Критические недели развития ребенка первого года жизни

(Средняя оценка: 5 )

Развитие детей идет скачками, и за один день поведение младенца может совершенно непредсказуемо измениться. Отчего это происходит? Как пережить эти периоды?

5-ая неделя (начало 2 месяца)

Первый скачок роста. У ребенка стремительно развиваются органы чувств, он начинает получать гораздо больше впечатлений, чем раньше. У него повышается тревожность, он может больше плакать. Успокаивается на руках у мамы, с грудью.

Поскольку поведение ребенка резко меняется, мама может начать паниковать.

Решение: продолжать носить на руках, как можно реже оставлять одного, успокаивать своим голосом, контактом «кожа к коже» и укачиванием.

8-ая неделя (конец 2 месяца)

Ребенок требовательно и резко дает понять, что хочет все время быть с мамой. Он жаждет максимум тактильных контактов, максимум общения и внимания. Он получает новые навыки, но еще не умеет обращаться с собственным телом так, как хочется, потому громким криком просит помощи и поддержки. В этот период у ребенка появляются первые индивидуальные предпочтения.

Решение: наблюдать за ребенком и учиться видеть в нем личность, помогать ему развивать различные навыки.

12-ая неделя (середина — конец 3 месяца)

Ребенок сильно беспокоится, стесняется окружающих (всех, кроме постоянных членов семьи), у него значительно ухудшается сон и аппетит, он может все время требовать быть на руках. Он учится делиться с вами своими чувствами и настроениями, в том числе при помощи звуков. В этот период стоит активно поощрять речь ребенка, помогать ему развивать все органы чувств, спокойно реагировать на его неудачи и восхищаться каждым успехом.

Решение: окружите себя заботой домочадцев. Пусть на период кризиса они возьмут на себя все хозяйственные заботы.

19-ая неделя (начало 5 месяца)

Ребенок требует вашего безраздельного внимания! Просто быть на руках ему уже недостаточно, ему нужно, чтобы вы его развлекали. Нытье и жалобы — постоянные спутники этого кризиса. Признаки надвигающегося кризиса: беспокойный сон, проблемы с аппетитом, резкие скачки настроения, длительные периоды апатии.

Решение: давать ребенку все внимание, которое вы можете. Общаться с ним, помогать ему осваивать новые умения. Спокойно относиться к нытью и хныканью у вас на руках.

26-ая неделя (середина — конец 6 месяца)

Ребенок учится оценивать расстояние между предметами. Начинает понимать, что он очень маленький и что его возможности значительно ограничены (не может достать предмет с полки, дотянуться до игрушки). Из-за нового осознания возрастает тревожность: ребенок начинает бояться потерять маму. Ребенок становится раздражительным и нервным.

Решение: ребенок успокаивается на руках у мамы. Он учится выпускать маму из виду и верить в то, что она вернется. Приходите на зов ребенка как можно скорее, не дожидаясь безутешных и отчаянных рыданий.

37-ая неделя (начало 9 месяца)

Ребенок учится делить вещи на категории, исследуя окружающий мир с помощью всех органов чувств. Речь еще на зачаточной стадии развития, но понимает ребенок уже гораздо больше. Поскольку у ребенка в очередной раз кардинально меняется представление о мире, он становится плаксивым, нетерпеливым и вечно недовольным. От тревоги может цепляться за ваши ноги и одежду, не давая вам сделать ни шага в сторону.

Решение: играйте! В прятки, в догонялки, в подражания. Читайте и пойте, танцуйте вместе, гуляйте и поощряйте любую инициативу ребенка. Он сейчас учится буквально всему.

46-ая неделя (начало 11 месяца)

Ребенок начинает понимать, что для достижения цели нужно последовательно совершить определенные действия. Возможности не совпадают с желаниями. Эмоционально неуравновешен, разборчив в еде и одежде, с ним сложно договориться.

Решение: как можно больше позволять делать самостоятельно, предлагать самому причесываться перед зеркалом, частично одеваться, помогать по хозяйству по-настоящему, с использованием «взрослых» предметов обихода, а не игрушечных.

55-ая неделя (начало 13 месяца)

Ребенок становится все менее предсказуемым. Он может стать едва выносимым со своими вечными скандалами, висением на груди (если грудной) и постоянным желанием быть как можно ближе к вашему телу. Появляются ревность, злость, «вредничанье» и несговорчивость. Ребенок учится понимать, что такое задача и что ее можно решить разными способами.

Решение: давайте ребенку поручения по дому. Пусть он распаковывает сумки с продуктами, накрывает на стол, пылесосит, вытирает пыль и кормит домашних животных. Ребенку этого периода важно чувствовать свою значимость и полезность. Хвалите за каждое верно выполненное задание.