«Поступление в школу – важное событие в жизни

ребенка.»

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность. погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться. соблюдать режим дня. подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни. выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем. что определено школьной программой. прилежно выполнять домашние задания. добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни- в 6-7 лет меняется и весь психологический облик ребенка. преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности. сфера эмоций и переживаний. круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает. но обязательно чувствует и переживает его. он гордится тем. что стал взрослым. ему приятно его новое положение. Переживание ребенком его нового социального статуса связано с появлением « внутренней позиции школьника « (Л.И. Божович).

Наличие» внутренней позиции школьника « имеет для первоклассника большое значение. Именно оно помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни ,выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения. когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен .

Многочисленные « можно» ,» нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно», лавиной обрушиваются на первоклассника .

Центральным новообразованием дошкольного детства является самосознание, которое формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Появляется самооценка. Ребенок приобретает умение оценивать действие сначала других детей. затем свои собственные. моральные качества и умения .

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний .

На основе возникновения личностного самосознания возникает кризис 7 лет. который проявляется :

- потере непосредственности. между желанием и действием вклинивается переживание того. какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.

Цепь неудач может привести к формированию устойчивого аффективного комплекса чувства неполноценности. унижения. оскорбленного самолюбия. успехи же приводят к появлению чувства собственной значимости. исключительности .

- появляется манерничанье. ребенок что-то из себя строит. что-то скрывает (уже душа закрыта);

- симптом « горькой конфеты» - ребенку плохо. но он старается это не показать.

Возникают трудности воспитания. ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний .

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом. как совокупностью людей. осуществляющих обязательную, общественно-необходимую и общественно-полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Что же такое готовность к школе?

Быть готовым к школе уже сегодня

Не значит уметь читать. писать. считать,

Быть готовым к школе – значит быть

Готовым всему этому научиться .

Л. Венгер.

В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе ведущей деятельностью становится учебная. Особое внимание следует обратить на сформированность речи. правильное произношение звуков. так как это может привести к негативным последствиям. от проблем с успеваемостью до развития личностных комплексов. Ребенок поступающий в школу должен достичь определенного уровня умственного развития. чтобы справиться с новыми задачами. Какие же особенности мыслительных процессов играют наиболее важную роль в готовности к школе ?

Это – развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребенок должен научиться целенаправленно наблюдать. сравнивать предметы и явления. видеть черты свойства и различия. выделять главное и второстепенное. Быть готовым к школьному обучению- значит обладать умением обобщать в соответствующих категориях предметы и явления – живая природа. предметный и социальный мир и т.д. И если мы заговорили о занятиях. то хочу отметить важно не только их расширение, сколько углубление т.е осознание. систематизация и умение оперировать ими. Это и есть показатели освоения знаний детьми в школе.

Для ребенка необходимо освоить ряд элементов учебной деятельности. умение внимательно слушать. точно следовать указаниям. подчинять свои действия правилам. осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку и. конечно черты произвольности умственной и практической деятельности. навыки коллективного поведения. сотрудничества. Умение ребенка действовать согласованно со сверстниками. принимать общую цель деятельности. выдерживать общий темп. проявлять интерес к работе других, к общим результатам .

Будущий школьник – это не сосуд. который нужно заполнить знаниями. а факел. который нужно зажечь. Вот этим факелом и является познавательный интерес к миру. В число неуспевающих в школе чаще попадают интеллектуально –пассивные дети с неразвитой познавательной активностью. поэтому в школе такие дети используют обходные пути. заучивают материал. угадывают. пользуются подсказками. Развитая познавательная активность-одно из важных условий успешного обучения в школе.

Переход от положения дошкольника к положению школьника- это новые права и обязанности учащегося – первое – чувство ответственности поред семьей. обществом. самим собой .

Готовя ребенка к школе необходимо воспитывать интерес к самой учебной деятельности – стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать. выполнять трудные задания. добиваться результата .

Речь- яркий показатель развития ребенка. Прежде всего необходимо вырабатывать такие навыки :

- умение слушать собеседника. не перебивая его;

- уметь говорить только после того. как собеседник закончит свою мысль ;

- пользоваться словами. характерными для вежливого общения. избегать грубости.

Ребенок учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей .

Первый класс – серьезное испытание как для ребенка. так и для родителей.

Сегодня мы сталкиваемся с фактами. когда интеллектуально подготовленные дети не умеют на чем-либо задерживать внимание, не обладают воображением .

Такие дети не справляются с заданиями. требующими образного мышления.

Они не умеют мечтать. придумывать. фантазировать. а ведь это главное условие творчества .

Еще один немаловажный факт заслуживает внимания. у преобладающего большинства детей. поступающих в школу. зрительное восприятие явно доминирует над слуховым. Это можно объяснить тем. что современный ребенок воспринимает информацию в основном с помощью телекоммуникаций, тогда как школьная система обучения больше ориентирована на умение воспринимать информацию на слух. Поэтому необходимо уделять большое внимание при подготовке к школе развитию слухового восприятия .

Анализ готовности к школьному обучению.

Считается. что ребенок готов к школе. если он умеет планировать и контролировать свои действия. может выделять закономерности в окружающей обстановке и выделять свойства предметов. уметь слушать и вступать в контакты с другими людьми, может выполнять логические операции анализа. сравнения и обобщения. Ребенок. поступающий в школу. должен быть зрелым в физиологическом, социальном и эмоциональном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития. Важны положительное отношение к обучению в школе и способность к мотивации. Не менее важно и то. насколько развита моторика руки, зрительно- двигательная координация и навыки речевого общения. Понятие « готовность к школе»- многогранное, комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.