Система работы службы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в условиях детского дома

Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации. Постоянно принимаются нормативные правовые акты, затрагивающие интересы детей, включая федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства РФ.

Основные подходы к решению проблемы сиротства государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.

Как показывает практика, существует ряд достаточно серьезных проблем при устройстве детей в семью:

  • не проводится систематическая и профессионально организованная работа по устройству детей;
  • сведение оценки кандидатов к формальному сбору документов;
  • отсутствие подготовки семьи к принятию ребёнка на воспитание и подготовки ребёнка к жизни в новой семье;
  • отсутствие профессионального сопровождения семьи до и после принятия ребенка;
  • трудности социально-психологической адаптации детей во всех формах замещающей семьи;
  • оценка эффективности работы не в связи с успешностью развития ребенка, а по статистической отчетности.

Другими словами, практически все семьи нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи и поддержки в решении конкретных проблем с привлечением соответствующих специалистов.

Организация на базе детского дома службы по устройству детей на воспитание в семью позволяет улучшить качество устройства, уменьшить количество возвратов детей из замещающих семей, тем самым способствует решению целого ряда социальных проблем, связанных с детством и социальным сиротством.

Цель деятельности службы: содействие реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье путем развития семейных форм устройства детей и предоставление последующего комплексного сопровождения семье и ребенку.

Задачи:

  • информировать граждан о формах и условиях устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью;
  • осуществлять тщательный подбор семьи для ребенка с учетом психологической совместимости;
  • организовать комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи до и после принятия ребенка на воспитание;
  • проводить работу по профилактике социального сиротства.

Система работы службы по устройству детей на воспитание в семью реализуется через следующие направления: информационно-поисковое, просветительско-профилактическое, практическое, научно-методическое. Каждое направление имеет свою специфику, конкретные формы и содержательное наполнение, включаясь в единый процесс устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Информационно-поисковое направление:

  • организация и проведение информационных кампаний через средства массовой информации по привлечению граждан к устройству детей на воспитание в семью;
  • подбор кандидатов в будущие родители, включающий различные методы диагностики личности и особенностей семейной системы воспитания, оценку их родительской компетенции.

Просветительско-профилактическое направление:

  • повышение уровня социально-психолого-педагогической компетенции замещающих родителей через организацию занятий в «Школе приемных родителей» и др.;
  • профилактическая работа с биологической семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, с целью восстановления ее социальных функций и возврата ребенка родителям.

Практическое направление:

  • оказание квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи и поддержки семье в решении конкретных проблем до и после принятия ребенка на воспитание.

Научно-методическое направление:

  • разработка индивидуально-ориентированных программ социально-психологического сопровождения семьи после принятия ребенка;
  • проведение лекционных, семинарских, практических занятий по актуальным проблемам адаптации, воспитания и развития ребенка после принятия его в семью.

Служба организует свою деятельность по следующим блокам:

1. Блок работы с биологической семьей ребенка, находящегося в детском доме.

В рамках данного блока осуществляется социально-психологическая работа, направленная на восстановление семьи и возврат ребенка родителям, и включающая:
  • установление контакта с родителями;
  • проведение комплексной социально-психологической оценки семьи ребенка с целью выявления ресурсов для позитивных изменений в семье, определения перспектив и возможности для восстановления её утраченных социальных функций;
  • оказание квалифицированной помощи биологической семье ребёнка.

2. Блок по устройству детей на воспитание в семью.

В данном блоке предусматривается:
  • информирование общественности о семейных формах устройства детей на воспитание в семью и необходимости помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • подбор граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, через изучение их воспитательного потенциала, психологической готовности к родительским функциям;
  • комплексная подготовка будущих родителей к воспитанию ребенка через предоставление необходимой информации о правовых, педагогических, психологических аспектах создания и функционирования замещающих семей в рамках работы «Школы приёмных родителей» (I курс обучения).

3. Блок по подготовке детей, проживающих в детском доме, к жизни в замещающей семье.

Деятельность специалистов в рамках данного блока направлена на:
  • формирование представлений у воспитанников о том, что такое замещающая семья и жизнь в ней;
  • планирование процесса знакомства и помещения ребенка в новую семью.

4. Блок комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения семьи после принятия ребенка на воспитание включает:

  • комплексное сопровождение семьи в период адаптации ребёнка;
  • повышение воспитательного потенциала замещающих родителей через посещение занятий в «Школе приёмных родителей» (II курс обучения);
  • проведение совместных мероприятий с родителями в рамках организации деятельности клуба.

Деятельность службы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью представляет собой сложный процесс, состоящий из следующих этапов:

  1. Привлечение потенциальных замещающих семей.
  2. Отбор и подготовка кандидатов в замещающие родители.
  3. Подготовка ребёнка к жизни в новой семье.
  4. Сопровождение семьи после принятия ребёнка на воспитание.

1. Привлечение потенциальных замещающих семей.

Привлечение потенциальных замещающих семей осуществляется через регулярное проведение информационных кампаний при взаимодействии со средствами массовой информации.

Цели информационной кампании:

  • информирование граждан о формах и условиях устройства детей на воспитание в семью;
  • формирование общественного мнения о ценности семьи, приоритете семейного воспитания, необходимости помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • поиск и привлечение кандидатов в будущие родители.

Служба по устройству детей на воспитание в семью при проведении информационных кампаний использует следующие формы:

  • публикации статей о воспитанниках детского дома в местной прессе под рубрикой «Мама, найди меня!»;
  • трансляция на каналах городского телевидения видеороликов о детях детского дома;
  • встречи с общественностью, спонсорами;
  • информационные встречи с гражданами, желающими получить более полную информацию об условиях приема ребенка на воспитание в семью.

2. Отбор и подготовка кандидатов в замещающие родители.

Работа службы по отбору и подготовке потенциальных замещающих семей включает в себя:

  • телефонные переговоры.

Информация, которая предоставляется клиенту по телефону, должна быть краткой, но достаточной для того, чтобы он смог принять решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества. Для получения более подробной информации об условиях принятия ребенка на воспитание, кандидаты приглашаются на индивидуальное собеседование.

Задачи собеседования:

  • установить доброжелательные отношения с кандидатом в потенциальные родители;
  • получить общую информацию о потенциальном кандидате, выявить его мотивацию посредством анкетирования.

В процессе собеседования сведения о кандидатах фиксируются документально, заносятся в компьютерную базу данных и обсуждаются специалистами службы.

  • формирование групп для занятий в «Школе приемных родителей» .

На основании результатов собеседования выявляются кандидаты с позитивной мотивацией, высокой степенью готовности к принятию ребенка в свою семью. Данных кандидатов приглашают пройти цикл обучения в «Школе приемных родителей».

  • цикл занятий в «Школе приемных родителей».

Занятия в «Школе приемных родителей» являются курсами компетенции, которые дают возможность будущим родителям подготовиться морально и практически к приему ребенка в свою семью. Обучение и поддержку в «Школе приемных родителей» ведут специалисты детского дома (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник) с привлечением специалистов отдела опеки и попечительства, ПМПК и др. которые помимо ведения занятий осуществляют наблюдение, что важно для предварительной оценки семьи кандидата.

Полный курс для улучшения качества подготовки обучающихся в «Школе приемных родителей» состоит из 2 этапов:

I курс ориентирован на будущих родителей, находящихся в стадии поиска ребенка и оформления документов. Основная задача этого этапа курса: помочь подготовиться кандидатам в замещающие родители к приему ребенка. Кроме того, слушатели имеют возможность получить знания о том, как строить отношения с приемным ребенком на различных этапах: во время первой встречи, в период адаптации, в кризисных ситуациях; как сблизиться с ребенком; как разрешить проблемы на первоначальных этапах общения, а также узнать про типичные ошибки, ожидания и разочарования приемных родителей.

II курс – для родителей, принявших ребенка на воспитание в семью. На курсе изучаются вопросы воспитания, взаимоотношений в семье, проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители и способы их разрешения.

Основными принципами организации обучения являются:

  1. Использование активных методов при проведении занятий. Занятия сочетают в себе различные формы и методы обучения, такие как лекции, практико-теоретические семинары, беседы, ролевые игры, элементы арт-терапии, анкетирование, тестирование, консультирование, релаксация, рефлексия и др.;
  2. Участие всех членов будущей замещающей семьи в работе «Школы приёмных родителей».
  • обследование семьи специалистами службы.

Обследование семьи – необходимый этап подготовки – осуществляется социальным педагогом, который посещает семью кандидата, обследуя материально-бытовые условия жизни и наблюдая взаимодействие между ее членами с целью изучения возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых).

Анализ изучения материально-бытовых условий жизни семьи кандидата  фиксируется в акте обследования, в котором представляется информация о составе семьи, условий проживания, соблюдении санитарно-гигиенических норм в жилище, взаимоотношениях между членами семьи.

Обследование семьи осуществляется и психологом, который изучает психологический климат в семье, особенности личности кандидата.

  • консультирование семьи.

По результатам обследования семьи, кандидат приглашается на индивидуальную консультацию к специалисту. В ходе консультации психолог обсуждает с кандидатом его сильные – слабые стороны, способность справиться с теми или иными проблемами воспитания и помогает кандидату принять осознанное решение. Кроме того, во время консультации психолога решаются проблемы, вызванные необходимостью отказа кандидату в принятии ребенка.

  • итоговое заключение о семье.

После посещения  курса обучения в «Школе приемных родителей», обследования семьи и консультации делается вывод о личностных особенностях кандидатов, их воспитательного потенциала, психологической готовности к родительским функциям, мотивации принятия ребенка на воспитание в семью.

Полученная информация обсуждается со всеми специалистами службы по устройству детей на воспитание в семью, анализируется, структурируется и представляется в виде итогового заключения о семье кандидата в отдел опеки и попечительства.

  • консилиум по вопросу утверждения кандидатуры замещающей семьи.

Консилиум специалистов, состоящий из сотрудников детского дома и отдела опеки и попечительства, принимает решение о возможности передачи ребенка на воспитание в замещающую семью.

3. Подготовка ребёнка к жизни в новой семье.

Подготовка ребенка к жизни в семье проводится в течение всего времени пребывания его в детском доме. Реабилитационная работа, направленная на компенсацию эмоциональных травм детей, преодоление социальной дезадаптации, одновременно является первым этапом в подготовке ребенка к помещению в новую семью.

Второй этап подготовки ребенка к помещению в замещающую семью ориентирован на формирование у него представлений о том, что такое семья и жизнь в ней.

Работа на данном этапе осуществляется всеми специалистами службы и воспитателями групп, посредством различных форм и методов (занятия, беседы, консультации, ролевые игры и др.), адекватных возрасту и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Третий этап подготовки начинается с появлением конкретной семьи, изъявившей желание взять определенного ребенка на воспитание. Здесь происходит планирование специалистами службы процессов знакомства и помещения ребенка в новую семью.

Последовательность помещения ребенка в замещающую семью:
  • знакомство потенциальных родителей с данными о детях, которые, по мнению специалистов службы, подготовлены к переходу в замещающую семью;
  • личное знакомство с ребенком, рассказ ему обо всех членах предполагаемой семьи, кратковременная совместная деятельность: прогулки, посещение парка и т.д.;
  • посещение ребенком семьи в выходные и каникулярные дни (на основании договора).
Помещение ребёнка в семью на выходные и каникулярные дни предоставляет возможность кандидатам оценить свой воспитательный потенциал, желание и возможность принять ребёнка на воспитание, осознать свою ответственность за его судьбу. Кроме того, осуществляется обеспечение благоприятного вхождения ребёнка в семью, закладывание основ взаимопонимания и благополучной его адаптации к новым условиям проживания и воспитания;
  • решение о передаче ребенка в замещающую семью утверждается на консилиуме;
  • передача документов и заключения в орган опеки и попечительства для оформления документов о передаче ребенка на воспитание в семью.

4.Сопровождение семьи после принятия ребёнка на воспитание.

Профессиональное сопровождение замещающей семьи включает в себя:
  • регулярный контакт с семьей и ребенком;
  • анализ процесса адаптации ребенка в семье;
  • оказание помощи и поддержки семье в сложных, кризисных ситуациях;
  • консультирование по запросу;
  • мониторинг развития ребенка;
  • обучение замещающих родителей в «Школе приёмных родителей» (II курс).

Сопровождают замещающую семью: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагог (воспитатель), медицинский работник, предоставляя ей комплекс услуг, обеспечивающий успешность и стабильность помещения ребенка в семью, состоящий из групповых и индивидуальных программ.

Индивидуальные программы – психологическое консультирование, социально-правовая, логопедическая помощь.

Групповые программы – занятия в «Школе приемных родителей», тематические встречи, психологические группы.

Итоги психолого-педагогического и социального сопровождения замещающей семьи

подводятся на заседании консилиума.

Таким образом, для того чтобы эффективно способствовать реализации права каждого ребёнка жить и воспитываться в семье, необходимо разрабатывать и внедрять разнообразные формы жизнеустройства детей. Ведь устройство ребенка в семью станет успешным, только если:

  • обеспечивается предварительная реабилитация и подготовка ребенка к помещению в семью;
  • проводится работа по отбору и подготовке кандидатов в будущие родители;
  • осуществляется тщательный подбор семьи для ребенка с учетом психологической совместимости;
  • предоставляется последующее комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка.

Опыт работы службы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наглядно показывает, как в условиях детского дома, без привлечения дополнительного финансирования, но за счет эффективного использования внутренних ресурсов можно улучшить качество устройства детей на воспитание в семью, тем самым решать проблему социального сиротства.