Зачем в романе "Отцы и дети" представлена история счастливой любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой?

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

Слетами вытерпеть умел;

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался,

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов,

Кто славы, денег и чинов

Спокойно в очередь добился,

О ком твердили целый век:

N.N. прекрасный человек.

А. С. Пушкин

Не секрет, что нравственные принципы человека вполне могут проявиться в любви. Раскрывая образ нигилиста Базарова — главного героя романа, Тургенев описывает трагическую историю его любви к губернской красавице Одинцовой, а рядом для контраста писатель развёртывает историю счастливой любви Аркадия Кирсанова (университетского друга Базарова) и Кати Локтевой (младшей сестры Одинцовой). Почему же первая история кончилась разрывом, а вторая — свадьбой? Из всевозможных причин-объяснений следует выделить три главные: материальное положение героев, их характеры и убеждения.

Аркадий Кирсанов — внук генерала, наследник своего отца и дяди, родственник (правда, дальний) важных петербургских чиновников Колязиных. Хотя Николай Петрович всё время жалуется на хозяйственные проблемы, Кирсановы владеют большим степным (чернозёмным) имением, которое при правильном управлении может приносить вполне приличный доход. Одним словом, Аркадий — жених хоть куда. Базаров — внук дьячка, сын полкового лекаря, получившего за добросовестную службу потомственное дворянство и не заведший никаких влиятельных друзей и покровителей. Следовательно, молодой нигилист может унаследовать от родителей только крошечное имение в двадцать две крестьянские души. Иными словами, Аркадий с рождения избавлен от суровой «борьбы за жизнь» и волен выбирать себе любое поприще: государственную службу, управление родовым имением, спокойные семейные радости или прожигание жизни, в то время как бедняк Базаров должен, если пожелает, сам добиваться всего в жизни.

Материальное положение Анны Сергеевны Одинцовой и Кати Локтевой тоже разное, хотя они родные сёстры. Их отец, блестящий аферист и картёжный игрок, промотал в Петербурге и Москве всё состояние семьи и умер, оставив дочерям маленькое имение в одну деревеньку. Однако Анна Сергеевна, двадцатилетняя красавица с блестящим столичным воспитанием, принадлежащая по материнской линии к княжескому роду, вышла замуж за богатого сорокашестилетнего

(XV) помещика Одинцова и после его смерти стала богатой вдовой, всё ещё молодой и красивой. Анна Сергеевна с самой смерти отца взяла на себя заботу о младшей сестре, и Катя ни в чём не нуждалась по милости Одинцовой (XXV), но при этом Катя по-прежнему владела только половиной отцовской деревни, то есть была бедная невеста, почти бесприданница.

Следует отметить, что молодые герои романа — люди широких взглядов, для них бедность друга или любимого человека не имеет первостепенного значения. Богатый наследник Аркадий Кирсанов подружился с бедным студентом Базаровым, женился на Кате, не думая о её приданом. Базаров влюбился в богачку Одинцову, покорённый её красотой и интеллектом, а она увлеклась им, и в её рассуждениях о «лекаре» мысли о его бедности вообще не возникало.

В обеих историях любви характеры героев сыграли более серьёзную роль, чем материальные соображения. Аркадий добродушен, покладист, чувствителен, в меру умён и наблюдателен — словом, молодой человек, «приятный во всех отношениях». Протанцевав на балу мазурку с Одинцовой, он влюбился в молодую вдову с «изящным смирением» (XIV), то есть томно вздыхал о ней и не смел надоедать своими ухаживаниями. Молодой Кирсанов наивно поддался на хитрость Базарова, который, чтобы удалить молодого соперника, по приезде в Никольское сразу обратил его внимание на Катю: «. эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и всё что хочешь» (XVI). Аркадий легко запутывается в своих сердечных делах: он, «который окончательно сам с собой решил, что влюблён в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей» (XVII). Может быть, благодаря своему мягкому, лёгкому характеру молодой Кирсанов понравился Кате, а уж она помогла ему понять, в чём его счастье.

Однажды Катя попросила Аркадия: «Не сравнивайте меня с сестрой. это для меня слишком невыгодно» (XXV). Однако она явно скромничает: она очень похожа на Анну Сергеевну рассудительностью, сдержанностью, решительностью. Она так умно ведёт себя с молодым Кирсановым, что он, вздыхая об Одинцовой, незаметно привязывается к младшей сестре: «Катя смутно понимала, что он искал какого-то утешения в её обществе, и не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивой дружбы» (XVII). Прощаясь с Аркадием навсегда, Базаров произносит: «. я на Катерину Сергеевну надеюсь. Посмотри, как живо она тебя утешит» (XXVII). И Базаров прав. «Ручному» Аркадию нужен верный друг и руководитель. Как только Базаров уходит из жизни молодого Кирсанова, его место занимает Катя: уже вечером после отъезда университетского друга Аркадий начал подчиняться невесте, «и Катя это чувствовала и не удивлялась» (XXVI).

Именно Катя выбирает Аркадия себе в спутники жизни, хотя он сам уверен в обратном. Именно она объясняет Аркадию разницу между ним и Базаровым: «. вы ему чужой. (. ) Он хищный, а мы с вами ручные» (XXV), однако делает это очень тактично, потому что сама принимает сторону Аркадия («мы с вами»). При этом не кто иной, как Катя напоминает мужу о Базарове в конце романа во время торжественного обеда.

Базаров по характеру — полная противоположность Аркадия: суров, самоуверен, решителен, замечательно умён и целеустремлён, при этом честен и искренен. Он не стал, подобно своему другу, «придаваться тихому унынию» (XVII) любви, не стал обманываться насчёт своих чувств к Анне Сергеевне, о чём и заявляет молодому Кирсанову: «Э, да ты, я вижу, Аркадий Николаевич, понимаешь любовь, как все новейшие молодые люди: цып, цып, курочка, а как только курочка начинает приближаться, давай бог ноги! Я не таков» (XXI). Он, позлившись немного на себя за романтическую любовь, в которую раньше не верил, решительно признался Одинцовой в своих чувствах. Его страсть была так велика, что захватила и одновременно испугала Анну Сергеевну: «. страсть в нём билась, сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей. Одинцовой стало страшно и жалко его» (XVIII). Молодого нигилиста отличает внешняя сдержанность и внутренняя гордость («сатанинская гордость», как выразился Павел Петрович — X): Базаров внешне спокойно воспринял отказ Анны Сергеевны (XIX), но гордо отказался от её жалости-милости (XXVI).

Гостя у родителей, он заявляет Аркадию: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передомной, (. ) тогда я изменю своё мнение о самом себе» (XXI). Однако гордый нигилист лукавит — он уже встретил такого человека. Это Одинцова, и по силе характера («. характер у неё был свободный и довольно решительный» — XV) она не уступает Базарову. Анна Сергеевна, будучи ещё молодой женщиной, уже испытала и успешно преодолела множество трудностей: разорение семьи, шесть лет жизни с мужем, которого «она едва выносила» (XVI), злоязычие уездных сплетников, ответственность за судьбу младшей сестры, управление имением. Ум и интерес к жизни, мягкость и самостоятельность в мыслях (к Базарову она «благоволила, хотя редко с ним соглашалась» — XVII), отвращение к пошлости и терпимость к чужим недостаткам, красота и чувство собственного достоинства — такое сочетание качеств характера в Анне Сергеевне делает справедливой первоначальную оценку, данную ей на балу Базаровым: «Это что за фигура? (. ) На остальных баб не похожа» (XIV). Не удивительно, что Базаров нашёл только в Одинцовой, а не в ком другом (включая родителей) единственного в романе человека, с которым мог серьёзно и откровенно говорить на любую тему, начиная с устройства российского государства, продолжая вопросами медицины, ботаники, кончая проблемами счастья, любви, собственного будущего.

Наконец, убеждения (принципы), касающиеся любви, сыграли важнейшую роль в судьбе героев романа. Аркадий и Катя ценят взаимную любовь и хотят иметь семью. Оба согласны ограничить свою жизнь «домашним кругом» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 4, XIII), согласны покоряться друг другу, чтобы избежать семейных ссор: «. уважать себя и покоряться, это я понимаю; это счастье. » (XXV), — говорит Катя. Они согласны пожертвовать своей независимостью («На что она?» — XXV), чтобы жить вместе. Совершенно искренне так думает Аркадий, человек добрый и уступчивый. Более сложные соображения у Кати.

Восемь лет Катя может наблюдать свою престарелую тётку — никому не нужную княжну Авдотью Степановну, приживалку в доме Одинцовой. Чтобы не повторить печальную судьбу этой старой девы. Катя должна выйти замуж за молодого Кирсанова, так же как восемь лет назад Анна Сергеевна должна была выйти замуж за богача Одинцова. Одинцов был старше Анны Сергеевны на двадцать пять лет, но был умён и одинок, так что молодая жена должна была приноравливаться только к его вкусам и желаниям. Катя выходит замуж за молодого и богатого человека, но зато должна ужиться с его разнохарактерными родственниками: недалёким Николаем Петровичем, простодушной Фенечкой, мрачным Павлом Петровичем, бойким Митей. И Катя, как следует из финала романа, умеет ладить со всеми. Благодаря ей, Аркадий получил от жизни всё, о чём мечтал: спокойную любовь, добрую жену, а через год и сына Колю — словом, он зажил полной жизнью, как оно и следует положительному человеку.

Если Аркадий и Катя видят в любви и семье достойную цель жизни, то Базаров и Одинцова думают иначе. Базаров, как оказалось, может страстно полюбить женщину, но при этом считает любовь в лучшем случае приятным дополнением к серьёзной деятельности, научной или общественной. Поэтому он так решительно отвергает жизненный опыт Павла Петровича: «. человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек— не мужчина, не самец» (VII). С точки зрения Базарова, настоящее дело требует полной самоотдачи, значит, надо быть готовым к «бобыльной жизни» (XXVI), то есть одинокой, бессемейной, но именно настоящее дело представляет интерес для настоящего человека. А любовь и семья — удел обыкновенных смертных, которые только и умеют следовать природным инстинктам. Недаром при прощании Базаров указал Аркадию «на пару галок, сидевших рядышком на крыше конюшни»: ведь «галка — самая почтенная семейная птица» (XXVI).

Анна Сергеевна, дожив до двадцати восьми лет без любви, одновременно хочет и боится полюбить. Выйдя восемь лет назад замуж за Одинцова по расчёту из-за крайней бедности, она в полной мере испытала, что это значит — житье мнительным, болезненным, «кислым», хотя и добрым человеком (XV). Теперь, будучи свободной и независимой, она может выбирать предмет для своих романтических чувств, то есть может спокойно обдумать ответ на признание Базарова. Нигилист, она сама себе признавалась, очень ей понравился, но она уже поняла, что для этого амбициозного человека любовь не станет главным в жизни. А ведь Анна Сергеевна имеет своё представление о настоящей любви: «Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо» (XVII). Роман с Базаровым мог подарить Одинцовой только любовь: ни богатства, ни веса в обществе, ни светского успеха нигилист не мог дать своей избраннице, да и любовь его была бы кратковременной. Как бы страстно он ни был влюблён, он быстро бы вспомнил о своём деле. Итак, Анна Сергеевна, трезво взвесив обстоятельства, отказала Базарову, предпочитая покой и комфорт ненадёжным чувствам: «Нет, (. ) бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете» (XVIII).

Подводя итог, отметим, что противопоставление — один из любимых художественных приёмов Тургенева. Характер главного героя лучше всего раскрывается через парное сравнение образов (Базаров — Павел Петрович, Базаров - Аркадий, Базаров - карикатурные нигилисты, Базаров — родители) или в сходных ситуациях (история любви Аркадия и Кати Локтевой — история любви Базарова и Одинцовой). Следует признать, что задуманный контраст с двумя историями любви получился очень убедительным.

Заурядному (иначе говоря, обыкновенному) Аркадию легко найти своё место в мире — делай свою жизнь по примеру «отцов» и будешь счастлив, как они. А если человек «странный» (иначе говоря, необыкновенный), если Базарову мало «спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории» (Достоевский), что тогда? «Ломать» его и насильно подравнивать под обычных людей? Тургенев вполне ясно выражает в романе свою идею: пусть каждый получит своё (Suum cuique — XX).

Аркадий и Катя стремились к семейному счастью и добились его. Аркадий из горячей любви готов покоряться жене, и такая покорность для него не обидна. Катя находит достойное применение своему сильному характеру, во всём помогая мужу, воспитывая сына. Анна Сергеевна, выйдя второй раз замуж уже не по расчёту, а «по убеждению» за будущего выдающегося деятеля (XXVIII), тоже исполнила свою мечту о покое и достоинстве. Странно только, что Базаров, как утверждают некоторые литературоведы, умирает от любви (!): ведь он мечтал о высоком поприще на благо России, а любовь (даже после истории с Одинцовой) считал дополнением к главному делу. Доказательством может служить его последний разговор с Аркадием (XXVI).

Просмотров: 28907