здоровый образ жизни для детей

Страница 1 из 5

здоровый образ жизни для детей

Здоровый ребенок. Советы педиатра для родителей

Дети — самое большое богатство.

Они продолжат наше дело, возьмут в свои руки управление страной. И, конечно, руки эти должны быть сильными и выносливыми. Однако специалисты — врачи, физиологи, педагоги — выражают серьезную озабоченность состоянием здоровья подрастающего поколения. Исследования свидетельствуют с том, что современные дети и большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т. е. количество движений, производимых ими, ниже возрастной нормы. И это оказывает отрицательное влияние на их организм. Более того, двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в  организме ребенка.

Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет  за собой нарушения осанки, искривление позвоночника, плоскостопие,  задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации  движений, гибкости и силы. А длительное пребывание в однообразной позе вызывает статическую нагрузку на определенные группы мышц, что приводит к их утомлению и усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.

Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. У таких детей чаще регистрируются травмы, у них в 3-5 раз выше заболеваемость острыми респираторными инфекциями…  В этой ситуации первыми должны бить тревогу родители.

Обычно высказываются претензии в адрес яслей, детских садов,  школы, техникума, института. Это там ненаглядное чадо простужают и  недозакаливают. Это там «черствые» воспитатели, учителя, педагоги недодают детям положенное здоровье.

А часто ли вам приходилось слышать, как родители винят сами себя? Дескать, это мы виноваты - мы недогрузили, недозакалили и перекормили своего ненаглядного ребенка. Скорее все го, вы не припомните такого случая. Винят кого угодно, только не себя.

Да, научно-технический прогресс привел к значительному уменьшению тяжелой физической работы в жизни современного человека, особенно горожанина. За истекшее столетие удельный вес непосредственной мышечной работы человека в производстве снизился с 94 до 1 процента. Человек ХХ века, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией, которую еще называют «спешкой сидя». Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации — ускоренному развитию организма ребенка, в первую очередь увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, и возникают различные заболевания, отклонения..

Сейчас, к сожалению, ни детские сады, ни школа, ни тем более институт не необходимый двигательный режим своим питомцам не обеспечивают. Хотя, разумеется, стремятся — каждый на своем этапе. Стремление улучшить  физическое  воспитание подрастающего поколения нашло свое отражение в школьной реформе: вводятся ежедневные занятия всех учащихся физкультурой. Не все еще получается на этом пути. Поэтому так фажна роль родителей в физическом воспитании детей. Полностью ли они осознают эту свою важную миссию? И все ли? Вот характерный пример.

К педиатру обратились молодые родители.

Два года назад у них родился сын, и они хотели бы заняться с ним физическими упражнениями. Не посоветует ли уважаемый специалист, какой-нибудь комплекс? Каково же было удивление этих родителей, когда в ответ они услышали:

— Молодые люди, вы опоздали как минимум на три года!

— Как — воскликнул папа. — Тогда  у нас и ребенка еще не было!

Совет они, конечно, получили, но ушли несколько ошарашенные тем, что, оказывается, представления не имели о физической культуре своего ребенка.

А многие  ли молодые мамы и папы это представление имеют? Многие ли из ни знают, например, что если будущая мать соблюдает оптимальный режим двигательной активности, регулярно занимается посильными физическими упражнениями, то у нее легче протекают роды, лучше состояние новорожденного? У таких матерей рождаются более подвижные и крепкие дети, реже появляются дети с так называемым малым сердцем, функциональные возможности которого  весьма ограничены.

А вот другой пример. И опять — про родительскую неосведомленность.

Некоторые родители очень много времени уделяют физическому воспитанию грудных малышей. При этом используют массаж, гимнастику, закаливание. Но вот проходит год, полтора. У родителей появляются новые заботы по воспитанию ребенка. И хотя именно у 2— 3-летних детей формируются характер, вкусы и привычки, гигиенические навыки, развиваются речь и движения, закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, воспитанию физическому в семье уделяют see меньше времени. Попробуйте скажите родителям, что их детям в возрасте от 1 года до 3 лет как воздух необходимы занятия физическими упражнениями. В ответ в большинстве случаев услышите: «Какая там физкультура! Наш малыш и так ни минуту не присядет. Все время в движении. Крутится как юла. ».

Специалисты заметили.

что даже при большой  подвижности движения у детей обычно однообразны, в работу вовлекаются не все мышцы, а только часть и, как правило, одни и те же группы. Это не дает достаточного физиологического эффекта. К тому же в таком возрасте неправильно выполненное движение у ребенка прочно и надолго закрепляется и может стать причиной неравномерного развития мьшщ, нарушения осанки, искривления позвоночника. А это, в свою очередь затруднит деятельность, рост и развитие внутренних органов.

В возрасте до 3 лет организм ребенка, утверждают специалисты, наиболее пластичен. И любое даже самое незначительное, но систематически повторяемое, воздействие оказывает большое влияние на его развитие.

Во всех детских учреждениях нашей страны малыши систематически занимаются физическими упражнениями. Однако исследования последних лет свидетельствуют о том, что этого еще недостаточно.  Их следует дополнять занятиями дома.

А вот к чему приводит недооценка значения двигательной активности для здоровья матери  ребенка. Если 25 лет назад рождалось 20 — 25 процентов ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых»  новорожденных утроилось:  мамы этих детей ели «за троих» и мало двигались.

    

В  дальнейшем тучи над головой таких детей могут сгуститься, если в режиме дня будут постоянно игнорироваться физические упражнения.  В школьном возрасте эти дети страдают плоскостопием, искривлением позвоночника, близорукостью, ожирением, гипертонией. Гипертония поражает 14 - 18 процентов школьников, а 20 – 25 процентов детей из числа отстающих из-за состояния здоровья становятся второгодниками.

…Вы, конечно, не желаете такой судьбы своим детям. Поэтому, не откладывая дела в долгий ящик, проанализируйте их двигательный режим. Не слишком ли много времени они просиживают перед телевизором, развалясь в кресле? Не слишком ли часто и подолгу  отлеживаются на диване, слушая музыку? Сделайте это именно сегодня,  завтра - может быть уже поздно.

С утра  до вечера детей окружают учителя – специалисты по разным предметам, в том числе и по физкультуре. И у некоторых родителей появляется успокоительная и, можно сказать, расслабляющая мысль. Дескать, теперь мой ребенок- школьник и все заботы о нем берет на себя школа. Там знают, сколько он должен двигаться, сколько зубрить иностранные слова и т. д. Но многие родители не знают, что уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности в среднем лишь на 11 процентов, два урока — на 22 пpoцента. А за счет чего, спрашивается, покрывать оставшиеся 78 процентов? Школьная реформа предусматривает занятия физкультурой во внеурочное время. Уже много делается в этом направлении, но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Так что роль пап и мам на школьном этапе не только не понижается, а даже повышается. Потому что приходится исправлять и догонять, наверстывая упущенное. Потому что дети растут и вместе с ростом закрепляются недостатки физического развития.

Нет у нас заботы более важной и ответственной, чем воспитание детей.

Кем бы человек ни был, где бы ни трудился, он всегда должен проявлять высокое  чувство гражданственности - ответственность за судьбу подрастающего поколения.