"Вода в жизни человека"

Конспект  открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему.

Автор: Юмагулова Гюлюса Магарифовна . воспитатель I квалификационной категории МДОУ "Детский сад комбинированного вида N36 "Золотой ключик", г.Набережные Челны.

Программное содержание:

  1. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния - твердая (снег, лед), жидкая, газообразная - пар.
  2. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации.
  3.  Развивать у детей фонематический слух: умение слышать и определять звук в слове.
  4. Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту.

Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Материал для занятия: рисунки по теме "Вода", схема "Вода в организме человека" и "Опорных картинок для подведения итога занятия",детские халаты, кроссворд, глобус; пластмассовые стаканчики и воронки, вата для фильтрации; речной песок, сахар, соль, масло растительное и сливочное, гуашь, лед.

Ход занятия.

-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Во-первых: мы в белых халатах. Во-вторых. сегодня утром на столе я обнаружила вот такой кроссворд и листочки с вопросами. Если мы с вами правильно отгадаем кроссворд, то узнаем тему нашего занятия.

1.В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Совок" и стоит в нем на третьем месте.( В)

2. Во второй клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Гром" и стоит также на третьем месте.( О)

3. В третьей клеточке буква с которой начинается слово "Дорога" (Д)

4. В четвертой клеточке  вторая буква из слова "Рама" ( А)

Какое слово  у нас получилось. Правильно, "Вода".Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения)..

Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.            Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане.

И  в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее Вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

Посмотрите, какую интересную схему я вам принесла. Человек на 80 % состоит из воды.(схема)

Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какой видят космонавты  нашу Землю из космоса. Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют "Голубой планетой".

Как называются все моря и океаны на Земле. Правильно, вся вода на Земле составляет единый Мировой океан.

Давайте поиграем в игру "Какая бывает вода"( воспитатель бросает детям мячик и они говорят о свойствах воды и использовании ее в жизни человека).

А сейчас мы с вами пройдем в нашу  лабораторию и  продолжим разговор  о воде. Скажите, что обозначает слово лаборатория? Почему лаборанты работают в белых халатах.

ОпытN1 "Определение цвета воды"

Опыт N2 "Имеет ли вода запах"

Опыт N3 "Вода мутная или прозрачная?"

Опыт N4 "Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются"

Опыт N5 "Снег, лед - твердая вода"

Опыт N6 " Не вся вода пригодна для питья, ее надо очистить или профильтровать, после чего использовать как питьевую. Морская и океаническая вода соленная, для питья не пригодна."

Подвести детей к выводу:

  1. Соль, сахар в воде растворяются, при этом вода остается прозрачной.
  2. Речной песок не растворяется, оседает на дно стакана.
  3. Гуашь растворяется в воде, при этом меняет цвет воды.
  4. Масло не растворяется в воде, плавает в виде желтых капелек или растекается по ее поверхности тонкой пленкой.
  5. Лет и снег- твердое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть станет паром.
  6. Если вода грязная, после фильтрации на фильтре остается грязь( следы гуаши, масла и грязи после снега).

Подвести по опорным картинкам итог: вода прозрачная, без запаха, растворитель, бывает в трех состояниях - жидкость, лед, пар.

Умницы! Мы сегодня с вами хорошо потрудились и узнали много о значении воды в жизни человека, ее свойствах. Предложить детям лимонад.