Психологические особенности детей пятого года жизни

Консультация для родителей

Психологические особенности

детей пятого года жизни

В возрасте 4 –5 лет у ребенка появляется круг элементарных обязанностей. С одной стороны, под руководством взрослого, который создает условия и обучает, а с другой стороны под воздействием «детского общества». Дети общаются между собой, действуют совместно, в процессе этой деятельности создается их общественное мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен. Социальная ситуация развития выражается во всех видах деятельности и прежде всего в сюжетно – ролевой игре. Ребенок активно ищет повода для совместной игры, для установления отношений. Продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают объединяться для игры и общения на более длительное время. Сама игра требует этого и способствует этому.

Игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения. строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно – ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре:

    Семейные роли (папа, мама, бабушка, дедушка и т. д.) Воспитательные (няня, воспитательница в детском саду) Профессиональные (врач, командир, пилот) Сказочные (козлик, заяц, змея)

Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые и дети, или заменяющие их игрушки, например куклы. Сюжетно - ролевые игры в этом возрасте отличаются гораздо большим разнообразием, тематикой ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил. Многие предметы натурального характера, используемые в игре, здесь заменяются условными, и возникает символическая игра.

Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений. В этом возрасте впервые появляется лидерство, у детей начинают появляться организаторские умения и навыки.

Для детей пятого года жизни характерно – внеситуативно – познавательное общение. При нем познаются предметы и явления окружающего мира. В этом возрасте взрослый должен общаться с ребенком и по поводу того, что не было в непосредственном опыте ребенка. Это вызывает у ребенка стремление к общению для получения новых знаний и возникает желание обсуждать причины явлений.

Дети 4 – 5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Поэтому очень важно правильно определять степень сложности задания и его объем. Некоторые сложные умения и навыки надо формировать поэтапно, выделяя отдельные элементы. Желание ребенка строить, лепить, трудиться, рассказывать необходимо, поддерживать и развивать. В этом возрасте дети хорошо осваивают правила, что служит основой их организованного поведения.

Особенности познавательной сферы детей пятого года жизни:

Восприятие. Способны узнавать, называть и соотносить семь основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый), дифференцировать геометрические формы (шар – круг, куб - квадрат. треугольник), величину предметов (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый тонкий), нахождение в пространстве (далеко – близко, высоко - низко), эмоциональные состояния (радость, грусть, гнев).

Память: начинают развиваться процессы произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Объем зрительной памяти составляет 4-5 предметов, объем слуховой памяти - 4 предметов.

Внимание. внимание становится более устойчивым. В развитии произвольного внимания ребенку помогает рассуждение вслух. Если ребенка просят постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длинного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях. Ребенок может быть продуктивен в данном возрасте 10 – 12 минут.

Мышление. Преобладает наглядно-действенное мышление. Четырехлетний ребенок способен: собирать целое из 3 частей без опоры на образец, и из 4 частей – со зрительной опорой или наложением на образец, сравнивать предметы по цвету, форме, величине, расположению в пространстве. При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять 3 сходства и 3 различия.

Воображение. Характерно воссоздающее, которое заключается в создании образов, описываемых в сказках; рассказах взрослого.

В образах воображения может наблюдаться смешение нескольких элементов, почерпнутых из разных источников; сочетание реального и сказочного, фантастического. Это не сила, а слабость воображения:

- из – за недостаточного опыта;

- из – за неумения отличать возможное от невозможного.

Ребенок просто старается понять, взрослые же считают, что он сознательно фантазирует.

В сфере развития коммуникативных навыков дети данной возрастной группы способны обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре придуманной взрослым.

Развитие волевой сферы позволяет детям среднего дошкольного возраста принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.

Диагностировать психофизиологическое развитие своего ребенка, родители способны самостоятельно проверив:

· умеет ли он закрашивать предметы внутри контура;

· умеет ли нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.

· умеет ли вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы;

· умеет ли изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.

Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрезмерно раннего (до 5.5 лет) обучения детей чтению, письму, математике, иностранному языку. шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре на компьютере. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому – образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того, что детская непосредственность подменяется абстрактным мышлением, раннее обучение может спровоцировать невроз.

Педагог – психолог МАДОУ №41Османкина Елена Михайловна.