Развитие речи у детей второго года жизни.

С ребенком третьего года судьбы можно заниматься развитием речи, выделяя определенное время для таких занятий. Малыши могут трудиться сосредоточенно в течение 7-10 минут, и за это время можно поиграть с ними в лото, почитать книгу, разглядеть картины. Но это не значит, что в другое свобод-ное время малыш будет играться один: полноценная речевая среда подобающа оставаться главным средством развития речи ребенка.

Обогащение словарного запаса

Предметный словарь. После двух лет дети совсем обожают задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, лишь отвечайте легко, внятно, не перегружая ответ непонятными словами. Старайтесь сами давать определения предметам по их родовой принадлежности с учетом видового своеобразия, к примеру: хлебни-ца - это посуда для хлеба. Именуя слова-обобщения: "посуда", "одежда", "мебель", "обувь", - взрослые организуют понимание таких слов, а потом незаметно научат и верно пользоваться ими. Предлогом для применения слов-понятий могут быть каждые просьбы взрослого: "Доченька, сложи собственную одежду бережно", "Как ты разбросал игрушки, сынок. Ну-ка, собери". "Сперва нужно помыть фрукты, позже можно имеется".

На прогулках обращайте внимание детей на растения, именуйте детям цветы, деревья, птиц, насекомых. Пускай малыш откроет для себя мир природы во всем его многообразии. Не покиньте его без таких слов как:

заглавия деревьев: береза, сосна, ель, липа, клен, рябина;

заглавия цветов: ромашка, роза, одуванчик, незабудка, тюльпан;

заглавия птиц: скворец, соловей, голубь, воробей, синица, сорока;

заглавия зверей: заяц, лиса, волк, медведь, еж, лось.

Имена прилагательные. Восприятие цвета доступно детям раннего возраста. Ввести слова-заглавия главных цветов можно уже на третьем году судьбы, если не забывать именовать цвета одежды: "Сейчас наденем красные штанишки", "А где отечественная белая кофточка?" За столом можно задавать вопросы, в какую чашку налить чаю: в светло синий либо белую; какое яблоко желает: зеленое либо красное и т. д. Разглядывая картины в книжке, обратить внимание, какого цвета небо, деревья, цветы. Так, не проводя особых игр, обеспечивают понимание названий цветов.

Для закрепления в речи прилагательных, обозначающих цвета, можно поиграть с малышом в игру "Парные картины". Для игры заготавливают картины, обозначающие однообразные предметы, но раскрашенные разным цветом: светло синий и желтый чайники, белая и тёмная собачки, синяя бабочки и красная и т. д. Один набор картин у взрослого, второй - у ребенка. Начинает игру взрослый, он выкладывает любую собственную картину и просит ребенка отыскать и положить такую же. Потом взрослый говорит заглавие цвета собственной картины и выясняет, какого цвета картина малыша. С этим же набором можно играться, подбирая картины по цвету: сперва все красные, позже все желтые и так далее, пока не соберутся все группы по цветам. В таковой игре ликвидируется затруднение у тех детей, которые не умели различать цвета. Собрав все картины одного цвета, нужно еще раз их назвать, выделяя голосом окончания прилагательных. Так, вместе с закреплением названий цветов будет идти различение родовых окончаний прилагательных.

Примерный материал для игры:

Красные, светло синий - шар, ведро, коляска, ботинки;

Зеленые, желтые - домик, кастрюля, платье, дерево;

Белые, тёмные - птичка, кораблик, пальто, сапоги;

Коричневые, серые - собачка, конь, гнездо, тапочки.

Не считая прилагательных, обозначающих цвета, трехлетние дети должны знать слова-заглавия, обозначающие форму предметов: круглый, квадратный, круглый. Разумеется, сперва нужно поза-ботиться о том, чтобы дети знали слова "круг", "квадрат", "овал" и осознавали, что эти слова обозначают. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, луна, - круглые, а кубики, коробка, табурет - квадратные; огурец, лимон, слива - оваль-ные. Позже дети по вашей просьбе испытают назвать, какой формы яблоко, книжка, окно и т. д. Можно сделать подборку картин, объединив их в группы по форме. Разглядывая с ребенком картины, предложите выбрать все круглые предметы либо все квадратные и т. д. С данным набором можно заниматься в течение долгого времени. Не огорчайтесь, в случае если сперва ваш малыш не составит большого труда называть картины. Перво-начальная задача - ввести слова в пассивный словарь и лишь потом неспешно учить пользоваться данными прилагательными.

В речи детей уже имеется слова "громадной", "небольшой", которы-ми они оперируют в произвольном случае, когда нужно обозначить раз-мер предмета. Знакомим детей со словами "широкий", "узкий", "долгий", "маленький", "высокий", "невысокий", именуя признаки ок-ружающих вещей: широкая юбка, узкие штаны, долгий карандаш, маленькая веревка, высокий человек, невысокий куст и т. д. Сравнивать предметы по величине можно везде: в лесу (низкий кустик и высокая ель); на даче (мелкая смородина и крупная клубника); в городе (короткий переулок и длинная улица).

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозна-чающими разные особенности предметов: холодное мороженое, холодная вода, холодный квас; тёплый чай, тёплая каша, горячее какао; теплый свитер, теплые носки, теплое пальто; сухое белье, сухие носки, сухая тряпка; мокрый пол, мокрая кисточка, мокрое полотенце; чистая посуда, чистые руки, чистое белье. Не забывайте чаще употреблять эти слова в собственной речи, и тогда дети скоро усвоят их и начнут ими пользоваться.

Глагольный словарь. С освоением разных видов деятельности, с фор-мированием двигательных навыков растет и число слов, обо-значающих эти разнообразные действия. Чем больше малыш может делать, тем больше он знает и слов-действий.

Именовать действие, исполняемое ребенком, нужно совершенно верно, с применением приставок. К примеру, воду из чашки в стакан перелили, в чайник воды налили, позже еще подлили, из ведра воду вылили.

Сходные действия, имеющие собственные заглавия, должны именоваться разными словами: мать платье шьет, бабушка чулки вяжет, се-стра салфетку вышивает, собака бежит, птица летит, змея ползет, рыба плывет. Нужно продемонстрировать разницу между длящимся действием и закончившимся: мать кашу варит - мать кашу сварила.

При рассматривании картин -иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот либо другой храбрец сказки. Довольно много слов-действий имеется в потешках. Просматривайте детям потешки и получайте запоминания текстов, тогда дети введут в собственный словарь большое количество разных глагольных форм. Особенно добры потешки в форме ответов и вопросов, поскольку имеется возможность продемонстрировать детям изюминки вопроситель-ной интонации. В них представлены образцы диалогической речи, а__НУЛЛ__ диалог воспринимается легче, поскольку приближен к обыденной речи.

Существуют также тексты, содержащие неправильные действия, так именуемые "небывальщины". Неточности заключены как раз в неверном употреблении глаголов; эти тексты - хорошее сред-ство для развития слухового внимания, мышления, уточнения гла-гольного словаря, воспитания чувства юмора.

Наречия. Ориентироваться в пространстве и времени невоз-можно без понимания слов: близко, далеко, рядом, высоко, низко, вверху, справа, слева и т. д. В речи взрослых такие слова дол-жны подкрепляться наглядным показом, жестами, интонацией. Причем формировать пространственные представления у ребенка можно начинать совсем рано, когда он лишь научится ходить. А в возрасте после двух лет пора такие слова вводить в активную обращение, для чего лучше проводить подвижные игры, и вдобавок игры с построениями, когда нужно детей расположить в пространстве от-носительно друг друга: "Ваня, стань рядом с Катей, а Петя с Машей - сзади них". Большое количество наречий приходится употреблять в играх с мячом: "Подкинь мяч вверх", "Кто дальше кинет мяч?".

Добры игры на соединение перемещений с речью, в случае если в тексте стихотворения, сопровождающего игру, видятся наречия, и выпол-нять перемещения нужно как раз в соответствии с данными наречиями.

Развитие грамматического строя речи

Развитие грамматического строя речи осуществляет-ся в один момент с развитием активного и пассивного словарного запаса ребенка и формированием верного звукопроизношения, но, поскольку третий год судьбы - это время активного становления фразовой речи, можно утверждать, что работа над грамматически верным оформлением фразы будет ведущей в данном возрасте.

Чтобы оказать помощь ребенку стремительнее овладеть необходимыми и дешёвыми ему грамматическими навыками, нужно применять разнообразные приемы. Один из ведущих приемов - беседа по сюжетной картине. Взрослый задает ребенку вопросы, отвечая на которые ребенок обязан употребить ту либо иную грамматическую форму. Красивый дидактический материал в виде сюжетных картин - это, в первую очередь, иллюстрации к сказкам. Малыши в этом возрасте совсем обожают разглядывать картины в любимых книжках, Если не предоставлять малыша самому себе в данном занятии, а сесть с ним совместно и не-навязчиво задавать вопросы, кого и что он в том месте видит, к кому либо к чему пришел главный герой, с кем либо с чем он изображен рядом, то время рассматривания картины пройдет с громадной пользой для малыша.

По картинам к сказке "Репка" комфортно обратить внимание на формы винительного падежа без предлога. Для этого задают вопросы: Что посадил дедушка? Кого позвал дедушка? Кого позвала бабка? Кого позвала внучка? Кого позвала жучка? Кого позвала кошка?

Картины к сказке "Колобок" - хороший материал для уточ-нения родительного падежа с предлогом с, дательного падежа с предлогом по, творительного падежа с предлогом с: Откуда скатился колобок? По чему покатился колобок? С кем сперва встретился колобок? А ещё с кем виделся колобок?

Разглядывая картины из сказки "медведь и Маша", непременно нужно задать вопрос: Куда залезла Маша? Где спряталась Маша? Откуда вынули Машу дед с бабушкой?

К картинам по сказке "Гуси-лебеди" можно задавать вопросы: Куда скрывалась девочка с братцем от лебедей? Где летали гуси-лебеди?

Усвоение предлогов. Особенное внимание необходимо уделить работе над пред-логами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют изменяемое окончание и предлог: лежит на столе, под столом; убрал со стола. Для закрепления грамматических форм подходящим материалом являются тексты упоминавшихся сказок, и вдобавок вторых сказок с повторяющимися событиями: "Теремок", "Волк и козля-та", "Три медведя" и другие.

Развитие связной речи у детей третьего года судьбы

По отношению к трехлетнему возрасту можно сказать только о подготовке детей к рассказыванию. Дети обучаются слу-шать взрослого, высказываться в присутствии вторых людей.

Обрисовать предмет, игрушку ребенок сможет, лишь опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый опи-сывает ее, именует главные подробности, обращает внимание на его признаки: мишка громадной, плюшевый, у него имеется голова, тулови-ще, лапы. На голове ушки, шнобель, глаза, рот. Потом задаёт вопросы: "Какой мишка? Что имеется у мишки? Продемонстрируй, где у мишки лапы". Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, чувствует, какой мишка мягкий, ворсистый, большой. Можно продемонстрировать, как мишка неуклюже передвигается. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, поскольку у детей трехлетнего воз-раста преобладает наглядно-действенное мышление.

В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно входит в число самые привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожей на игрушку: объемная (книга-панорама) раскладушка, громадного формата, с большими, красочными картинами. Привлечь ребенка к книжке, привить любовь к слушанию, а потом и к чтению книг - основная задача взрослых. Конкретно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным читателем либо он так и проживет без книг. Правило для родителей - просматривать ребенку каждый день. Принципиально важно, что просматривать малышу: непременно - народные сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут показаться неинтересными, а ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше осознал содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы). Как раз по возрасту стихотворные сказки К. И. Чуковского - "Мойдодыр", "Айболит", "Федорино горе", "Муха-цокотуха", "Тараканище", "Телефон". Нравятся детям стихи С. Я. Маршака, А. Барто. Кто-то уже будет готов слушать стихи о природе русских поэтов-классиков. Вообще в этом возрасте дети обожают слушать стихотворные тексты, и они крайне полезны, поскольку воспитывают чувство рифмы, завлекают внимание детей к звучанию слов, ударные рифмы помогают усвоить те либо иные грамматические формы.