполнение ролей героев народных праздников.

Театрализованные игры – сложный вид деятель­ности детей и воспитателей. Именно этот вид игры особенно соответствует возрастным и эмоциональным особенностям дошкольников.

Для решения задач физического воспитания педа­гоги дошкольных учреждений должны использовать подвижные игры.

162

Эти игры учат детей быть доброже­лательными, не смеяться над проигравшим, формиру­ют умения, смекалку. Дети осваивают ритмические дви­жения в такт мелодии, соревнуются в скорости и т. д. Музыкальные игры проводятся как во время занятий, так и в другие режимные моменты жизни детей в дет­ском саду. Любые игры требуют музыкального сопро­вождения. Но к специальным музыкальным играм от­носятся хороводы, игры-импровизации, ритмические игры. Особенно дети любят хороводные игры, так как в них они учатся не только узнавать мелодию, но и петь, воспроизводить звуки отдельных музыкальных инстру­ментов для перестроения, для начала новой песни или нового ритмического движения.

Музыкальные игры развивают у детей умение уз­навать музыку, ее темп, характер, ритм. Задача воспи­тателей – в процессе игры научить детей слушать музыкальное сопровождение и получать эмоциональ­ный настрой от жанра музыки. С помощью музыкаль­ных игр воспитывается эстетическое отношение детей к действительности, формируется и развивается их музыкальность.

Вся работа проводится воспитателем совместно с музыкальным руководителем. Он организует группо­вые движения под определенную музыку, помогает разучивать хороводные песни и народные музыкаль­ные игры.

Во всех играх, независимо от направленности или характера, всегда присутствуют игрушки. Игрушки – непременный спутник дошкольного детства. Задача педагогов – правильно, с учетом возрастных особен­ностей детей подобрать игрушки.

Все детские игрушки можно разделить на образ­ные, технические, строительные материалы, спортив­ные, музыкальные, театральные. В настоящее время дети особенно увлекаются электронными игрушками.

В методике использования игрушек главное – не их изобилие, а необходимость и глубокое знакомство с каж­дой новой игрушкой. В процессе знакомства с игрушкой дети с помощью воспитателя не только ее рассматрива­ют, но и думают, где, в какой игре ее можно использо­вать. Детей приучают ухаживать за игрушками, после игры убирать каждую игрушку на отведенное ей место.

163

В режиме дня дошкольного учреждения для каждой возрастной группы отводится время для игры, и его нельзя ничем заменить. Наиболее длительное время для игры отводится на прогулке. Часто игры бывают смешан­ного вида. Строительные игры могут сочетаться с сюжетно-ролевыми, а подвижные с театрализованными. Все игры носят познавательный и развивающий характер.

В российской системе воспитания и обучения де­тей дошкольного возраста сложились хорошие тради­ции в использовании разнообразных игр в различные режимные моменты деятельности детей в детском саду.

Появление нового поколения программ дошколь­ных образовательных учреждений требует нового взгляда на игру детей и создание новых технологий ее использования. Новые педагогические технологии игры должны учитывать индивидуальные особенности ребенка, способствовать развитию речевой и умствен­ной активности детей. Все это должно быть направле­но на личностно-ориентированное общение с ребен­ком. Содержание занятий и другие формы работы с воспитанниками обогащается при этом разнообразны­ми играми, инсценировками, создавая атмосферу по­ложительного эмоционального насыщения.

Таким образом, говоря об игре как основном виде деятельности дошкольников, следует подчеркнуть, что воспитатель не должен сводить работу с детьми только к одной форме – занятию, как это часто еще имеет место. Развитие, воспитание и обучение детей обяза­тельно должно сочетаться с игрой.

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте игру как ведущий вид деятельности дошкольников.

2. Классификация игр дошкольников.

3. Проследите как изменяются виды игр при перехо­де детей из одной возрастной группы в другую.

4. Место воспитателя в играх детей.