Особенности адаптации детей к обучению в условиях школы интерната

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Предеина Марина Александровна, социальный педагог

МКС (к) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 38 II вида»

г. Новокузнецк

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным, как для детей, так и для заботящихся о них взрослых.

Новые технологии обучения, концепции содержания образования, идеи новых школ базируются сегодня на создании гуманной развивающей среды, в которой личность ребенка формируется наиболее полно и свободно на благо общества. Не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы принять новую роль – роль ученика, – которую предлагает ему новый социум – школьная среда. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Для детей с особыми образовательными потребностями, необходимость раскрытия и обоснования условий их педагогической и социально- психологической адаптации, наряду с недостаточной изученностью этих процессов в условиях общеобразовательных и социальных учреждений, является важной проблемой. Разрешение ее приведет к реализации возможностей и способностей личности ребенка, адаптирующейся к условиям социальной и биологической среды.

Школьная адаптация — процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. (отечественный психолог М.М. Безруких). Успешность школьной адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.

Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости — консультации профессиональных психологов.

Для детей с особыми образовательными потребностями существуют специальные образовательные учреждения, так называемые школы–интернаты, в которых обучение сочетается с круглосуточным пребыванием детей в данном учреждении. Школа-интернат представляет собой образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании и обучение детей.

Не зависимо от категории детей все школы–интернаты имеют ряд специфических условий отличающих их от образовательных школ.

Адаптация организма ребенка к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам .

Дети быстро ощущают определенные изменения привычного уклада их жизни, которые могут повлечь за собой обиду и разочарование. Самое первое неприятное переживание, с которым предстоит столкнуться ребенку, пришедшему в школу-интернат - это разлука с мамой и другими значимыми взрослыми. Рядом с ним, конечно же, находятся заботливые учителя и воспитатели, готовы в любой момент помочь и поддержать, однако формирование у ребят готовности принимать предлагаемую поддержку, требует определенного количества времени.

Условия жизнедеятельности детей в интернате, это строго регламентированный режим не только в учебной деятельности, но и режиме питания, сна, досуга, хозяйственно-бытовой деятельности, что не привычно для первоклассников. В общеобразовательной школе ребенок после уроков идет домой, у него больше самостоятельности в своих решениях, в интернате, после уроков ребенок строго по распорядку выполняет все указания воспитателя. Не все первоклассники могут выдержать такие жесткие условия в связи с этим, так же, как в общеобразовательной школе процесс адаптации ребенка в интернате проявляется в напряжении всех функциональных систем его организма, двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Перечисленные признаки, а также снижение массы тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях в здоровье первоклассника, вызванных неуклонно нарастающим утомлением и переутомлением.

Детям, кто до школы не ходил в детский сад, приходится учиться полному самообслуживанию, самостоятельности на уроке, в столовой, раздевалке и даже в туалете. Если первоклассники до школы не имели опыта самостоятельного выполнения каких-либо заданий, поручений, обязанностей, проявления выдержки и настойчивости в достижении цели, им с большим трудом удается справляться с все возрастающими учебными требованиями и нагрузками. Здесь скажется отсутствие у ребенка привычки и способности преодолевать трудности, мобилизовать свои силы. Такие дети не следят за своим внешним видом, забывают учебные принадлежности, теряют вещи. Постепенно у них начинает складываться комплекс неполноценности, неуверенности в себе, своих силах и возможностях. От расстройства, что все получается неправильно (при отсутствии понимания и поддержки со стороны взрослых), у детей падает интерес к школе, пропадает желание учиться. У других же, напротив, наблюдается самоуверенность, легкое отношение к учебе, пренебрежительное отношение к другим. Дома или в детском саду ребенок легко, свободно и уверенно справлялся с различными довольно сложными движениями, поручениями, интеллектуальными задачами. В школе-интернате, напротив, он чувствует некоторую неуверенность в том, что может выполнить все, что от него требует учитель. Вместе с тем, им движет желание сделать все, как можно лучше, на отлично. На практике получается так, что дети как бы утрачивают способность мыслить самостоятельно, нередко повторяют то, что говорят и делают другие.

Наряду с повышенными интеллектуальными нагрузками, которые вызваны вхождением в учебную деятельность, они свойственны не только в школе-интернате, но и в общеобразовательной школе. У детей, проживающих в условиях интерната, наблюдается повышенные физиологические и эмоциональные нагрузки.

2. Адаптация к новым социальным условиям в связи с пространственно-временными отношениями в условиях школы-интерната.

Детский коллектив школы-интерната имеет ряд особенностей. Дети здесь не только учатся, но и живут круглосуточно. В школе-интернате, в связи с круглосуточным проживанием детей, возникает необходимость вступать в отношения не только с одноклассниками, но и более старшими школьниками. Способность к адаптации в социуме и эффективного действия в нем зависят от темперамента, коммуникативных склонностей, внешности и многое другое.

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем сам он не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не, как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, и все-таки элемент соревновательности, конкурентности доминирует в совместной работе.

Количество детей в группе намного превышает тот уровень, при котором взрослый может уделять необходимое внимание каждому ребенку. Это приводит к недостаточности общения с взрослыми, наличию обостренной потребности в их внимании и доброжелательности. Педагогическая позиция взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения в интернате, делает ребенка крайне зависимым от взрослого.

Для предупреждения столь тяжелых последствий, сокращения сроков адаптации и облегчения характера ее протекания, охраны здоровья и благополучия ребенка, родителям нужно позаботиться о соответствующей физической, психологической, эмоциональной и социальной его подготовке к школе, следует внимательно наблюдать за адаптацией своего ребенка к школе, оценивать его каждодневное настроение и поведение. Важно научиться реально оценивать возможности своего ребенка, в усвоении выбранной вами школьной программы. Надо уметь подмечать прогресс в усвоении новых знаний, выделять проблемные стороны, искать возможности их преодоления.

Памятка родителям будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может, что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Литература:

Амонашвили Ш. А. «Школа жизни»: М. «Издательский дом Шалвы Амоншвили»- 1998.

Зубкова В.М. Гигиенические критерии адаптации детей к школе и факторы ее определяющие. В гл. Адаптация детей к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М.Громбаха – М. Медицина, 1988. – С.43-54.

Каган В.Е. Школьная дезадаптация: К определению понятия // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства. – М. 1995. – С.3-8.

Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. В гл. Адаптация детей к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М.Громбаха – М. Медицина, 1988. – С.32-43.

Безруких М.М. Система школьного обучения и здоровье учащихся // 4 Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и здоровье»: тезисы докладов, г.Калуга, 1998 г. – Калуга, изд-во КГПУ, 1998. – С.30-31.

С. И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»: АРГТИ-2004.